Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Никто кроме нас

27 января, 2011

 

 

 

 

 

В областной библиотеке имени Молчанова-Сибирского состоялась презентация книги Станислава Маркелова «Никто кроме меня». Из длинного ряда подобных мероприятий эта презентация выделялась по многим параметрам — и в первую очередь тем, что была приурочена ко второй годовщине трагической гибели автора.

 

 

 

Адвокат Станислав Маркелов, президент созданного им же Института верховенства права, был убит выстрелом в затылок 19 января 2009 года в Москве. Вместе с ним была застрелена журналистка «Новой газеты» Анастасия Бабурова, которая опоздала на пресс-конференцию Маркелова и пошла вместе с ним, чтобы уточнить какие-то детали. Осенью того же года в Москве были задержаны подозреваемые в убийстве — члены праворадикальных группировок Никита Тихонов и Евгения Хасис. Приговор не вынесен до сих пор, поэтому никто не может сказать твердо, что убийство совершили именно эти люди, но как стало известно совсем недавно, прежде чем арестовать подозреваемых, сотрудники спецслужб долго прослушивали съемную квартиру и смогли собрать доказательства по целому ряду преступлений.

Станислава Маркелова, судя по рассказам организаторов презентации — активистов движения «Автономное действие», выбрали в качестве жертвы нападения не случайно. Маркелов родился в Москве в 1974 году, учился в специализированном классе с историческим уклоном и с подросткового возраста испытывал симпатии к левым политическим организациям. Возможно, сказалось влияние старшего брата Михаила, бывшего депутата Государственной думы, а в настоящее время — лидера тверского отделения партии «Справедливая Россия». Уже во время учебы в Московской государственной юридической академии Станислав выбрал путь, которого придерживался до конца жизни: защищать любого попавшего в беду человека. В октябре 1993 года, во время вооруженного конфликта между сторонниками Верховного Совета и президента Бориса Ельцина, Станислав участвовал в работе «Санитарной дружины имени Максимилиана Волошина» — добровольческой организации, спасавшей раненых независимо от политической принадлежности.

После окончания вуза Маркелов вступил в несколько адвокатских объединений, работал в качестве помощника адвоката на небольших уголовных процессах и пытался защищать активистов левых организаций, обвинявшихся по разным статьям. Он добился переквалифицирования дела активиста Российского коммунистического союза молодежи Андрея Соколова со статьи «терроризм» на «причинение ущерба имуществу» (Соколов получил штраф вместо длительного заключения), защищал участниц «Краснодарского дела» (обвинение в подготовке покушения на губернатора Краснодарского края не было доказано), а вскоре стал часто ездить в Чечню — до него туда не ступала нога российского адвоката.

Маркелов крупно рисковал, но все равно ездил — в последние годы жизни он бывал в Чечне почти каждый месяц, выступая защитником семьи Эльзы Кунгаевой в деле полковника Юрия Буданова и добиваясь осуждения сотрудника милиции Сергея Лапина, обвиненного в пытках и убийствах. Маркелов участвовал в защите пострадавших во время теракта в театральном центре на Дубровке, потерпевших во время массового избиения жителей города Благовещенска, был адвокатом главного редактора газеты «Химкинская правда» Михаила Бекетова и участников экологического лагеря в Ангарске, разгромленного скинхедами летом 2007 года.

Многие гости и участники презентации, которых собралось в читальном зале библиотеки несколько десятков человек, знали Станислава Маркелова лично — он был участником Сибирского социального форума (проведенного в 2008 году незадолго до первого Байкальского гражданского форума), выступал с докладом и участвовал в дискуссиях. (Кстати, даже статья в интернет-энциклопедии «Википедия» проиллюстрирована фотографией Станислава, сделанной в Тальцах). Активисты иркутских экологических и правозащитных организаций рассказали, что для них означала встреча с Маркеловым — человеком, который одним фактом своего существования выводил левые убеждения из идеологического гетто и доказывал, что высококлассные профессионалы могут иметь убеждения и действовать в соответствии с ними.

Название книги, в которую вошли статьи, стенограммы выступлений и другие документы из жизни Станислава, как нельзя лучше отражает его жизненное кредо — действительно, никто, кроме него, не взялся бы за дела, которые любой другой адвокат назвал бы безнадежными еще на стадии ознакомления. Маркелов установил для активистов левых движений верхнюю границу, создал эталон правильного и высокоэффективного диалога с представителями других партий и государства, учил методам общения с правоохранительными органами. Второго такого нет, но если несколько сотен молодых активистов прочитают его книгу (вышедшую сравнительно небольшим тиражом и рискующую стать библиографической редкостью) — это будет полезно не только для них, но и для общества в целом.

Вне всякого сомнения, книгу правозащитника и антифашиста Маркелова должен прочитать и каждый чиновник, работающий с молодежью, — его анализ корней современного национализма глубок и точен, он за несколько лет до массовых беспорядков на Манежной предсказал, что этим все и кончится. Правда, в своих статьях Маркелов — испытывавший определенные симпатии к анархизму (он был участником Прямухинских чтений, проводившихся в родовой усадьбе семьи Бакуниных) — не счел нужным ретушировать соучастие государства в формировании и укреплении фашистских группировок. Проблема радикального национализма для Иркутской области, как неоднократно писали СМИ, более чем актуальна: в ночь на 20 января в области были задержаны четыре скинхеда, обвиняемые в двух убийствах граждан Казахстана и Узбекистана. Это при том, что дело по нападению на Ангарский экологический лагерь еще не завершилось, а некоторые из обвиняемых по этому процессу успели совершить еще несколько преступлений и теперь проходят по нескольким делам сразу.

Будучи сторонником верховенства права, законного решения всех конфликтов и споров, Станислав Маркелов вряд ли написал нечто, что идет вразрез с действующим законодательством, и в то же время, благодаря своим убеждениям, показал проблемы нашего общества с такой точки зрения, на которую трудно встать большинству наших граждан, захваченных повседневной борьбой за существование или охваченных стяжательством. Именно это делает его книгу важной не только для его единомышленников, но и для каждого из нас — если мы хотим жить в мире, если мы против фашизма, нужно знать, за что убили одного из самых деятельных борцов с новой волной «коричневой чумы». Убийцы выбрали одного из лучших, и теперь никто, кроме нас, фашизм не остановит.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».
Фото автора

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии