Попадая в каждое сердце
3 и 4 марта в Иркутском музыкальном театре имени Н.М. Загурского состоялась премьера одной из лучших и известнейших оперетт Франца Легара «Веселая вдова»
Казалось бы, что особенного в том, что музыкальный театр снова обращается к теме любви. Тема вечная и ни у кого вопросов и удивления не вызывает. К тому же петербургский режиссер-постановщик Константин Балакин, он же автор либретто, дирижер-постановщик засл. арт. РФ Эхтибар Ахмедов из Новосибирска, сценограф и художник по костюмам Елена Вершинина (Санкт-Петербург), следуя за автором, решили не переносить место действия в наши дни, а оставили его там и в том времени, где это было им и предусмотрено, разве только чуть-чуть добавив условности.
Эта история стара, как мир, но только в калейдоскопе людей и характеров разноликого Парижа она превратилась в мелодраму со счастливым концом. Но давайте обо всем по порядку. Сначала углубимся в предысторию написания Францем Легаром музыки к этой оперетте. А дело было так…
На дворе стоял декабрь 1905 года. Прослушав только первые такты оперетты, оба директора театра — Вальнер и Карчаг — заткнули уши и закричали:
— Это ужасно! Это не музыка! Это надвигающийся призрак нашего банкротства! Эти музыкальные новшества у нас не смогут иметь успеха! Где тут Вена? Где поющая, смеющаяся, чувствительная Вена, которую хотят видеть и слышать наши зрители в оперетте?
Эти обвинения сыпались на Легара, как град, он ничего не мог возразить и сидел, как на угольях. «Наверно, они правы, — думал он. — Они старые практики, а я неопытный дилетант». Этот неприятный разговор молодого композитора с двумя директорами произошел после предварительного показа музыки к первому действию «Веселой вдовы» в одном из великолепных и прославленных европейских театров — «Ан дер Вин» («Театр на реке Вене»).
Не стесняясь присутствия Легара, директора начали говорить о том, что необходимо все же вернуть Хойбергера, которому была поручена эта оперетта первоначально, но музыка которого их тоже не устроила.
— По крайней мере, у него трезвая голова и он не будет делать ненужных экспериментов, — говорил Вальнер, — или нужно обратиться к кому-то третьему, например Рейнхардту…
— Короче, господин Легар, мы предлагаем вам отказаться и предлагаем 5 тысяч крон…
Спас Легара один из авторов либретто, Виктор Леон, которому музыка очень понравилась, и в своем решении дать возможность дописать Легару оперетту он был тверд. На его стороне были и лучшие актеры театра.
— Как вы не понимаете, — почти кричал Виктор Леон, — да именно эта оперетта с этой музыкой Легара будет самой большой удачей в вашей антрепренерской жизни! Она вас еще прославит…
История показала, как Леон был прав. Он все же настоял, чтобы Легару дали возможность дописать оперетту, а потом в конце декабря 1905 года сыграть премьеру, вызвавшую настоящий фурор, который стал триумфом молодого композитора. Публика неистовствовала, она кричала, топала и свистела, чтобы более бурно и ярко выразить свой восторг, а уж сколько раз вызывали на бис актеров и композитора, который в день премьеры сам дирижировал, и не подсчитать. Успех был грандиозным. Аншлаги спектакля имели место на протяжении всего 1906 года, оперетту успешно начали ставить по всему миру, в том числе и в России.
«С «Веселой вдовой» я нашел свой стиль, к которому стремился в предыдущих произведениях, — писал впоследствии Франц Легар, — моей целью всегда было облагородить оперетту. Зритель должен переживать, размышлять, а не смотреть и слушать откровенные глупости…»
Франц Легар был венгром, но большую часть жизни провел в Вене. Вот почему музыка «Веселой вдовы» по-венски приятна, легка, изящна, в то время как сюжет взят из одной французской пьесы, действие которой происходит в Париже, в обществе элегантных завсегдатаев кафе с их легкомысленными нравами. И неудивительно, что, будучи показанной в Вене, эта оперетта сразу же обрела успех, славу дерзкой и фривольной, а изящные легаровские мелодии показались привлекательными для многих звезд мировой сцены и вот уже более века не сходят с подмостков.
«Веселая вдова» на иркутской сцене — это замечательная, яркая, искрометная оперетта с целым каскадом отличных актерских работ. Фантазия постановочной группы при помощи нашего воображения уносит в далекие дали, в прекрасный и пестрый Париж начала прошлого века, где переплетаются жизнь и поэзия, человеческие чувства и страсти. Смотрится оперетта с неослабевающим интересом на протяжении всех трех актов, попадая в каждое зрительское сердце.
Главная героиня Ганна Главари (Юлия Пихтина, в другом составе — Светлана Щерботкина) харизматична, женственна, обаятельна, элегантна, ее голос звучит свежо и сильно. Граф Данило — Александр Айдаров (в другом составе Гейрат Шабанов), благороден, убедителен, с выплесками эмоции, энергии, радости жизни. Барон Зета — народный артист России Николай Мальцев (народный артист России Владимир Яковлев), неистощимый на выдумки, хитрости, внешне сдержанный, внутри подвижный и живой, с острым горящим глазом. Валенсьена, жена Зеты (Татьяна Бочкарева, Людмила Борисова), пленительно женственна. Она отлично владеет музыкальной техникой и стилем, умеет быть тонкой, лиричной, а где-то ироничной и колкой, очаровательной, изворотливой и лукавой. На мой взгляд, ей несколько мешал накладной «нагрудник» с металлическими цепями поверх вечернего платья, придуманный художником, хотя смысловое назначение его по роли понятно, но продумано технически это не совсем точно.
Негуш, секретарь Зеты — Егор Кириленко (в другом составе Роман Лукьянчук) — трогательный, комичный, обладающий бытовой естественностью, органикой и обаянием. Он создает характер достоверный и многогранный, и, на мой взгляд, эта роль — его актерская удача.
Запоминается в череде действующих лиц виконт Каскада — Станислав Чернышев (Игорь Переверзев). Он прекрасно владеет театральной формой, работает с азартом и самоотдачей, мастерски используя комедийные краски, но не совсем убеждает его приклеенный нос, который ничего дополнительно не рассказывает о персонаже, все это лишняя «бутафория». Убеждает его замечательная игра, очарование, естественность и обаяние, умение соединить гротеск с психологизмом и без всякого накладного носа.
Хочется отметить и Евгения Рекутного, исполнившего роль Кромова, второго советника посольства (в другом составе — заслуженные артисты России Виктор Лесовой и Вячеслав Варлашов). Актер покоряет импровизацией, пластичностью, которая прекрасно сочетается с неуклюжестью его персонажа и делает его еще более обаятельным и наивным простаком, а где-то дерзким или трогательно-ранимым. Остались не совсем понятными парики персонажей, чрезмерно длинные усы мужской половины, которые скорее можно отнести к атрибутам Водяного.
Зритель в театре всегда ждет интересной истории, которая будет развиваться, разворачиваться, и он всегда будет ждать, чем же эта интрига закончится. В жанре оперетты она всегда завершается хеппи-эндом. Оно и понятно — зритель заранее готовится к хорошей концовке, ведь он приходит отдохнуть, разрядиться, получить приятные и радостные эмоции. А еще и посопереживать героям на сцене, прослезиться, посочувствовать, услышать хорошую музыку, яркие голоса, увидеть красивые костюмы, декорацию, спецэффекты, с помощью которых режиссер добивается наибольшего результата.
В опереттах Легара нет героев и злодеев, каждый по-своему прав. Когда-то композитор, мечтая об «опереточной расе» счастливых и радостных людей, поставил себе цель: своей музыкой способствовать созданию у слушателей устойчивой душевной гармонии и красоты.
И именно этот вечер с Легаром, уверена, сделает вас счастливыми. Вы почувствуете, как прекрасен и бесценен каждый миг жизни, как нужно любить и дорожить близкими вам людьми. На какой-то момент вы забудетесь, все мимолетное и суетное уйдет, останутся только красота, гармония, любовь и прекрасная чувственная музыка. В общем, если вы хотите испытать нечто подобное, хотите получить заряд оптимизма — вам сюда!
Лора Тирон, «Байкальские вести».
Фото Евгения Пономарева.
На фото: Главная героиня (Юлия Пихтина) — в центре внимания;
На первом плане — Валенсьена (Людмила Борисова)
и барон Зета (Владимир Яковлев)
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.