Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Переименование?.. Возвращение?.. Приходите в феврале…

12 ноября, 2013

 

 

Общественная палата Иркутска так и не смогла найти для себя занятие более интересное, чем бесконечное обсуждение возвращения улицам города исторических названий. Очередной круглый стол, посвященный толчению воды в ступе топонимики, состоялся 6 ноября.

Аргументы за переименование давно известны: несколько десятков улиц в центральной части города были названы в честь людей, никогда не бывавших в Иркутске и даже поблизости от него; названия давали большевики в соответствии со своими политическими предпочтениями; некоторые улицы и вовсе названы в честь террористов и революционеров. Надо вернуть старые названия, данные в связи с местными особенностями (например, Амурская, Большая, Дегтярная, Мастеровая), а также в честь купцов, предметов культа православной церкви, государственных деятелей и правоохранительных органов дореволюционной России. Тем самым Иркутск станет отличаться от всех других городов (потому что улиц Ленина в стране тысячи, а площади графа Сперанского, например, ни одной), и, может быть, тогда подрастающее поколение полюбит свой город и не захочет из него уезжать.

Доводы противников переименования известны не хуже. Прежде всего, ни о каком возвращении исторических названий речь не идет: часть улиц (откровенно говоря, подавляющее большинство) до революции просто не существовала и была построена именно при советской власти. Во-вторых, многие улицы носили советские названия дольше, чем любые другие. Да и звучат они лучше, чем, например, Кладбищенская, — одно это название способно обрушить цены на недвижимость в целом районе. В-третьих, некоторые действительно старинные улицы имели несколько названий, и выбрать одно из них довольно затруднительно. Другие топонимы, как то же имя графа Сперанского, относились в прошлом к небольшим объектам, в несколько раз уступающим тем, которым предлагают присвоить эти названия сегодня. Некоторые реки, площади, переулки и улицы просто исчезли в результате перепланировки.

Главное же обстоятельство, перед которым опускали руки многие мэры и депутаты, заключалось в том, что при переименовании даже самой короткой улицы неизбежно возникнет проблема замены документов на все объекты недвижимости (включая квартиры горожан), путаница с почтовыми адресами и прочие сложности. Выход из коллизии напрашивается сам собой: либо замена документов должна произойти бесплатно (что вряд ли возможно, поскольку многие ведомства федеральные и денег потребуют), либо бюджет органа, инициировавшего переименование, возьмет все расходы на себя. В случае Иркутска это и будет бюджет города Иркутска. Ни один из мэров, при которых проходило обсуждение темы переименования (будем уж называть вещи своими именами), не рискнул взять на себя смелость и начать с депутатами городской думы разговор об этих тратах. Более того, в Иркутске по рукам заинтересованных в переименовании людей ходит стенограмма слушаний в городской думе, состоявшихся в начале 2013 года. Судя по всему, ни СМИ, ни общественную палату на это мероприятие не приглашали, а депутаты, узнав о предстоящих тратах, дружно высказались против. Как, кстати, и участники опроса, организованного на сайте мэрии, — горожане высказались против переименования так дружно, что сторонники никоим  образом не смогли истолковать результат опроса в свою пользу.

Камнем преткновения считается и позиция ряда политических сил. Ни для кого не секрет, что коммунисты и другие левые группы в свое время высказывались против установки памятника адмиралу Колчаку, и появление памятника объясняется лишь волевым усилием инициатора этого проекта, а благодаря не меньшему напору губернатора Александра Тишанина имя Колчака появилось на фронтоне краеведческого музея. И до сих пор эти два объекта остаются единственными в Сибири — в западной части Сибирского федерального округа памятники правителю Сибири так и не были установлены. Не секрет и то, что влияние коммунистов на умы избирателей в Иркутске в последние годы растет, причем особенно в районе Академгородка, где сосредоточены (как принято считать) самые интеллектуальные избиратели города. Депутаты городской думы, представляющие партию «Единая Россия», неоднократно высказывались в том духе, что на носу очередные выборы и поднимать вопрос о переименовании улиц несвоевременно.

 


Депутат Сергей Юдин поставил в разговоре не точку, но многозначительное многоточие, предложив вернуться к вопросу через несколько месяцев, — например, организовать общественные слушания в январе или феврале 2014 года. Председатель городской думы Александр Ханхалаев перед этим довольно уверенно пообещал, что, несмотря на предстоящие осенью 2014 года выборы в городскую думу, депутаты соберутся с силами и уж какую-нибудь улицу переименуют. 

 

Круглый стол, состоявшийся 6 ноября, отличался от предыдущих подобных мероприятий тем, что на него были персонально приглашены те, кто может потребовать денег за замену документов при переименовании, — Нотариальная палата Иркутской области, Федеральная кадастровая палата Росреестра, Иркутский филиал государственного учреждения «Росинвентаризация — Федеральное БТИ», БТИ города Иркутска, ГИБДД по городу Иркутску, местные отделения Почты России и Пенсионного фонда. Почтовые служащие не видят в переименовании никаких проблем. Что и неудивительно: Почта России вообще не видит никакой проблемы, например, в том, что письмо из Томской области идет до Иркутска две недели, а по Иркутску до почтового ящика — еще две.

Позиция ГИБДД проста и понятна: если вы живете на улице, которая была переименована, и вдруг решите продать автомобиль, то сначала вам надо будет его перерегистрировать, что по нынешним временам стоит 300 рублей, а там — инфляция покажет, но точно не меньше. Нотариальная палата согласилась снизить расценки на свои услуги, и в том случае, если какая-то улица будет переименована, за переоформление документов частные предприниматели заплатят 200 рублей, а юридические лица — 300 рублей. Федеральная налоговая служба оговорилась, что предприниматель не обязан менять свои документы в случае переименования улиц, но если он сам решит каким-то образом скорректировать сведения о себе, ему придется заплатить 800 рублей государственной пошлины.

Начальник отдела реестров городского Бюро технической инвентаризации Владимир Клепиков вообще поставил в тупик сторонников переименования и депутатов городской думы Александра Ханхалаева, Олега Геевского и Сергея Юдина. По словам Клепикова, трудности с перерегистрацией прав собственности (при передаче по наследству, например) испытывают не только жители проспекта Маршала Жукова, получившего свое название в середине 1990-х, но и жители бывшего Сталинского района, о существовании которого многие присутствующие слышали впервые в жизни. Попытка задать наводящие вопросы и выяснить, в чем именно состоят трудности, оказалось безуспешной — господин Клепиков дал понять, что уж какие-нибудь трудности да будут. И нет оснований ему не верить, потому что уж что-что, а трудности в России создавать умеют!

Не порадовала своим сообщением и представительница Пенсионного фонда. В соответствии с Федеральным законом 210-ФЗ о защите персональных данных, в случае переименования улиц за работающих граждан информацию в Пенсионный фонд передадут из отдела кадров работодателя, а вот пенсионерам и неработающим придется подавать сведения лично. Пенсионный фонд не требует за эту работу денег отдельно, это нормальная повседневная задача, но что в коридорах будут очереди и придется тратить время и нервы — сомневаться не приходится. В Правобережном округе, который более других может подвергнуться процедуре переименования, проживает почти сто тысяч человек. Сотрудники Пенсионного фонда, которым предстоит обработать значительную часть имен и фамилий из этого массива, заранее не рады дополнительной нагрузке. Итоговое предложение одного из участников дискуссии оформить все требования местных и федеральных органов в небольшой справочник, издать его достаточным тиражом и раздать всем жителям переименованных улиц обойдется городской казне в очередную круглую сумму.

В итоге дискуссии выяснилось, что даже у сторонников переименования нет единства по вопросу, какой из городских объектов стоит переименовать в первую очередь. Городская комиссия по топонимике предлагает депутатам городской думы и мэру «набить руку» на сквере имени Кирова — поскольку по этому адресу нет ни одного почтового и юридического адреса, процедура, полагают авторы затеи, пройдет безболезненно. Если не принимать во внимание, что сквер предлагают переименовать в площадь, да еще и присвоить ей труднопроизносимое имя графа Сперанского, оптимизм кажется преувеличенным. Городской фонд «Наследие иркутских меценатов» выступает с инициативой переименовать улицу, носящую имя малоизвестного красноярского большевика Бограда в Чудотворскую. Почему бы нет? «Роддом на Чудотворской» звучит, конечно, благозвучнее, но настолько же благозвучнее будут и наиболее вероятные типично иркутские новости с этой улицы: «На Чудотворской сгорел дом», «На Чудотворской прорвало трубу водопровода», «На перекрестке Чудотворской и Чкалова произошло ДТП». Заранее можно представить, какими чудными заголовками засияет все это в городских СМИ.

Депутат Сергей Юдин поставил в разговоре не точку, но многозначительное многоточие, предложив вернуться к вопросу через несколько месяцев, — например, организовать общественные слушания в январе или феврале 2014 года. Председатель городской думы Александр Ханхалаев перед этим довольно уверенно пообещал, что, несмотря на предстоящие осенью 2014 года выборы в городскую думу, депутаты соберутся с силами и уж какую-нибудь улицу переименуют.

Что ж, поживем — увидим.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии