Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Палата отчиталась о работе

28 декабря, 2013

 

Общественная палата Иркутской области подвела итоги первых четырех месяцев работы очередного, четвертого,  созыва и наметила план работы на 2014 год. В работе пленарного заседания палаты принял участие губернатор области Сергей Ерощенко.

«Вы слышите меня?»

Видимо, именно по случаю визита губернатора палата в кои-то веки собралась почти в полном составе. Оказалось даже, что выбранный для проведения заседания зал ученого совета Иркутского филиала Московского государственного лингвистического университета (бывший Иркутский государственный лингвистический университет) даже тесен — многим гостям и даже членам палаты не хватило ни основного запаса рабочих мест, ни принесенных из соседнего зала дополнительных стульев. Вдобавок в зале стояла страшная духота, и многие участники заседания вскоре пришли в расположение духа, которое иначе как томным не назовешь, — хотелось скорее спать, чем слушать, и поскорее уйти, даже несмотря на то, что заботами членов палаты не обременяют.

Губернатор Сергей Ерощенко в своем вступительном слове отметил как раз некоторую «отрешенность» ОП ИО от насущных проблем рядовых граждан — да и региона в целом. Губернатор посоветовал членам палаты почаще проводить выездные заседания в муниципальных образованиях и изучать жизнь не по отчетам, а в общении с людьми. Так, как делает сам губернатор.

— Многие поколения людей привыкли жить с разговорами о том, что БЦБК надо закрывать, — пояснил на примере Сергей Ерощенко. — Комбинат существовал как спекулятивная тема: выделялись деньги на его существование из бюджетов разных уровней, вели разговоры, делали карьеры — а комбинат тем временем утратил вообще право на существование. Когда я пришел на этот пост, я сказал, что тема эта долгая, но прошло немного времени, и у нас есть принципиальное решение вопроса, есть деньги на то, чтобы все сделать правильно и людей одних не бросить. В нынешнем году впервые — вы только вдумайтесь! — город Байкальск был планомерно и правильно подготовлен к зиме. У нас есть понимание, что нужно делать дальше, и уже в мае, я надеюсь, на территорию придет предприятие, которое сможет выбрать и утилизировать накопленный лигнин. Это 40-летнее отставание в решении вопроса. Есть для этого федеральные деньги и областные.

Мы ведем переговоры, и практически в каждой моей поездке мы добиваемся заключения соглашений – с Газпромом, с Роснефтью, с РУСАЛом… Недавно вели переговоры о будущем Усольехимпрома, и результатом каждого достигнутого соглашения становятся новые рабочие места, рост бюджета. Вспомните, у нас в прошлом году был бюджет 86 млрд рублей, мы сделали решительный рывок, и теперь он уже 100 млрд. То, что президент сейчас говорит о выводе средств из оффшоров, я об этом говорил год назад. Для меня тема развития экономики и нашей области как опорной для России территории была и остается главной. Только так мы сможем ликвидировать отставание в социальных вопросах, ведь по разным параметрам мы занимаем места с 60-го по 82-е. Когда приезжаешь в район и видишь, что на месте сгоревшей 20 лет назад школы новую до сих пор не построили, — вот наше отставание! Вот где надо заседания проводить.

Сейчас мы можем строить школы за полгода, за год. Не надо говорить об абстрактной коррупции на площадке Общественной палаты, нужно говорить о том, что коррупция — это прямая угроза безопасности страны. Именно она порождает, в конечном счете, «протестное голосование».

Люди во власти, те 40 или 50 человек, которые работают в «сером доме», — они погоды не делают. Вот вы обсуждали проблемы газификации. Не надо обсуждать интересы Газпрома, надо самим все делать правильно. Вчера, например, мы говорили о центре газохимии в Усолье. У Газпрома интересы свои, у других компаний — свои, а нам важно, что мы хотим иметь газ в Усть-Куте, и откровенно говорю — мы поддержали «Иркутскую нефтяную компанию». Президент нас услышал: мы получили нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых, на газ и на нефть, нулевую ставку налога на прибыль. Таким образом, компании получили инвестиционный капитал, и они развиваются! За счет этого мы получаем в бюджет Иркутской области 3 млрд рублей, в бюджет Российской Федерации — 30 млрд.

В чем уникальность Общественной палаты? Есть элемент прямого диалога, к которому я всегда призываю, — и в Иркутске, и в далеком поселке. У вас есть возможность общаться с людьми и каждый год в преддверии нового года отчитываться об услышанном и сказанном.

 

Ничего не трогайте

Несмотря на щедрое предложение губернатора задавать вопросы и его очевидную заинтересованность в дальнейшем разговоре, члены палаты дружно промолчали и не сказали ни одного слова. Председатель палаты Игорь Бычков поблагодарил губернатора за предложение сотрудничества (далеко не первое с момента формирования очередного созыва палаты) и выразил надежду на более частые встречи с членами правительства области в 2014 году. Правительству, надо полагать, есть чем заняться и помимо палаты, поэтому Игорь Бычков потребовал от коллег более тщательно готовиться к таким встречам. Нелишне было бы, например, наладить, в конце концов, работу сайта палаты, на котором раздел «План работы на месяц» не работает в принципе. Не помешает и выучить имена и фамилии министров, потому что в стенах палаты прозвучали. например, и такие слова: «министр Бондаренко посетил…» — в то время как министра зовут Ирина Викторовна и она, разумеется, женщина.

Отчет председателя палаты о проделанной за четыре месяца работе члены палаты выслушали в гробовой тишине — ни одного замечания во время, ни одного вопроса после. А между тем Игорь Бычков говорил интересные вещи. Палата, например, хотела бы изменить формат выхода своего единственного легального печатного органа — по предложению палаты «Вестник ОП ИО» будет издаваться форматом А4 вместо нынешних А5 и станет вкладкой в популярные издания. Как говорится, «каков подарочек» — покупаете вы себе нормальную газету, а вам вдобавок 16 страниц далекой от жизни информации. Неизвестно, состоится ли проект, но один довод против его реализации изложил сам Игорь Бычков: если принять проект, то расходы на печать увеличатся с 34 до 67 тыс. рублей за каждый из четырех выходящих в течение года номеров «Вестника».

В ходе своего выступления Игорь Бычков — кажется, впервые столь откровенно в Иркутской области — предложил репрессировать часть граждан по имущественному признаку. Рассказывая о результатах одного из круглых столов, посвященного введению социальной нормы потребления электроэнергии, Бычков предложил увеличить квоту малоимущим и вообще не давать ее людям с высоким достатком. Учитывая, что очень богатых людей в Иркутской области в принципе немного, для достижения значимого эффекта от такого предложения придется объявить живущими в достатке всех, у кого доходы превышают, например, среднюю заработную плату по региону и кому не приходится сшибать у друзей 500 рублей до получки. Таким образом, получится, что алкоголики, наркоманы и хронические безработные будут платить по 82 копейки за киловатт (или еще меньше), а те, кто работает, платит налоги и даже сам создает рабочие места, — 1 рубль 10 копеек или еще больше. Неизвестно, увеличит ли это уровень жизни малоимущих, но миграционный отток, вызванный чувством глубокого отвращения к столь крохоборской (если не сказать люмпенской) позиции лучших общественников, наверняка вырастет. Но это, как говорится, в порядке дискуссии…

 

Овчинка после выделки

Заместитель председателя ОП ИО Леонид Выговский прочел доклад без практических выводов и рекомендаций — «О результатах общественного мониторинга реализации указов президента РФ от 7 мая 2012 года № 596-606». Из доклада следовало, например, что в марте 2013 года одна из комиссий ОП ИО провела специальные слушания и выяснила, что в 2012 году в Иркутской области обратились в службу занятости 4884 инвалида, трудоустроилось 1895. Палата разработала рекомендации, направила их в органы занятости и в ноябре провела очередные слушания, чтобы проверить эффективность внедрения рекомендаций: на 1 декабря 2013 года в органы занятости обратилось 4428 инвалидов, трудоустроились 1636. Итого: до рекомендаций палаты трудоустраивались 38,8 процента инвалидов, после рекомендаций — 36,94 процента. Стоило ли ОП ИО вмешиваться, судить не  нам.

Аналогичный мониторинг выполнения указа о повышении заработной платы учителям и воспитателям дошкольных учреждений показал, что в ряде районов заработная плата не повысилась даже к концу 2013 года, молодые учителя в отдаленных и сельских районах получают 10—15 тыс. рублей. Более того, с жалобами на жизнь к членам ОП ИО обратились директора образовательных учреждений, которые обнаружили, что получают меньше, чем их подчиненные. Возможно, проблема состояла в самой методике мониторинга, при которой были опрошены 900 человек из 30 муниципалитетов — то есть по 30 душ с территорий, площадь которых иной раз превышает среднюю европейскую страну.

 

«Выходите на прямой диалог»

Губернатор счел нужным пояснить свою позицию по данному вопросу.

— Россия — самая демократическая страна, — напомнил губернатор. — У нас избираются все власти снизу доверху, и в результате мы сейчас, например, в Братске пожинаем плоды такой «демократии». Наша государственная машина работает с вывихнутыми суставами, и иногда даже при наличии какого-либо ресурса мы не можем добиться того, чтобы этот ресурс дошел до людей. Очень часто деньги, направленные в территории, уходят вовсе не на повышение качества обслуживания в поликлиниках или детских садах.

Я был на митинге профсоюзов, и там директор детского сада с хорошо поставленной речью жаловалась на уплотнение групп и перегрузку. Когда она отошла от микрофона, я пообещал, что приеду к ней. Сам, правда, не смог, но отправил представителя — там на 42 ребенка оказался 21 работник, и еще не всех можно было найти на месте!

Нам иногда приходится через голову местных властей решать проблемы людей, чтобы помощь на самом деле дошла. Все знают, какие в области проблемы с детскими садами, — муниципалитеты выделили на их решение всего 600 млн, а область и федерация — миллиарды. За несколько месяцев работы в области был выделен всего один участок земли под строительство — в Куйтунском районе. А ведь возможности есть. Нам пришлось принимать специальный закон о нераспределенных участках (кстати, впервые за 20 лет), но не для того, чтобы губернатор все это распределил немедленно.

Я вас уверяю: пока я губернатор, ни один участок не уйдет бесплатно — только так мы получим деньги для строительства инфраструктуры, только так мы обеспечим строительство дорог, трубопроводов и прочего. До 15 января мы, как наиболее эффективная территория, получим еще деньги для строительства детских садов. Но почему-то при обсуждении бюджета все говорят о нескольких сотнях миллионов, изъятых у Иркутска, и не говорят о миллиардах, которые область вложила в строительство детских садов и перинатального центра.

Я так долго об этом рассказываю, чтобы донести до вас мысль: нужно выходить на прямой диалог с людьми. Когда я натолкнулся на сопротивление по земельному вопросу, я сказал: я выйду вместе с жителями к каждому котловану и выведу тех, кто проголосует против закона. И проголосовали «за»! И так по многим вопросам. Мэры зачастую покупают у компаний их собственность, тратят бюджетные деньги (хотя мы могли бы договориться о том же самом бесплатно и еще ремонт сделать за счет бывшего собственника), потом идут просить помощи у областного бюджета. Эти же мэры потом говорят: вот, область нас обижает, зажимает… Я никогда не жалуюсь на федеральное правительство. И я даже благодарен тем мэрам, которые создают трудности, — благодаря им мы потом выступаем с законодательными инициативами и даже в послании президента наши инициативы звучат. Вы тоже должны вести такие диалоги, которые потом позволят на законодательном уровне менять ситуацию.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

На фото: Общественная палата области
должна приблизиться к областным проблемам


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии