Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Не больше чем на троечку

09 июня, 2011

 


 

 

 

 

Накануне 33-й сессии Законодательного собрания состоялось заседание комитета по собственности и экономической политике ЗС. Депутаты рассмотрели четыре вопроса, главным из которых стал отчет о работе правительства в 2010 году.


Министр имущественных отношений Михаил Карасев представил депутатам проект закона «Об отдельных мерах по защите прав и законных интересов граждан — участников долевого строительства многоквартирных домов…», или, проще говоря, «закона об обманутых дольщиках». Приступая к подготовке закона, правительство исходило из того, что частные отношения — между гражданами и строительными компаниями — урегулированы плохо, действующее законодательство не предусматривает многих принципиально важных моментов и допускает двойное толкование.

Правительство постаралось ввести в оборот ряд новых понятий (в том числе «проблемный объект») и разработало ряд мер поддержки граждан, которые могут быть применены в том или ином конкретном случае. При этом правительство постаралось сделать все возможное, чтобы строительные компании не получили в руки готовые схемы ухода от своих обязательств. Правительство успело получить замечания депутатов и прокуратуры, за что министр поблагодарил всех участников обсуждения законопроекта и отметил, что практически все замечания были учтены и пошли закону на пользу. Закон обсуждался уже достаточно долго, так что в итоге депутаты приняли ожидаемое решение: рекомендовать сессии принять закон в первом чтении и продолжить над ним работу во втором чтении.

Заместитель главы областного правительства — министр экономического развития Сергей Аникеев, который был основным докладчиком от правительства уже не в первый раз, представил членам комитета доклад о работе правительства Иркутской области в 2010 году. За время, минувшее после предыдущего обсуждения проекта доклада, у правительства появилась хорошая новость:  удалось добиться снижения в тарифе для потребителей на низком напряжении (то есть малого и среднего бизнеса) региональной компоненты с 1 рубля 14 копеек до 69 копеек. В будущем году, предупредил министр, повторить такой же льготный режим для предприятий области вряд ли удастся: во-первых, снижение тарифа бьет по предприятиям энергетики; во-вторых, соседние регионы уже ропщут по поводу привилегированного положения Иркутской области. В следующем году тариф вырастет не просто на установленный правительством предельный процент, а в зависимости от уровня инфляции. Министр отметил, что у самого правительства есть поводы для недовольства собственной работой, — в частности, хотелось бы переломить ситуацию с миграцией населения и добиться такого положения, чтобы в Иркутскую область приезжали на постоянное жительство.

 


Сергей Аникеев пояснил, что экономика области (ориентированная на производство сырья, которое идет в основном на экспорт) развивается быстрее, чем экономика страны в целом, чему есть подтверждение в виде данных статистических органов. На первый взгляд все хорошо, отметил министр, но темпы роста недостаточны, чтобы чувствовать себя уверенно. Новые инвестиционные проекты, которые уже начаты и близки к завершению, все чаще сталкиваются с недостатком финансовых средств, необходимых для завершения работ и пуска производства, из-за чего пуски переносятся, проекты становятся дороже, эффективность их снижается.
 

 

Председатель комитета Нина Чекотова задала министру один, но очень большой вопрос: по какому сценарию (инерционному или инвестиционному) развивается экономика области и какой из сценариев представляется оптимальным министру и его коллегам по правительству? Министр пояснил, что экономика области (ориентированная на производство сырья, которое идет в основном на экспорт) развивается быстрее, чем экономика страны в целом, чему есть подтверждение в виде данных статистических органов. На первый взгляд все хорошо, отметил министр, но темпы роста недостаточны, чтобы чувствовать себя уверенно. Новые инвестиционные проекты, которые уже начаты и близки к завершению, все чаще сталкиваются с недостатком финансовых средств, необходимых для завершения работ и пуска производства, из-за чего пуски переносятся, проекты становятся дороже, эффективность их снижается.

Еще одна проблема, о которой министр откровенно сказал, что не знает, как ее решать,— пропускная способность железной дороги: Транссиба уже не хватает, а БАМ нужно электрифицировать. Для электрификации БАМа, в свою очередь, нужна еще одна крупная электростанция на севере области или одного из соседних регионов плюс полное обновление сетевого хозяйства — иначе «электровоз при прохождении все вокруг посадит». Новые ЛЭП требуют новых материалов — в том числе сшитый полиэтилен, который в России никто не производит.

Нина Чекотова осталась недовольна ответом, поскольку ей хотелось бы в первую очередь услышать о новых инвестиционных проектах, которые были начаты в области в 2010 году, и рассказ о проблемах (действительно интересный и полезный) ей был не особенно нужен. Вопрос же о новых инвестиционных проектах возник в связи с тем, что в 2010 году по сравнению с 2009-м в области произошло снижение объема средств, вложенных в крупные проекты, на 7—8 млрд рублей.

Министр пояснил, что снижение произошло в связи с окончанием основных работ на нефтепроводе «Восточная Сибирь — Тихий океан», а новых инвестиционных проектов сопоставимых масштабов на самом деле нет. Министр честно рассказал, что малый и средний бизнес поставлен в крайне невыгодное положение, поскольку правительству пришлось в 2011 году резко увеличить размеры арендной платы на принадлежащих области объектах. В то же время на кадастровом учете стоит не более 15 процентов земель сельхозназначения, и когда правительство завершит работу по учету этих земель, проблемы начнутся и у сельхозпроизводителей. Депутаты тут же возразили министру, что, по их оценке, область обладает большим количеством неучтенного или недостаточно эффективно используемого имущества, — по мнению Нины Чекотовой, речь может идти о миллиардах рублей, которые правительство могло бы получить в доходную часть бюджета дополнительно.

Прозвучали и другие вопросы: о количестве созданных рабочих мест, причем рабочих мест с хорошей заработной платой; о взимании налога на доходы физических лиц и распределении его между правительством и муниципалитетами. При этом депутаты пытались выяснить, сколько рабочих мест создано в различных отраслях, постоянные это места или временные, — министр, несколько сбитый с толку таким натиском, признался, что на часть вопросов он ответить не готов. Однако тут же предложил реальный шаг для создания новых рабочих мест в сельской местности: ограничить условия конкурсов на покупку продовольствия в рамках госзаказа таким образом, чтобы в них участвовали только производители, а посредники оказались бы за бортом. Депутаты восприняли это предложение как малоэффективную полумеру.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».

Рисунок Ильи Клычева, «Байкальские вести»

 

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии