Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Новые краски древнего озера

10 сентября, 2012

 

 

На берегу Байкала завершился II Международный фестиваль современного искусства «Перворыба»

 

Такое название фестиваль получил в память о гипотетической прародительнице всего сущего на земле — рыбе, вышедшей из водной стихии на сушу. Вдохновитель  и организатор фестиваля, председатель совета некоммерческого партнерства «ФранСиб», доцент Иркутского государственного лингвистического университета Александр Фофин, выиграв на проведение этого проекта грант администрации областного центра, сформировал группу участников, творческий потенциал которых соответствует его замыслу.

Фестиваль предусматривает объединение художников и зрителей, а зрителями в этом году стали учителя школ Иркутска, Красноярска и Ачинска. В проведении художественных акций различия между профессионалами и любителями не предусматривается: каждый может творить в силу собственного умения, фантазии и таланта. Все, что создавали в течение фестивальных дней учителя, «подправлялось» художниками, и в результате получались завершенные работы, соответствующие формату произведений современного искусства.

Начинали с «заплыва» рыб к берегам Байкала. Land аrt — ландшафтное искусство — заключалось в том, чтобы сложить из камешков, веток и коры деревьев силуэты рыб, которые создавали бы иллюзию движения. Раскрасив простой камешек, можно было и его превратить в рыбку или любое другое существо, живущее на берегах озера и стремящееся попасть в его воды.

Подобные художественные акции занимали все время участников фестиваля. Апогеем стало открытие на территории базы отдыха «Баяр» памятника Перворыбе. Его автором стал художник-дизайнер Георгий Инешин, который еще в Иркутске сделал заготовки его частей, а сам процесс монтажа проходил уже на месте установки.

Свою Перворыбу Георгий Инешин строил из отдельных деталей, нанизывая на высокий столб голову, могучий хребет, плавники. В то же самое время шел интенсивный процесс раскрашивания маленьких рыбок, заготовленных заранее из пенопласта. Им придавался цвет, каждой — свой собственный, неповторимый, и гармоничное сочетание цветов и оттенков зависело от фантазии, умения или неумения автора уверенно держать кисть в руках. Конечно, у художников получалось лучше и выразительнее, но «примитивизм» любителей тоже радовал глаз, заставлял поражаться буйству цветового решения композиций.

Наконец рыбок прикрепили к остову Перворыбы и начали поднимать громадину из горизонтального положения в вертикаль. Яркая четырехметровая скульптура горделиво возвысилась над ландшафтом «Баяра», начала сопротивляться стихийным порывам байкальских ветров — баргузина и сармы. Казалось, она готова пережить и зимнюю стужу, чтобы на следующий год предстать в первозданной красоте перед взорами туристов, приезжающих на Байкал.

И снова работа. Инициаторами росписи детского городка базы отдыха стали художники Александра Мартынова и Владимир Иванов. По их проекту маляры (такую «должность» получили на этой акции учителя) взялись раскрашивать высоченные и низенькие качели, песочницу, а  площадку, ступени которой ведут в домик, художники украсили парусами и якорями, солнышком, раскинувшим свои веселые лучи во все стороны света. Площадка получилась радостной, соответствующей названию «Баяр», что в переводе с бурятского означает «счастье».

Фестиваль современного искусства интересен тем, что его участники постоянно подпитываются энергией священного Байкала, впечатлениями от многочисленных экскурсий и перемещений из одной бухты в другую. Фантастическим было плавание на кораблике к острову Огой, где установлена буддийская ступа. Огромное впечатление произвела экскурсия к крайней северной точке Ольхона — мысу Хобой. Именно в этом месте воды пролива и озера соединяются, открывая безбрежную даль, уходящую далеко на север. Да и сам поселок Хужир расположен в святом месте, называемом девятым чудом Азии, близ мыса Бурхан. В Хужире нельзя собирать и брать с собой камни, напитанные камланьем шаманов, там духи — посредники между небом, землей и подземным миром — диктуют человеку свои правила поведения на острове.

Ольхон — мистическое место, все, кто приезжает сюда работать, заряжается энергией созидания, азартом творческих свершений. Скупо прописанная в программе фестиваля акция рисунков на песке превратилась в игру, дающую возможность поведать Байкалу свои сокровенные мысли. Фигурки, похожие на древние изображения, знакомые нам по сохранившимся наскальным рисункам, послания, написанные прозой и стихами, — все это забирали волны, уносившие загаданные желания в глубину, к сердцу Байкала.

Мастер-класс для учителей — участников фестиваля провел Георгий Инешин, который на черной доске, используя вместо песка манку, начал сочинять в рисунках историю о рыбке, родившейся из икринки  между водорослями океана. Один рисунок дополнялся другим, развивал историю о рыбке, захотевшей увидеть жизнь на земле, о ее путешествиях и удовлетворенном любопытстве, позволившем ей вернуться домой, в свое водное царство. Красивое зрелище имеет художественное название: Send art.

На следующий день, дождавшись темноты, фестивальщики совершили световую акцию Light art. Под руководством фотохудожника Сергея Белова участники (а некоторые из них были с детьми) выстроились на одной из площадок побережья Байкала и побежали вперед с зажженными фонариками. Это зрелище казалось хаотичным блужданием огоньков, но камера фиксировала другое: появившееся на экране изображение вспыхнуло образами, будто пришедшими из космоса, с далеких планет Галактики. Рисование светом повторялось не раз и не два, удивляя причудливостью зафиксированных техникой картин. Белов предложил написать фонариками слова: «Байкал» и «Перворыба». Световые круги, линии и зигзаги, считываемые фотокамерой, складывались в задуманные слова.

Light art казался игрой с бесконечными веселыми стартами. Увы,  была глубокая ночь — пора отдыха перед свершением художественных затей нового дня.

Оставшееся время было отдано пленэру. На глазах зрителей рождались картины, которые вместе с другими — работами художников из Германии, Франции, Польши, ведущих мастеров Иркутска — стали лотами аукциона, средства от которого будут переданы в специальный интернат для слабослышащих детей.

Дело в том, что среди участников фестиваля была художник, инвалид по слуху от рождения Татьяна Климова, научившаяся говорить и прекрасно рисовать. Она организовала в интернате изостудию для глухих детей. Их судьба волнует и Александра Фофина. Организатор фестиваля считает: если человек способен чувствовать гармонию красок, если у него развита душа, он не инвалид — он дитя солнца, умеющее воспринимать и передавать красоту мира.

Фестиваль на этой благотворительной ноте не заканчивался. В сентябре и октябре в Гуманитарном центре — библиотеке семьи Полевых, а также в центре «Альянс-Франсез» пройдут выставки детей — победителей конкурса, организованного фестивалем «Перворыба». Проведенный во второй раз, он набирает силу, развивается и обещает долго жить, чтобы помочь иркутянам научиться понимать формы и содержание современного искусства.

 

Светлана Жартун, специально для «Байкальских вестей».

Фото Сергея Белова, специально для «Байкальских вестей»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии