Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Не дразните спящую собаку!

11 июля, 2011

 

 

 

Правоохранительные, надзирающие, судебные, следственные органы и спецслужбы, эти цепные псы государства Российского, могут лениво дремать до поры до времени... Но приходит момент, когда они просыпаются для того, чтобы сообща вцепиться в свою жертву мертвой хваткой. Видимо, эту национальную особенность полиции, прокуратуры, суда и ФСБ не учел Евгений Станиславович Кустос. За что и поплатился...

 

Недавно в редакции «Байкальских вестей» состоялась встреча журналистского коллектива с начальником ГУ МВД по Иркутской области генералом Александром Обуховым. Подробнее о ней рассказано в предыдущем номере газеты («Генерал Александр Обухов: Я не признаю телефонное право!..»). А сейчас я хочу вернуться к беседе с главным полицейским Приангарья и озвучить один фрагмент взаимоинтересного разговора, не вошедший в вышеназванную публикацию. Александр Андреевич сказал:

— Я еще не переехал в Иркутск, а мне по электронной почте шлют информацию в Читу: так, мол, и так, мы не знаем, кто ты такой и как ты намерен в Иркутской области работать, но объектом номер один твоего профессионального интереса должен стать человек по фамилии Кустос... Меня это заинтриговало.  Приступив к работе в Иркутске, я начал разбираться, кто он такой есть, этот самый Кустос. Оказалось, что этот гражданин заявляет примерно так: дескать, в отношении меня восемь уголовных дел возбуждали, но никто меня не посадил, и вообще меня, дескать, никогда не посадят!.. Ну и где сейчас этот Кустос?.. Конечно, его надо было посадить не потому, что он такие заявления делал, а потому, что давно туда просился...

Как теперь известно, Евгений Станиславович «допросился». Не надо было ему дразнить спящую собаку!..

 

Достоин презрения

Один из тех, кто стаей кормился возле Кустоса, как шакалы из свиты более крупного зверя, однажды спросил меня: почему ты так ненавидишь Евгения Станиславовича?.. Тогда я ответил, что Кустос ненависти моей не достоин — масштаб личности мелковат. Максимум, чего он заслуживает, — моего глубокого, искреннего и незамутненного, как слеза ребенка, презрения.  Помимо обвинительного приговора суда, разумеется!..

Вполне закономерно, по моему мнению, что бывший усольский градоначальник, бывший сити-менеджер пойдет по той дорожке, которую немного раньше протоптали для него две другие одиозные (в границах Приангарья) политические фигуры — Виктор Дорошок и Василий Сайков.

Первый из них, экс-мэр город Усть-Илимска, исправно тянет отвешенный ему судом срок за причастность к убийству заместителя директора Усть-Илимского ЛПК Пуртова. Ну а Сайков, который обвинялся в причастности к убийству слюдянского предпринимателя и депутата районной думы Бабученко, в настоящее время находится в федеральном розыске...

Мне представляется потрясающим тот факт, что Кустос угодил-таки под карающую десницу правосудия после того, как совершил, как я полагаю, те же ошибки, которые до него допустили и Дорошок (в большей степени), и Сайков.

 

Из князи — в грязи

Давайте перелистаем назад странички новейшей иркутской истории и вспомним, как все было.

Виктор Дорошок, став мэром Усть-Илимска после того, как был убит Пуртов, изрядно поработал над тем, чтобы обогатить себя, своих родственников и прихлебателей из ближнего круга.  Став человеком, мягко говоря, не бедным, Виктор Васильевич мог в один прекрасный момент сам себе сказать: мне хватит всего, чтобы не бедствовать до конца своих дней!.. А потом собрать собственные манатки, миллионы сомнительного происхождения и избавить наконец исстрадавшийся Усть-Илимск от своего присутствия.

Виктор Васильевич этого не стал делать и (рисковый мужик!) дождался-таки: в отношении него было возбуждено уголовное дело за причастность к убийству Пуртова. Но и тогда для Дорошка еще не все было потеряно. Очень даже подходящий момент наступил, когда областной суд освободил его от наказания в связи с истечением срока давности с момента совершения преступления. Как я полагаю, Виктор Васильевич мог отправиться в какую-нибудь приличную страну с устойчивой экономикой и хорошо развитой демократией, чтобы там припеваючи доживать свой век.

Но, похоже, неуемная и неутоленная до конца жажда власти, а также уверенность в том, что ему сойдет с рук убийство человека, притупили у Дорошка инстинкт самосохранения. Он вернулся в Усть-Илимск, сел в кресло градоначальника и начал раздавать интервью о том, что невиновен, как агнец божий, и что он судом, дескать, оправдан...

Экс-мэр разбудил дремавшую собаку, и она вонзила в него клыки! Верховный суд РФ отменил приговор Иркутского областного суда, вернул дело на новое рассмотрение, и Дорошку был вынесен обвинительный приговор. Теперь он вместо того, чтобы безмятежно балдеть где-нибудь на Канарах, тянет унылый срок на казенных нарах в колонии ИК-3...

Василий Сайков долго играл на нервах у судьбы, и она, страдалица, однажды не выдержала... Впрочем, сначала для Василия Ивановича все складывалось в высшей степени удачно.  Стал мэром Слюдянского района, он развлекался с муниципальной собственностью, с бюджетными деньгами и земельными участками в течение многих лет, но, по моему мнению, заигрался! Известно ведь: хороший игрок вовремя карты бросает. Надо полагать, игрок из Сайкова оказался неважный.

Он тоже мог бы после оправдательного приговора, вынесенного Иркутским областным судом, рвануть куда-нибудь подальше, чтобы отечественная Фемида не смогла дотянуться до него карающей десницей... Но Василий Иванович, избалованный властью и безнаказанностью, которыми он очень долго пользовался взахлеб, не учуял приближающейся опасности. Он не обратил внимания на то, что цепной пес государства сначала зарычал на него, потом оскалил клыки и начал драть землю когтями.

Не заметив этих угрожающих симптомов, Сайков легкомысленно выдал на-гора книжонку под названием «Преступления без наказания», в которой подверг словесной экзекуции милицию, прокуратуру, следственный комитет и пенитенциарную систему.  Не припомню, правда, перепало ли спецслужбам на орехи в этом, страшно сказать, «литературном произведении»...

Не ограничившись писательским дебютом, Василий Иванович принял личное участие в заседании Верховного суда РФ, на котором рассматривалось кассационное представление государственного обвинителя на оправдательный приговор Иркутского областного суда. В своем выступлении Сайков беспощадно клеймил позором всех, кто возбудил в отношении него уголовное дело, кто расследовал и довел дело до суда.

Однако ни артистический талант Сайкова, ни перехлест эмоций в его обличительной речи не произвели на Верховный суд РФ никакого впечатления. Кассационное представление было удовлетворено, оправдательный приговор был отменен, уголовное дело возвращено на новое рассмотрение. Видимо, только тут у Василия Ивановича пробудился от спячки инстинкт самосохранения, и он ударился в бега, не решившись еще раз вверить свою судьбу в руки правосудия.

Так по сей день он где-то и прячется — может, отсиживается в сыром и холодном подполье или глотает пыль на каком-нибудь чердаке; может, тихо, как мышка, живет в зимовье, затерянном в глухой тайге, и сотрясается каждым членом от страха, услышав посторонний звук... Полагаю, Сайкову было бы легче доживать остаток отпущенных ему лет в казенном доме. В той же, например, иркутской ИК-3, где сейчас обитает Дорошок и куда, скорее всего, будет определен на долгий «постой» Кустос.

Три бывших градоначальника из Приангарья в одной зоне!  Редкая удача!.. Да они могли бы в колонии организовать землячество!..

Впрочем, пока это только мои фантазии: Сайков еще не пойман, Кустос пока не осужден. Подождем: куда нам торопиться, граждане?..

 

Уйти, чтобы вернуться

Раньше я думал, что Евгений Кустос умнее Дорошка и Сайкова.  Теперь понимаю: он просто оказался немного хитрее и потому продержался на свободе дольше, чем его вышеназванные коллеги. Был бы умнее — сумел бы уловить кульминационный момент, когда негативная составляющая от его «деятельности» в городе Усолье-Сибирском достигла критической массы, и подался бы куда-нибудь в далекое зарубежье.

Слава богу, этого не случилось, и сейчас все мы можем преспокойно ждать торжества правосудия и справедливости, которые Фемида обязательно проявит в отношении Евгения Станиславовича.

А ведь было дело: мне показалось, что Кустос обманул отечественное правосудие! Это произошло после того, как Евгений Станиславович, два мэрских срока вовсю порезвившись с муниципальными предприятиями и недвижимостью, с земельными участками, с городской казной, ушел из власти и политики.  Создавалось впечатление, что он выдоил город, как собственную буренку, прежде чем отправить ее на убой, — и успокоился. И некоторое время держался в отдалении от политических баталий.

Подконтрольные ему СМИ покусывали, пощипывали городскую власть, и мне думалось, что такими укусами и уколами Кустос вполне удовлетворяет собственные амбиции. Ан нет! Уличая городскую администрацию в ошибках и недочетах, Евгений Станиславович, как я полагаю, приучал местное население к мысли о том, что как раз он, Кустос, на посту градоначальника был не так уж и плох... Может (чем черт не шутит!) — даже хорош!..

К тому времени, когда Кустос снова замелькал на авансцене региональной политики, жители Усолья-Сибирского подзабыли те многочисленные скандалы, которыми сопровождалась деятельность Евгения Станиславовича в должности мэра.  Подзабылась оглушительная история с покушением на Игоря Востренкова, когда лишь благодаря профессиональному мастерству правоохранительных органов и спецслужб удалось не допустить убийства. При этом с поличным были задержаны несостоявшиеся киллеры и посредник между заказчиком убийства и исполнителями.

Спроси в то время почти любого усольчанина: кто стоит за неудавшимся покушением на Востренкова? — и двое из трех, полагаю, ответили бы: Евгений Станиславович...

 

На чужие грабли

Скандальной известности этой фамилии придавали и другие ее носители. Федеральный судья (теперь уже бывший) Наталья Кустос прославилась тем, что в нарушение закона уничтожила вещественное доказательство по уголовному делу — героин.  Что-то вроде 800 граммов было якобы смыто в унитаз!..

Тогда эта проделка сошла с рук супруге нашего «героя», и она продолжала отправлять правосудие. Но под суд по уголовной статье угодил сын: Стас Кустос. Похоже, этот молодой человек, безмятежно и безнаказанно взрослевший в благодатной тени своего папы, обнаглел до безобразия. Вот свеженький факт: на ступенях Октябрьского районного суда города Иркутска Стас Кустос позволил себе высказать неприкрытые угрозы двум гражданам, которые были признаны потерпевшими по уголовному делу, возбужденному в отношении Евгения Станиславовича.

Это произошло в тот день, когда в суде избиралась мера пресечения задержанному Евгению Кустосу. На заседание суда прибыли депутат Усольской городской думы Владимир Базаров, потерпевшие Игорь Востренков и Евгений Бондарев. У входа в здание суда им встретился Станислав Кустос, который произнес: «Ну, сейчас-то вам точно п...ц!». О прозвучавшей угрозе Евгений Бондарев заявил в суде, и, вполне возможно, эти слова стали дополнительным аргументом для принятия судом решения об аресте Евгения Кустоса.

Напомню, что бывший усольский градоначальник и бывший сити-менеджер обвиняется по трем статьям УК РФ: в подстрекательстве к совершению преступления, в покушении на убийство и в вымогательстве. Расследование ведет Следственное управление СК РФ по Иркутской области.

Евгений Кустос разбудил спящую собаку и разозлил ее, когда в ходе предвыборной кампании в муниципальные органы власти сформировал группу соратников под названием «Усольчане».  Тогда ему удалось провести в состав городской думы восемь «усольчан», да еще столько же других депутатов поддерживали Евгения Станиславовича. В результате он и стал сити-менеджером, снова получив возможность распоряжаться теми активами, которые еще каким-то образом задержались в муниципальной собственности.

Как раз в то время, когда сподвижники Кустоса в эйфории праздновали свою сокрушительную победу на муниципальных выборах, один из высоких чинов в правоохранительных органах сказал мне так: да, мы выпустили из-под контроля ситуацию в Усолье. Будем ее исправлять: Евгений Станиславович заигрался...

И вот теперь, похоже, ситуация исправлена: Кустос арестован и, вероятно, будет осужден. Вполне возможно, вместе с ним по уголовному делу пойдут и другие фигуранты: ведь он не один «хозяйничал» в городе!

 

Мне в силу профессиональных обязанностей довелось плотно заниматься каждым из этой грешной троицы: Сайковым, Дорошком, Кустосом. Каждому из них в отдельности и всем им вместе я посвятил более десяти лет своей жизни. О каждом написал десятки, если не сотни, статей. Честно признаюсь: я получил огромное моральное удовлетворение, когда по этапу пошел Дорошок, когда Верховный суд РФ отменил оправдательный приговор по делу Сайкова — он, я полагаю, тоже сядет, не может же он бегать всю жизнь. И когда прозвучит (я надеюсь, что это случится) обвинительный приговор Евгению Кустосу, я смогу сказать сам себе: твои усилия, Юрий Удоденко, не пропали даром!..

 

Юрий Удоденко, «Байкальские вести»


 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии