Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Неужто Иркутску не повезло с фамилией основателя?

28 января, 2013

 

Вопрос, как оказалось, не праздный, если уж он с болью был затронут в статье Юрия Пронина «Неудобная» фамилия» (БВ № 2, 2013). Неужели кто-то серьезно считает, что если бы Иркутск основал Петр Алексеевич Романов, известный как Петр I, то памятники его имени нужно было «лепить» на каждом шагу? А если Иркутск основал добрый казак и достойный человек Яков Иванович с «неудобной» фамилией Похабов, то лучше об этом стыдливо помалкивать? Между тем именно первому российскому императору иркутяне обязаны «неудобной» фамилией своего основателя.

Слово «похаб» в значении технического термина для определения юродивых по византийскому образцу использовалось на Руси с ?I века до Петровских реформ. Изначально оно не несло в себе ни малейшего намека на этически негативный смысл. Напротив, к юродивым в большинстве своем обращались не иначе как в утраченном ныне звательном падеже: «Похабе». Таким образом отдавалась дань почтения и уважительного отношения к похабам, которые были гласом русского народа и воспринимались обществом как форма божественного контроля над властью. Полное нестяжание, добровольный отказ от любого внешнего статуса и своей безопасности давали похабу свободу говорить тогда, когда другие, опасаясь последствий, предпочитали хранить молчание.

Все изменилось при Петре I из-за его личной неприязни к похабам. Он обрушил на них всю репрессивную мощь государства, чтобы искоренить похабство на Руси как институт общественного контроля государственной власти. Как нельзя кстати в начале ?VIII века случилась реформа русского языка, в результате чего произошла подмена сакральной сущности слова «похаб» хорошо известным нам сегодня светским значением. Окончательно опоганил это слово ?? век. Дело в том, что, несмотря на старания Петра I, похабство, или юродство в современной терминологии, как опасное явление для государственной власти не удалось искоренить. В смертельной борьбе со старыми устоями и церковью большевикам потребовалось придать слову «похаб» самое низменное и патопсихологическое значение. В очередной раз было применено старое как мир правило: если не в силах уничтожить — опошли.

Слова, и фамилии в частности, имеют какой-либо смысл и значение только в своем восприятии. А это зависит от силы наших культурных традиций и глубины владения языком, которым нам даровано пользоваться. Вспомните, что каких-нибудь 30 лет назад в нашем обществе слово «голубой» воспринималось исключительно в светлых образах голубого неба, голубой мечты, голубого экрана… Сегодня же это слово стало вроде бы и неприлично произносить.

Ровно то же самое произошло и со словом «похаб», только в более длительный срок, который, впрочем, целиком укладывается в историческом отрезке существования Иркутска. Вдумайтесь: на глазах иркутян произошло опошление слова, от которого образована фамилия его основателя. Спрашивается, чего же иркутяне стыдятся: своего невольного соучастия или короткой памяти?

При желании что угодно можно обратить в свою противоположность. Похабы ценой своего ежедневного христианского подвига неустанно напоминали людям об этой опасности. В их отсутствие иркутянам есть смысл определиться, что для них значит фамилия основателя города. Напоминание ли это о сакральной связи русского города Иркутска с многовековой историей своего государства или всего лишь досадное «неудобство» Иванов родства не помнящих? В первом случае, в неразрывной связи с прошлым, Иркутску, безусловно, есть чем гордиться. В противном случае город рискует в метафизическом смысле превратиться в Похабовск.

Юрий Похабов, специально для «Байкальских вестей».

На фото: Памятник основателям Иркутска с надписью
«Казакамъ Якову Похабову со товарищи»

 

От редакции «БВ». Юрий Павлович Похабов — потомок основателя Иркутска, енисейского атамана Якова Ивановича Похабова. Автор книги «Красноярские Похабовы: история фамильного рода», а также статьи «Иркутск или Похабовск? Штрихи к портрету основателя города» в № 65 нашей газеты за 2012 год. Член Иркутского общества «Родословие». Проживает в Железногорске, Красноярского края.

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии