Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Не забывать о тех, кто жил до нас…

30 августа, 2016

В Галерее сибирского искусства (ул. Карла Маркса, 23) Иркутского областного художественного музея открылась выставка иркутских художников разных поколений, которые уже ушли из жизни, но оставили большой и значительный след в изобразительном искусстве Восточной Сибири. Их юбилейные даты как раз пришлись на год проведения выставки.Среди этих художников Василий Ольховик, которому в 2016 году исполнилось бы 100 лет, Александр Шаталов – 90 лет, Глеб Богданов — 90 лет, Вальтер Фридеман — 90 лет, Клавдий Киц-Ковязин — 80 лет, Николай Опанасенко — 80 лет, Гелий Мамилов — 80 лет, Владимир Лапин — 70 лет, Владимир Адов — 70 лет, Геннадий Драгаев — 60 лет.

Название — «Чтобы помнили…» — перекликается с  некогда очень популярной телепередачей Леонида Филатова с тем же названием. Хотя, конечно, дело не только в названии, но и в содержании, в цели и задаче, а они невероятно глубоки и благородны: не забывать тех, кто жил до нас, не превращаться в потомков с короткой памятью, а именно помнить…

Как рассказала старший научный сотрудник Иркутского художественного музея Тамара Драница, на этой выставке  «публика видит психологически достоверные портреты и лирико-эпические сибирские ландшафты, которые покоряют жизненной правдой и высоким мастерством исполнения. Неповторимые образы современников и сибирской природы проникнуты особенным жизнеутверждением, характерным для талантливых представителей «Сибирского стиля». Для современного зрителя классическое наследие иркутской школы изобразительного искусства XX века имеет важное познавательное, воспитательное и нравственное значение».

Выставка разместилась на двух этажах Галереи сибирского искусства, на ней представлено 60 работ иркутских живописцев как из собрания художественного музея, так и из семейных авторских коллекций. На первом этаже заинтересовали работы Геннадия Драгаева. Вот его полотно «Красные утюги», висящее по  центру стены. Кажется, что подойди ближе — и можно обжечься, потому что они  раскалены докрасна, так что и сам воздух и все, что находится рядом, вот-вот вспыхнет и пойдет полыхать пожаром. Утюги большие, громоздкие, старинные, в которые закладывались угли, а после раздувались. При этом они не вызывают ощущения тяжеловесности и похожи на легкое полыхающее пламя, которым объята вся картина. А сколько каждый из них может рассказать о себе!  В каждой его работе неодушевленная вещь или предмет дышит, живет, имеет свою биографию, рассказывает о себе своим особенным языком. Внимательный зритель это обязательно услышит.

1.jpg

Переношу взгляд на левую часть стены и вижу «Портрет художника Щербакова» его же, «драгаевского», узнаваемого почерка и стиля. В левой части полотна человек, скрестивший руки на груди, глядящий не на нас, а чуть в сторону, глубоко задумавшийся. На дальнем плане сооружение, похожее на галерею или беседку с пустыми огромными рамами без оконных переплетов. Между человеком и беседкой встают тонкие, хрустальные деревья, почти не живые, на которых будто наброшена белая паутина. Фон за галереей неестественно мертвенно-красный. Сам художник в тяжелых раздумьях и напряжении. Он стоит спиной к тому, что видит зритель, но думы его именно об этом сюжете. Это читается в глазах художника, в его некоторой неуверенности в правильности найденного решения.

Все это напомнило мне сцену и театральную декорацию на ней, и если пойти в своих размышлениях дальше, то декорацию к чеховской пьесе «Вишневый сад». Возможно, я ошибаюсь и кто-то «услышит» в этом полотне совсем другие мотивы, но именно это и хорошо, так как художник, нарисовавший другого художника, предлагает пофантазировать и подумать.

Изящны, милы, благородны и грациозны своей неброской красотой «Полевые цветы» Клавдия Киц-Ковязина, стоящие на столе возле раскрытого летнего окна. Картина наполнена радостью и первыми лучами утреннего солнца. А сколько трепетности и света в его же полотне «Наш сад» из триптиха «Иван-да-Марья», в миниатюре «Букет»! И в большой, мощной картине «Тункинские хлеба», напомнившей по цветовой гамме рериховские полотна, где синева смело сочетается и гармонирует с оранжевым и розовым, холодная гамма переходит в теплую и все вместе создает  «хор», поющий гимны земле, ее красоте и богатству.

4.jpg

Интересна по психологической насыщенности картина Глеба Богданова «Практикантка», написанная в 1966 году. Перед нами молодая учительница, по всей видимости только что закончившая урок. Ученики разбежались на перемену, стоят опустевшие парты, на одной из них раскрытый букварь и недорешенный математический пример на доске. Девушка стоит задумавшись, опираясь на вертикально стоящие счеты и держа в руке мелок. Картина наполнена внутренним движением, размышлением, в ней будто сам воздух звенит, в котором угадываются даже голоса детей из-за приоткрытой двери.

Выставка интереснейшая, в которой каждый найдет для себя что-то свое. Взрослый зритель с ностальгией вспомнит молодость, ту атмосферу, те ритмы и музыку времени, в котором жили, а молодые через живопись, через образы, запечатленные в этом времени, окунутся в страну под названием СССР.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести».

На фото: «Красные утюги»;

«Тункинские хлеба»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии