Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Парадоксы вузовской педагогики

11 марта, 2013

 

Прежде чем говорить о том, как поднять престиж российских вузов, необходимо уяснить состояние, в том числе качество вузовской педагогики, условия работы российских преподавателей и цели, которые преследуют поступающие в вуз.

Контрактная система

В 2002 году я последний раз принимал экзамен по курсу «Литология» у студентов-заочников четвертого курса  геологического факультета ИГУ. Сдает группа геологов-нефтяников.  Последними в аудиторию заходят сразу четыре студента. Берут экзаменационные билеты, но к ответу демонстративно не готовятся. Когда до них доходит очередь, они заявляют: «Мы с Сахалина!». На мое недоумение поясняют, что работают они шоферами; что зарплата у них 150 тыс. рублей в месяц; что они студенты-контрактники; наконец, что знания по литологии им вообще никогда не понадобятся.

Взяв их зачетки, удивляюсь еще больше: положительные оценки этим шоферам поставили все мои коллеги, включая декана факультета. Оплата контракта за обучение  была расценена ими как автоматическая сдача экзаменов и зачетов вне качества полученных знаний и вообще в их отсутствие.

Не будем забывать, речь идет о почти «мертвой» специальности, уничтоженной  Егором Гайдаром, — геологии.

 

Депрессивные учебные нагрузки

Тридцать два года я проработал преподавателем геологического факультета ИГУ, пройдя все ступеньки должностной лестницы: от ассистента до профессора и исполняющего обязанности заведующего кафедрой минералогии и петрографии. Но в конце каждого учебного года я чувствовал чудовищную усталость.  Долго не мог понять — отчего? И лишь недавно из статьи председателя совета  ректоров вузов Иркутской области ректора Байкальского государственного университета экономики и права М.А.Винокурова узнал, что общая нагрузка профессора Европейского университета (на примере французского университета Ниццы) составляет 180—200 часов, а нашего профессора — 800 часов. Последняя была установлена в годы Великой Отечественной войны и с тех пор не менялась.

Мало того, в бытность проректором по учебной работе ИГУ  В.Я.Мангазеева учебная нагрузка преподавателя в ИГУ составляла 960 и более часов, то есть в пять раз выше европейской. О какой педагогике здесь вообще может идти речь? Вот почему преподаватель тратит свой отпуск и все свое, так сказать, свободное время не на отдых, а на так называемую «науку», чтобы как-то уцелеть на кафедре и в вузе.

 

Смертельно опасно

К чему приводит перегрузка учебными занятиями и одновременно наукой, показывает защита преподавателями кандидатской, а по возможности и докторской диссертаций. В вузе аспирант или докторант очень редко укладывается с написанием диссертации в два или три года. К тому же на периферии, в том числе и в Сибири, соискатели ученых степеней ставят себе при написании диссертаций более сложные задачи и более высокие требования, чем в метрополии. Если соискатель ученой степени остается на кафедре, ему приходится одновременно вести учебные занятия и заниматься доработкой своей диссертации. У меня на кандидатскую диссертацию ушло семь лет. И все это время, будучи женат и уже имея двоих детей, семья находилась в нищенском положении: моя зарплата составляла 90 рублей в месяц.

При написании докторской диссертации те же проблемы, не считая, что ты уже кандидат наук и имеешь повышенную зарплату. Но вот странная ситуация, которую стараются не замечать: за период моей работы в ИГУ на геологическом факультете защитили докторские диссертации пять человек относительно среднего возраста, а спустя какое-то время четверо из них ушли в мир иной. И причина этому — двойная нагрузка: педагогическая и научная. Не случайно на одной из кафедр два других преподавателя, ранее работавшие в НИИ и защитившие там докторские диссертации, до сих пор живы и здоровы. Объяснение этому простое. Участвуя в разработке плановой научной темы, сотрудник НИИ по завершении отчета пишет и защищает кандидатскую диссертацию. Продолжив разработку той же темы и написав очередной отчет, он, если ему никто не помешает, пишет и защищает докторскую диссертацию. Никакой физической и психологической сверхнагрузки! Затем он может перейти в вуз и сразу, не прочитав ни одной лекции, получить должность и звание профессора и спокойно работать до возраста 80 и более лет. Напомним, за рубежом нет  ученой степени  «кандидат наук», только «доктор наук».

 

Несоответствие тем

Еще один парадокс, на который никто не обращал внимания: тема диссертации преподавателя либо не соответствует, либо соответствует лишь на мизерную долю программе читаемого преподавателем курса. То есть написание диссертации преподавателем — это пустая трата времени, отвлечение его от выполнения прямых обязанностей — подготовки и качественного  проведения учебных занятий. Отсюда вывод: преподаватель без защиты диссертации должен получать достойную зарплату, а в ответ качественно, не отвлекаясь на «науку», обобщать новые научные данные и доводить их до сведения студентов. Все остальное, по существу, это подготовка шнобелевских лауреатов. Для плодотворной научной и педагогической работы преподавателя должны быть созданы совсем другие условия. Пока же защита диссертаций преподавателями вузов — это индульгенция от активной учебно-методической работы и право на повышенную зарплату.

 

Шаг в средневековье

Рассуждения о парадоксах вузовской педагогики будут неполными, если не вспомнить об антинациональной политике Министерства образования  и науки  Российской Федерации. Оказалось, что разработчики Закона об образовании, включая А.Фурсенко, никогда  не работали ни учителями, ни директорами школ, ни преподавателями вузов. Возьмите любой учебник для средней школы, и вы будете поражены неумением авторов четко и понятно сформулировать основные правила, даже выделенные жирным шрифтом. По словам депутата Госдумы Е.Федорова, 600 учебников отечественной истории, одобренных министерством, написаны за счет американских грантов. А переход на подготовку бакалавров и магистров с их куцыми, обрезанными программами — это прямой шаг в средневековье, который упразднит воспитание у студентов  научного мышления и тягу к фундаментальным исследованиям. Тот же Е.Федоров замечает: «Не случайно локомотив американской экономики — наукоемкая отрасль — на 80 процентов состоит из специалистов-эмигрантов. И США вместе с Минобразования России делают все для вывоза специалистов в США».

 

 


Виктор Наумов 32 года проработал преподавателем на геологическом факультете ИГУ. Прошел все ступени должностной лестницы: от ассистента до профессора. За научные достижения избран действительным членом Нью-Йоркской академии наук. Международным биографическим центром Кембриджа (Англия) включен в списки «2000 выдающихся интеллектуалов» ХХ и ХХ
I столетий. Является автором двух изданий справочного пособия «Оптическое определение компонентов осадочных пород» (М., Недра, 1981, 1989), включенных вузами России в список литературы шести учебных дисциплин по одиннадцати вузовским специальностям.
 

 

О совместителях

Некоторые ректоры, дабы повысить рейтинг вуза, приглашают на работу совместителями ведущих сотрудников местных НИИ, предпочтительно академиков. Обычно это директора НИИ или их заместители. Но ведет ли это к улучшению учебного процесса? Нет, совсем не ведет! Почему? А вот почему. Программа учебной дисциплины обычно не связана с тематикой научной работы такого совместителя из НИИ. В вузе совместитель обязан либо руководствоваться официальной программой читаемого курса, либо сам составить и утвердить ее на методсовете факультета, а он этого не делает. Совместитель обычно не владеет методикой преподавания, в частности методикой чтения лекций. В итоге студенты просто не воспринимают такого горе-преподавателя. И даже не пытаются записывать лекцию, потому что… не понимают, о чем он говорит. К этому следует добавить, что совместитель не считает нужным «снизойти» до написания учебных пособий и методических указаний по читаемому курсу. Наконец, у совместителя (в отличие от штатного преподавателя) попросту нет времени, чтобы спокойно заниматься со студентами: после лекции его уже ждет институтская машина. Вот два примера того, чем все это реально заканчивается.

В 1981 году ректор ИГУ Ю.П.Козлов принимает решение пригласить на работу по совместительству на геологический факультет двух академиков из Института земной коры (ИЗК). Один из них за 16 лет «работы» на геологическом факультете не прочитал ни одной лекции и не провел ни одного лабораторного занятия: он предпочитал проводить лишь заседания кафедры общей геологии. Второй академик так прочитал курс «Минералогия», что каждый второй преподаватель кафедры минералогии и петрографии вынужден был на заседании кафедры отметить низкий уровень знаний студентами минералогии. Кстати, отмечу такой общеизвестный факт: хирурги-ученые хуже оперируют, чем хирурги-практики, о чем свидетельствует печальный пример с академиком С.П.Королевым, который погиб во время операции. Так что если говорить об инновациях, то речь должна идти в первую очередь о вливании преподавательских кадров в структуры академических и отраслевых НИИ, а не наоборот. И разумеется, о сокращении учебной нагрузки преподавателей в несколько раз.

 

Количество публикаций и «индекс цитируемости»

На некоторых преподавателях отрицательно сказывается предыдущая работа в НИИ, где главным показателем работы до сих пор считается количество публикаций и так называемый индекс цитируемости. Вместо должного внимания к подготовке учебного материала, доведения до студентов последних достижений науки, они большую часть времени отдают организации различных тем, написанию статей и тезисов докладов (чаще всего коллективных) и их публикации, но… никакого отношения не имеющих к учебному процессу. Например, один из преподавателей кафедры минералогии и петрографии ИГУ (выходец из ИЗК) на 2004 год имел 267 публикаций. Читая курс петрографии, он одновременно являлся, цитирую, «научным руководителем 4 госбюджетных, 6 хоздоговорных и 9 грантовских тем по различным аспектам геологии, петрологии, геохимии и металлогении докембрийских комплексов фундамента и складчатого обрамления юга Сибирской платформы», не имеющих никакого отношения к программе курса «Петрография». На глубокую проработку новых данных по петрографии у него как у педагога просто не было времени.

 

Тебя всегда поправят

На партсобрании ИГУ в тогдашнем Доме политпросвещения один из членов парткома выступил с весьма обстоятельным обзором дословных высказываний из лекций отдельных преподавателей (преимущественно общественно-политического профиля). Это означало, что все лекции преподавателей университета внимательно слушали и изучали… не только студенты! Похоже, что подобный надзор тоже является элементом вузовской педагогики, но о нем почему-то никто никогда не говорил. Интересно, что бы тот же член парткома сказал о содержании лекций современных преподавателей, читающих лекции в условиях так называемого рынка и тотальной коррупции. Но, как говорит писатель М.И.Веллер, пережили мы блокаду, переживем и изобилие.

 

Психологический климат

Доброжелательность со стороны заведующего кафедрой — главное условие успешной работы всего коллектива. На геологическом факультете ИГУ ее умели создать такие заведующие кафедрой, как бывший ректор ИГУ доцент Т.Т.Деуля и профессор В.А.Вахрушев. Конечно, нельзя исключать и альковных отношений между обожаемым зубром-заведующим и жаждущей ученой степени молоденькой аспиранткой или преподавательницей. Но в действительности это всегда фикция: под видом благожелательности зубр-заведующий взваливал на них самую тяжелую и наукоемкую часть своей лекционной нагрузки. Впрочем, в мою бытность преподавателем рассказывали и о случае, когда на химическом факультете одна из кафедр состояла целиком из бывших любовниц заведующего кафедрой. Можно представить, как этот гарем в его отсутствие превращался в террариум.

Лауреат Нобелевской премии академик Виталий Лазаревич Гинзбург, выбирая сотрудника в свой отдел, отдавал предпочтение нравственным качествам человека, потому как «одна сволочь заразит и развалит весь коллектив». Мало того, с сожалением отмечал, что занятия наукой не делают человека нравственным. Со своей стороны, замечу, что нравственность — закрытая тема вузовской педагогики. Особенно это касается работы ректора и ученого совета. В большинстве случаев ректор, как ни странно, связан с деструктивными элементами на кафедрах: желающие жить благочестиво никогда не пойдут на прием к ректору. Ну а члены ученого совета предпочитают ни во что не вникать. Потупив взоры, они просто молчат. На память приходят слова А.Куприна, сказанные им еще в 1920 году: «А рядом чисто русские черты — смирение, робость, рабская покорность — проклятая школа коронованных и некоронованных Держиморд». Прошло почти сто лет со дня написания этих слов, а самосознание элиты российского общества осталось на прежнем месте.

Виктор Наумов, специально для «Байкальских вестей»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии