Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Парк иркутского периода

12 мая, 2015


IRK00139.jpg

В Иркутске будет создана рабочая группа, которая займется дальнейшей судьбой бывшего Центрального парка культуры и отдыха. Такое решение было принято после рассмотрения вопроса на депутатских слушаниях, состоявшихся в конце апреля. 

Концепцию реконструкции выявленного объекта культурного наследия «Городское Иерусалимское кладбище города Иркутска» депутатам представил председатель правления Иркутской региональной общественной организации по содействию в создании и поддержании мемориальных кладбищ, изучению историко-культурного наследия «Иркутский исторический некрополь» Алексей Дорошенко.

Кладбище, первое в Иркутске, просуществовало уже 160 лет, здесь похоронено свыше ста тысяч горожан. В том числе — участники различных войн, а также люди, которые многое сделали для развития Иркутска и губернии. Однако кладбище, по словам докладчика, «было покинуто государством», уничтожены могилы. Сейчас потомки тех, кто нашел последний приют в этой земле, не могут прийти поклониться могилам родственников. В советское время, напомним, на месте кладбища располагался парк культуры и отдыха. Сейчас небольшие участки здесь занимают детский парк аттракционов «Чиполлино» и зоопарк.

— Наша организация восстанавливает списки людей, похороненных на этой территории, 15 тысяч имен уже известно, — говорит Алексей Дорошенко. — Поток иркутян, которые хотят поклониться могилам предков, с каждым годом растет. Но в нашем городе люди, которым Иркутск многим обязан, оказались без должного внимания. Наша задача — призвать государство к тому, чтобы оно занялось решением вопроса. Не должны только общественные организации заниматься наведением порядка, в том числе уборкой мусора. Территория Иерусалимского кладбища находится в самом центре города, необходимо, чтобы власть взяла попечение над территорией на себя.

Представители «Иркутского исторического некрополя» считают, что необходимо вернуть первоначальный вид всем сохранившимся надгробиям, сделать мемориальные знаки, на которых были бы имена захороненных там людей. Планируется восстановить десятки тысяч имен похороненных здесь людей. Кроме того, на территории кладбища должны появиться аллеи, лавочки, организовано освещение.


Часть народных избранников уверена, что эта земля является кладбищем и называть ее парком нельзя, «ни при каких обстоятельствах так поступать с погостами не следует, пока тут остается хоть одна могила. Эта ситуация должна послужить назиданием для будущих поколений, не важно, сколько лет назад тут хоронили людей. В таком же положении может оказаться, например, и Лисихинское кладбище. Нужно взять на себя ответственность и исправить когда-то совершенную ошибку».


— На территории кладбища мы предполагаем установить малые архитектурные формы, которые бы соответствовали, привлекали внимание и были бы интересны. Незначительно, конечно, может быть, 10—15 таких форм, которые были бы выполнены нашими мастерами иркутскими, скульпторами, — говорит Алексей Дорошенко.

Все участники дискуссии, безусловно, согласны с тем, что на месте бывшего Центрального парка культуры и отдыха должен появиться мемориальный комплекс. Однако проблема в том, что само его название может привести к различному развитию ситуации. По словам главного архитектора Иркутска Инны Кондратьевой, у администрации города и «Иркутского исторического некрополя» одинаковое понимание того, каким должен быть бывший парк. Но проблема в том, что от его статуса — мемориальный комплекс или кладбище — будет зависеть дальнейший план действий.

Земля, на которой находится бывший Центральный парк культуры и отдыха, относится к разряду неразграниченных, то есть не находится в ведении муниципалитета. В том случае, если территория останется в статусе парка, мэрия направит обращение в региональное министерство имущественных отношений по поводу оформления данного земельного участка. Но если территория станет кладбищем, а это предполагает наличие санитарной зоны, для начала нужно будет внести изменения во все градостроительные документы, включая генеральный план Иркутска, правила землепользования и застройки и так далее, и только после этого оформлять земельный участок.

50-метровую санитарную зону предполагает даже закрытое кладбище, что делает задачу практически нерешаемой: в ближайшем соседстве находятся театр кукол «Аистенок», новый жилой квартал «Театральный», загруженные автомагистрали и так далее.

По словам вице-мэра Антона Логашова, на данную территорию, находящуюся в охранной зоне историко-мемориальных комплексов, распространяется действие градостроительных регламентов. Ими в данной зоне предусматривается комплексное сохранение объекта культурного наследия, которое включает в себя ремонт, реставрацию, консервацию и установку надгробий и ограждений. Также необходимо восстановить планировочные структуры некрополей. Новое строительство на этой территории запрещено.


Другая часть депутатов подходит к вопросу более прагматично и считает, что, «говоря о сохранении памяти, нельзя забывать о живых. Сносить жилые дома, куда-то переносить дорогу и кукольный театр, попавшие в санитарную зону кладбища, не вариант. Не надо создавать людям проблем». В качестве альтернативного варианта предлагается присвоить территории статус мемориального парка, а как название объекта использовать «Иерусалимское кладбище».


Депутаты сошлись в том, что с территории парка в первую очередь нужно переселить детский городок развлечений и зоопарк. По словам вице-мэра, это вопрос практически решен, хотя место для зоопарка окончательно не определено.

Однако мнения о том, какой статус необходимо придать территории, оказались противоположными. Часть народных избранников уверена, что эта земля является кладбищем и называть ее парком нельзя, «ни при каких обстоятельствах так поступать с погостами не следует, пока тут остается хоть одна могила. Эта ситуация должна послужить назиданием для будущих поколений, не важно, сколько лет назад тут хоронили людей. В таком же положении может оказаться, например, и Лисихинское кладбище. Нужно взять на себя ответственность и исправить когда-то совершенную ошибку».

Другая часть депутатов подходит к вопросу более прагматично и считает, что, «говоря о сохранении памяти, нельзя забывать о живых. Сносить жилые дома, куда-то переносить дорогу и кукольный театр, попавшие в санитарную зону кладбища, не вариант. Не надо создавать людям проблем». В качестве альтернативного варианта предлагается присвоить территории статус мемориального парка, а как название объекта использовать «Иерусалимское кладбище».

При этом все депутаты считают, что вопрос, уже многократно обсуждавшийся, надо переводить в практическую плоскость. Иркутск не может себе позволить иметь в центре города огромную заброшенную площадь, на которой вандалы рушат могильные плиты. Отдельное внимание надо уделить и восстановлению практически разрушенной лестницы в сторону центральной части города, где, по предложению Ирины Ежовой, горожане могли бы устраивать цветники.

Созданная по предложению вице-спикера Александра Ханхалаева рабочая группа должна будет урегулировать технические вопросы, связанные с реконструкцией территории бывшего парка — объекта культурного наследия «Городское Иерусалимское кладбище города Иркутска», а также собственностью земельного участка, названием и другие вопросы.

На депутатских слушаниях также был рассмотрен вопрос контроля за незаконным строительством на территории Иркутска. Как сообщил докладчик, председатель комитета по управлению муниципальным имуществом Сергей Кладов, в 2014 году и в первом квартале нынешнего года в рамках муниципального земельного контроля было проведено 898 проверок и осмотров земельных участков. В том числе 61 плановая проверка, 73 — внеплановых, по жалобам и обращениям граждан, 15 внеплановых проверок по требованию городской прокуратуры, а также 749 осмотров земельных участков.

По итогам проверок, отметил чиновник, выявлено 102 нарушения земельного законодательства. По 98 землепользователям акты обследования земельных участков направлены на рассмотрение административной комиссии в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области. По состоянию на 1 апреля в службе судебных приставов находится 70 исполнительных листов на снос самовольных построек, по 25 объектам вынесены решения суда, по 83 ведется претензионно-исковая работа, по 21 объекту идет сбор материалов.

Однако сносы осуществлены только по трем исполнительным листам: гаражный бокс по улице Розы Люксембург, шесть бараков и три деревянные постройки по улице 1-й Кировской, пристрой к лоджии по улице Северной.

При обсуждении вопроса депутаты отметили: увеличению количества незаконных построек способствует низкий процент исполнения решений по делам о сносе. Работа по контролю за незаконным строительством должна стать более эффективной, для чего необходимо объединение усилий всех служб, осуществляющих строительный надзор.

Ирина Ружникова, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии