Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Петр Турчанинов. Ожившее наследие

18 марта, 2013

 

«Рукописи не горят» — это убеждение Михаила Афанасьевича Булгакова относится к произведениям многих творцов, не признанных при жизни, но понятых другими поколениями. Отнести его можно и к судьбе иркутского художника Петра Турчанинова, выставка работ которого открыта в эти дни в Музейной студии областного краеведческого музея.

До 2009 года он был нашим современником, скромно жил и творил. Турчанинов был почти забыт коллегами по художественному цеху и не известен зрителям. Несмотря на большое число выставок, открывающихся в музеях, галереях, выставочных залах города, его полотна не выставлялись, оставаясь достоянием автора, работающего только для себя.

Творческую судьбу Турчанинова можно назвать трагической, но и великой. После кончины Петра Андреевича с его работами встретился коллекционер Максим Крылов. Увидел — и разглядел в них руку неповторимого автора, сравнимого в живописи с бессмертными творениями великих мастеров. Правда, пока картины были в ужасном состоянии, заросшие слоями пыли, «раненые» порезами и дырами, оставшимися после забитых прямо в холсты гвоздей.

Крылову хватило средств и терпения взяться за восстановление полотен, обратившись за помощью к реставраторам Валентине Рутц и Светлане Тютиковой, работающим в филиале реставрационных мастерских областного художественного музея. Миллиметр за миллиметром восстанавливали они цветовую гамму живописи, придавая ей первоначальный блеск и эмоциональную колористическую наполненность. И постепенно открывалась образная выразительность работ художника, который не вписывался в то время, в котором он жил, своим соответствием классической манере письма.

Именно Максим Крылов добился того, чтобы в культурно-досуговом центре «Художественный» Байкальского государственного университета экономики и права начала работать постоянная экспозиция этого художника, а особо одаренным студентам художественного училища в этом зале ежегодно вручались премии имени Петра Турчанинова.

В 2012 году в полиграфическом центре «РИЭЛ» Крылов издает альбом работ художника, названный «Гений из Сибири». Автором текстов стала член ассоциации изобразительных искусств АИАП-ЮНЕСКО, кандидат исторических наук, искусствовед и художник Татьяна Ларева; фотографии — репродукции полотен — выполнены Сергеем Мурзиным.

Справедливость восторжествовала: после смерти Петра Андреевича Турчанинова его работы стали доступны широкому кругу зрителей, с ними можно познакомиться на выставках или посмотреть в альбоме, прочитать интересный рассказ о судьбе художника и вникнуть в искусствоведческий анализ его картин.

«Всего несколько лет прошло со дня смерти П.А.Турчанинова, — пишет Ларева, — а между тем достоверные сведения о его личной жизни крайне немногочисленны. Кроме нескольких почтовых телеграмм, творческих дневниковых записей и официальных документов не осталось почти никаких материалов». И все же авторам удалось установить, что семья Турчаниновых в Иркутске жила на улице Александра Невского в доме № 43а. У художника были брат Вениамин, по профессии инженер-геолог, и сестра Антонина, работавшая врачом в городской больнице города Находки.

Петр родился в 1932 году, а в начале пятидесятых поступил учиться в Иркутское художественное училище, в котором в то время начал преподавать выпускник Московского художественного института имени В.И.Сурикова Дмитрий Баркалов, ставший учителем многих известных художников Иркутска. В 1952 году Турчанинова призвали служить на Тихоокеанский флот. Демобилизовавшись в 1956 году, он продолжил учебу и после блестящей защиты диплома поступил в Московский институт имени В.И.Сурикова.

Мастерство и умение, полученные Турчаниновым в художественном училище, позволили ему сразу же стать лидером курса. На его учебные работы собирались посмотреть студенты старших курсов, об иркутянине заговорили как о сложившемся художнике, человеке необычайного таланта. Сложно судить о причинах, но после перевода в 1960 году на факультет графики студент в том же году «по семейным обстоятельствам» оставляет учебу и возвращается в Иркутск.

В родном городе он устраивается на работу в мастерские художественного фонда, выполняет бесчисленные заказы по изготовлению плакатов наглядной агитации и пропаганды, по оформлению города к политическим праздникам и демонстрациям, что не способствовало художественному росту мастера.

 


Чем ярче работал художник, тем труднее проходили его картины на выставки. Могущественный художественный совет — вершитель судеб художников — все чаще  упрекал его в формализме, в отступлении от форм социалистического реализма. Тихий, неамбициозный Петр Андреевич, скорее всего, не умел «толкаться локтями», трудно приспосабливался к среде, в которой кроме таланта необходимо еще и умение позиционировать себя, договариваться с сильными мира сего, быть толерантным и легким в общении. Этими качествами художник не обладал, поэтому не рвался вступать в Союз художников, не понимал «коллективного художественного мышления», оставаясь  одиноким странником.
 

 

Тем не менее Петр Андреевич упорно трудится, находится в поиске новых средств выразительности своих работ, сюжеты которых рождались из наблюдений, из его генетической памяти. Он пишет портреты, прототипами которых становились рядовые иркутяне, герои сибирских строек, труженики колхозных полей. Турчанинов был великолепным мастером портрета, психологом и художником одновременно, раскрывал в чертах лица, в мимике, в позе внутренний мир портретируемого, непростые особенности натуры, точно определяя социальное положение в многомерном и разобщенном обществе.

В пейзажах Турчанинов отходил от точного копирования видов природы, стремясь передать ее характер, энергетическую силу, эмоциональное состояние, зависящее не только от времени года. День и ночь, утро и вечер — сутки делятся у художника по цвету, состоянию пробуждения или сна с его таинственными образами, являющимися из подсознательного. Манера письма Турчанинова становится иной, определение ей найти сложно, из привычных направлений в изобразительном искусстве более всего, наверное, подходит импрессионизм.

Чем ярче работал художник, тем труднее проходили его картины на выставки. Могущественный художественный совет — вершитель судеб художников — все чаще  упрекал его в формализме, в отступлении от форм социалистического реализма. Тихий, неамбициозный Петр Андреевич, скорее всего, не умел «толкаться локтями», трудно приспосабливался к среде, в которой кроме таланта необходимо еще и умение позиционировать себя, договариваться с сильными мира сего, быть толерантным и легким в общении. Этими качествами художник не обладал, поэтому не рвался вступать в Союз художников, не понимал «коллективного художественного мышления», оставаясь  одиноким странником.

Переступив порог третьего тысячелетия, Петр Андреевич Турчанинов покинул земную юдоль в 77-летнем возрасте. В мир иной ушел тихо, не заботясь о том, чтобы сохранить свои картины для потомков. Но произошло то, что и должно было произойти. Его работы ожили в своем величии и красоте, а значит, жив и мастер, создавший их.

Светлана Жартун, специально для «Байкальских вестей»

На фото: Петр Турчанинов

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии