Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

От кантонистов до вертолетостроителей

12 августа, 2013

 

 

Еврейская община Иркутска: страницы прошлого

Очередная, уже девятая в 2013 году, «Прогулка по Иркутску» состоялась во вторник, 6 августа. Она была посвящена еврейской общине Иркутска и оказалась сравнительно короткой — многочисленные участники прошли по улице Карла Либкнехта всего лишь от синагоги до дома, в котором родился будущий конструктор вертолетов Михаил Миль. Тем не менее участники прогулок узнали немало нового.

Три источника и составные части

Лекцию прочли директор галереи современного искусства «Дом художника» Надежда Куклина и раввин Аарон Вагнер. Трудно было сказать, кто знает об истории общины больше: Надежда Куклина принимала участие в нескольких исследованиях, раввин Вагнер в свое время не только организовал ремонт синагоги после очередного (не  первого в ее истории) пожара и был участником небольшого исторического открытия — в стенах синагоги под толстым слоем бетона и штукатурки обнаружились литые чугунные колонны. Сейчас они, очищенные от посторонних наслоений, служат больше украшением и напоминанием о долгой и непростой истории иркутской еврейской общины.

Надежда Куклина сразу сказала слушателям, что следует различать еврейскую колонию в Иркутске и еврейскую религиозную общину, — первая сформировалась в начале XIX века, а вторая обрела полноценную жизнь примерно 70—75 лет спустя, когда в городе разрешили построить синагогу и назначить полноправного раввина. Как ни странно это прозвучит сегодня, но практически все евреи оказались в столице Восточной Сибири по воле императорской власти. Большую и важную часть колонии составили отставные кантонисты — представители особого сословия, приписанные к военному ведомству практически на правах крепостных. Евреи поставляли армии по 10 рекрутов от каждой тысячи мужчин, и одним из таких рекрутов, отслужившим 25 лет на военном флоте, оказался, например, дед Михаила Миля Самуил.

Вторая крупная группа переселенцев состояла из ремесленников, владеющих важными для освоения Сибири или функционирования чиновничьего аппарата навыками. Третья группа, пополнявшаяся иногда довольно странным образом, формировалась ссыльными и осужденными за различные преступления. Например, один из богатейших купцов Иркутска Яков Домбровский попал в Сибирь по ложному доносу как участник польского восстания 1863 года — хотя по своей национальности и религиозной принадлежности к полякам никакого отношения не имел.

 


Синагога давно уже стала для иркутской еврейской общины не только домом молитв, но и домом собрания по любым другим поводам. В здании есть кухня для приготовления кошерной пищи и столовая, где угощают малоимущих; есть учебные классы для детей и взрослых, библиотека, бильярдный стол и вообще все, что потребуется верующему «от рождения и до могилы», как сказал раввин Вагнер. Иркутск, кстати, был единственным городом, где за годы советской власти появилось новое еврейское кладбище, — правда, связано это было скорее с тем, что на месте старого сделали парк культуры и отдыха.
 

От рождения до могилы

Иркутская синагога, как рассказал Аарон Вагнер, была, кажется, единственной во всем СССР, которая уцелела на всем протяжении советской власти и используется сегодня по своему первоначальному назначению. Известный раввин Адин Штейнзальц во время своего визита в Иркутск объяснил это тем, что здание было сравнительно скромное и не привлекло внимания властей — в других городах синагоги переделали под клубы, дома культуры, школы и другие учреждения. Правда, от пожаров и актов вандализма здание не убереглось: несмотря на то, что на фасаде висят цифры 1879, на улице Карла Либкнехта сейчас стоит второе здание — первое сгорело во время знаменитого иркутского пожара 22—24 июня 1879 года, то есть сразу после завершения строительства. Тем не менее это старейшая действующая синагога в России — и этим фактом Иркутск может гордиться.

Синагога давно уже стала для иркутской еврейской общины не только домом молитв, но и домом собрания по любым другим поводам. В здании есть кухня для приготовления кошерной пищи и столовая, где угощают малоимущих; есть учебные классы для детей и взрослых, библиотека, бильярдный стол и вообще все, что потребуется верующему «от рождения и до могилы», как сказал раввин Вагнер. Иркутск, кстати, был единственным городом, где за годы советской власти появилось новое еврейское кладбище — правда, связано это было скорее с тем, что на месте старого сделали парк культуры и отдыха.

Перед зданием синагоги установлен уникальный дорожный знак: парковка запрещена с вечера пятницы до вечера субботы. Этот знак, пояснил раввин, городские власти Иркутска установили из уважения к религиозным чувствам верующих, которым в шаббат (именно он наступает вечером пятницы и заканчивается через сутки) нельзя делать никакую работу — в том числе нельзя водить автомобиль. Насколько известно, других таких знаков в России нет.

Помимо уже упомянутых колонн, при восстановлении здания синагоги была найдена ниша для хранения свитков Торы (аронкадеш) — самое священное место во всем храме. И тот факт, что это место удалось восстановить практически в первозданном виде, является поводом для гордости всей общины. Другое важное, хотя и не имеющее религиозного значения место находится в коридоре перед входом в зал молитвы — здесь на стене размещены таблички с именами всех, кто давал средства на восстановление синагоги. Будущие поколения должны помнить.

Тем, кто пришел в синагогу впервые, интересно было узнать, что знаменитая шестиконечная звезда («щит Давида») тоже не имеет религиозного смысла — два наложенных друг на друга равносторонних треугольника означают лишь стремление человека к духовному и материальному, а полное равенство этих символов говорит о важности уравновешивания двух стремлений. Зато в небольшой коробочке, привинченной к каждому косяку, хранится главная молитва иудеев «Шма Исраэль», означающая, что произносящий ее верит в единого бога, — без этой молитвы, объяснил раввин Вагнер, человек не может считаться истинно верующим.

 


Перед зданием синагоги установлен уникальный дорожный знак: парковка запрещена с вечера пятницы до вечера субботы. Этот знак, пояснил раввин, городские власти Иркутска установили из уважения к религиозным чувствам верующих, которым в шаббат (именно он наступает вечером пятницы и заканчивается через сутки) нельзя делать никакую работу — в том числе нельзя водить автомобиль. Насколько известно, других таких знаков в России нет.
 


Кузнец, Трилиссер, Ромм…

Следует помнить и то, что многие другие важные для Иркутска здания были построены при содействии иркутских купцов-евреев, которых в списках первой гильдии (в XIX веке для этого нужно было иметь капитал свыше 50 тысяч рублей) было большинство. На здание драматического театра, например, жертвовали сотни и тысячи рублей. Дом Кузнеца тоже назван не по профессии, а по фамилии владельца — Давида Кузнеца, строившего не только доходные дома, но и железную дорогу по льду Байкала, которая связывала берега озера до постройки Кругобайкальской железной дороги. Да и вообще десятки домов на улице Саломатовской (переименованной позднее в улицу Карла Либкнехта) поблизости от синагоги принадлежали членам еврейской общины.

Интересно, кстати, что иркутские евреи в большинстве своем революцию октября 1917 года не приняли, а первый начальник контрразведки Революционной следственной комиссии при Иркутском губернском военно-революционном комитете Меер Трилиссер, в честь которого позднее назвали одну из городских улиц, был уроженцем Астрахани. Впрочем, и им община могла бы гордиться: Трилиссер был одним из создателей службы внешней разведки молодого советского государства, основал множество резидентур и наладил поставку в СССР информации военного, научного и промышленного характера. А неподалеку от того места, где сейчас находится дом Рогаля, в семье ссыльных социал-демократов родился Михаил Ромм — лауреат пяти Сталинских премий всю жизнь помнил, что родом из Иркутска, хотя с местной еврейской общиной его связывала, пожалуй, только национальность.

Надежда Куклина рассказала участникам «Прогулок» множество столь же удивительных историй, связывающих известные горожанам дома и улицы с еврейской общиной, — кто знает, например, что двухэтажное здание школы № 9 на углу улиц Ямской и Декабрьских Событий было построено именно как еврейская школа, причем на первом этаже учились мальчики, а на втором — девочки? Зато многим известны фамилии Зисманов, Франк-Каменецких, Домбровских и сотен других — учителей, врачей, ученых, купцов, ставших важной частью истории Иркутска.

 


Иркутские евреи в большинстве своем революцию октября 1917 года не приняли, а первый начальник контрразведки Революционной следственной комиссии при Иркутском губернском военно-революционном комитете Меер Трилиссер, в честь которого позднее назвали одну из городских улиц, был уроженцем Астрахани. Впрочем, и им община могла бы гордиться: Трилиссер был одним из создателей службы внешней разведки молодого советского государства, основал множество резидентур и наладил поставку в СССР информации военного, научного и промышленного характера.
 

6 августа для евреев — первый день предновогоднего месяца: 6 сентября будет отмечаться веселый праздник Рош ха-Шана и по иудейскому календарю наступит  5774 год от сотворения мира. Раввин Аарон Вагнер поздравил всех пришедших на лекцию с этим праздником.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».

Фото автора: У входа в иркутскую синагогу.
В центре, в синей рубашке — раввин Аарон Вагнер

 

P. S. Следующая прогулка, посвященная мусульманской общине Иркутска, состоится 13 августа и начнется у ворот иркутской соборной мечети.

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии