Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Немцов стал инициатором памятника Вампилову в Иркутске

02 марта, 2015


pamyatnik-Vampilovu2.jpg

В связи с убийством одного из лидеров оппозиции Бориса Немцова свою точку зрения высказал бывший депутат Государственной думы от Иркутской области, ныне руководитель Фонда сохранения памяти и развития наследия первого губернатора Иркутской области Ю.А.Ножикова Юрий Курин: 

— Ночь на 28 февраля принесла страшное известие — в Москве убит Борис Немцов. Я знал его с 1998 года, был близок к нему. Он очень любил Иркутск, часто сюда приезжал. Каждый приезд он обязательно бывал также в Ангарске и Шелехове и несколько раз — на Байкале.

Многие считают его баловнем судьбы, родившимся с серебряной ложкой во рту, но это не так. Действительно, его отец был очень большим руководителем и состоятельным человеком, но Бориса и сестру не воспитывал и не помогал им. Мама была врачом, и жили они очень тяжело.
Борис был очень яркой личностью. Он имел шикарное физико-математическое образование. Рано защитил диссертацию, работал в одном из секретных проектов в Нижнем Новгороде — это была наша аналогия американской стратегии «Звездных войн». Я не сомневаюсь, что он мог бы сделать блестящую научную карьеру, но в конце 80-х годов он стал активным участником демократических процессов в тогдашнем СССР. Много раз с оглушительным успехом избирался народным депутатом разных уровней. У него был чрезвычайно высокий рейтинг в Нижегородской области. Он был одним из самых успешных губернаторов.

Многие в России считают, что он был сторонником олигархов, на самом деле это не так. Он беспощадно с ними воевал, его ненавидели все эти Березовские, Смоленские, Гусинские. В итоге против него была развязана хорошо скоординированная информационная кампания, итогом которой стало то, что в Москву на должность первого вице-премьера правительства он приехал с высочайшим рейтингом, а через год оказался с самым низким. К сожалению, Ельцин сдал его.

Эта война не прошла даром: к Немцову навсегда приклеился ярлык политика, связанного с олигархами. На самом деле, сам Борис никогда не занимался бизнесом — абсолютно никаким бизнесом! Никогда не был замечен ни в одном коррупционном скандале. Я считаю его просто прирожденным политиком, который всегда говорил правду.

Это редкое качество — уметь говорить правду всегда. Мне много раз приходилось с ним ездить по России, в 2001 году мы были с ним в Нижнем Новгороде несколько дней, в том числе значительная часть этого времени была посвящена встречам с работниками АвтоГАЗа. Это было очень тяжелое время в стране, в Нижегородской области и конкретно на ГАЗе — завод просто разваливался, зарплату не платили больше года, конвейер остановился, мужики работу бросили, и остались одни женщины. И когда мы ездили на встречи в цеха, Дом культуры этого предприятия, было страшновато — не разорвали бы они его как бывшего губернатора, депутата Госдумы, руководителя партии. Встречи были очень тяжелыми, начинались агрессивно, продолжались по несколько часов. Но всегда заканчивались под аплодисменты. Эти женщины, которые у конвейера стоят в этих холодных цехах, в ватниках, — они ему аплодировали стоя.

Он был очень везучим человеком, любил жизнь, много занимался спортом — теннисом, горными лыжами и особенно виндсерфингом. Сказывалось детство, проведенное в Сочи. В хорошей компании он мог выпить, но вел себя всегда правильно – не терял голову.

Его первая дочь Жанна, нынешняя ведущая на РБК, 11 сентября 2001 года была в одной из башен-близнецов в Нью-Йорке — она там работала. Но в тот момент, когда террористы сбили самолеты на Манхэттене, она вышла попить кофе в соседнем здании. Немцов очень переживал, но когда узнал, что с ней все в порядке, сказал — это значит, все будет хорошо. Он говорил, что сам будет жить долго, потому что Россия такая страна — чтобы в ней добиться успеха, нужно очень много лет работы.

Последние годы он находился в постоянной стрессовой ситуации, потому что во время всех поездок по стране его постоянно преследовали понятно какие молодчики. Были и физические нападения, задержания, и плескали кислоту — в том числе у нас в Шелехове. Это все изматывало, когда-то ты был губернатором, народным депутатом, а тут — травили, как зайца на охоте.
У него, конечно, была своя система взглядов на все. И она не совпадала с «генеральной линией партии», но он всегда говорил, что не отступится от своих взглядов и своей деятельности, потому что убежден в своей правоте.

Он ненавидел сначала ельцинскую «семибанкирщину», а потом — нынешний олигархат. Он был уверен, что с ним никогда не расправятся, потому что, кроме женщин, у него не было других слабостей, и другого компромата на него не было. Да и можно ли эту слабость считать слабостью?

Немцов очень болезненно воспринимал раздробленность реформаторских демократических сил. И сам пытался преодолеть это, готов был поступаться своими карьерными интересами, статусом.

Понятно, что убили его не из-за бизнеса. Убили его из-за политики, потому что больше он в жизни своей ничем и не занимался.

Кстати, для сведения иркутян. Немцов во время одного из своих приездов в Иркутск высказался за идею создания памятника Вампилову, сам выбрал место, провел встречу с мэром Якубовским и дал первые деньги на монумент. Это уже потом подтянулись все остальные. И он тогда сказал — конечно, Нижегородская губерния покруче Иркутской, но у нас не было такого драматурга, как Вампилов.

Перед арестом Ходорковского они много общались. Немцов нам рассказывал, что говорил ему: «Ты понимаешь, тебя могут посадить надолго, отобрать бизнес, ты к этому готов?» «Да, готов», — отвечал Ходорковский. Это были настоящие мужики, они не играли в игры – они так жили. И понимали, что происходит, чем они могут заплатить за свою позицию.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии