Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Наталья Сарапулова: когда в сердце БАМ и театр

06 марта, 2018


1.jpg

Никто их не гнал на стройку, а тем более — на сцену. Наоборот, актерам любительского театра «Современник» в бамовском поселке Магистральном на работе не давали никаких поблажек — на репетиции они шли вечерами, часто семьями, вместе с маленькими детьми, которые часто там и засыпали, а спектакли давали по выходным и праздникам. Большинство артистов когда-то и не предполагали, что будут твердить роли и переживать за намечающиеся премьеры… Как говорит героиня нынешней нашей публикации Наталья Сарапулова, о супруге которой Евгении Владимировиче мы рассказывали вам в одном из прошлых номеров, тот театр стал для них полноправной частью жизнью и живет в душе до сих пор.

2.jpg

«Кисточку умеешь держать?»

…На БАМ родившаяся в далеком Бобруйске девушка Наташа приехала в 1975 году, на втором году стройки. Ехать в Сибирь уговорил дядя, будучи на родине в отпуске (Александр Ильич работал на трассе поваром, кормил водителей, перевозивших бесконечные грузы для магистрали). Долго агитировать племянницу не пришлось — в 22 года отчего бы и не махнуть за тысячи километров, тем более что молодежи — а это был главный аргумент родственника — там очень много. Должно быть весело и интересно! Профессия у комсомолки была та же, что у дяди.

Наша героиня всерьез настроилась бороться с трудностями и выживать в глухой тайге. А оказалось, что за год в Магистральном успела обосноваться цивилизация — хотя, конечно, выросшая с двумя братьями в семье строителя Наташа девчонкой была совсем не балованной.

На месте устроилась в СМП-391, где о рабочих навыках ее спросили просто: «Кисточку умеешь в руках держать?». Она, конечно, умела — в родной Белоруссии семья сама строила свой дом. Так что трудовой путь девушке определили начинать с профессии штукатура-маляра. Первым ее объектом стала только что выросшая в поселке школа. Как закончили с нею, бригаду временно перебросили на срочный строительный прорыв в Усть-Кут, в связи с возобновлением прокладки БАМа переживавший новый этап своей истории. Там и познакомились с будущим мужем Евгением, который в 1974-м в числе первых прибыл из Черемхово в только тогда еще намеченный Магистральный. Хотя ну вот совершенно ничего не могло говорить в этой первой встрече об общем будущем Натальи и Евгения — скорее даже наоборот, но судьбе было виднее. Расписались они в 1976-м.

2-1.jpg

«Было у нас «бабское царство»…

Первенец Володя появился у Сарапуловых в том же 1976 году. Как вспоминает Наталья Михайловна, потом население их девятиквартирного дома с заселенными сюда такими же молодыми семьями стало прирастать чуть не каждый месяц. Дедов и бабушек рядом не было, науку воспитания постигали сами, коллективно. А поскольку мужья, задействованные волей огромной стройки, большую часть времени отдавали работе, то в их доме на улице Дружбы народов воцарилось настоящее «бабское царство» — понятно, как и в большинстве жилых зданий в юном Магистральном.

— Ну или как офицерские жены мы тогда были, — добавляет Наталья Михайловна, погрузившись в счастливые воспоминания. И правда, в том сформированном случайным образом молодежном сообществе не было и речи о каких-то серьезных культурных или бытовых противоречиях и трениях, хотя соседи прибыли на БАМ из самых разных точек огромной страны. Была у них даже баня, воду дружно таскали ведрами из бочек и никаких трудностей не боялись... 

Дядя Натальи оказался прав — поселок в сибирской тайге стал для нее лучшим местом в СССР.

3.jpg

БАМ в свете рампы

Большим — причем семейным, несмотря на тотальную занятость главы семьи и рождение троих детей, — увлечением Сарапуловых стал родившийся в Магистральном вскоре после основания поселка любительский театр. А открыла этот мир для многих, в том числе и не помышлявших раньше о сценическом творчестве комсомольцев, юный режиссер Зинаида Санникова, приехавшая из брянской области. Она, к слову, также познакомилась со своим, также прибывшим из Черемхово Геннадием здесь, на БАМе. На строительстве девушку определили в сучкорубы, но и ее диплом культпросветучилища оказался весьма нужным — новорожденный театр «Современник» получил, как и многое на БАМе, мощный жизненный импульс.

Выросло объединение естественным образом — из искрометной агитбригады, которую с большим интересом ждали в любой точке строительства, хотя кое-кто и побаивался ее меткой критики. В месте, где собралось столько молодежи, творческая жизнь кипела и не требовала повелений сверху, выражаясь в самодеятельности, различных конкурсах и вообще во всех проявлениях, какие только можно было придумать. Официальным днем рождения «Современника» стало 2 июня 1977 года. Театр, как было сказано, стал явлением максимально органичным — первые выступления проходили в помещении с крошечной сценой или вовсе в полевых условиях, и граница между актерами и зрителями была во многом условной…

Уже через несколько лет своей истории «Современник» получил звание «Народный» — кстати, тогда выезд на фестиваль «Сибирская рампа» в Ангарске стал чуть ли не первым случаем, когда актерам из Магистрального пришлось играть спектакль в рабочее время.

4.jpg

Репетиции — дело семейное

Первым для Сарапуловых спектаклем в «Современнике» стал «Последний срок». Его театр представлял не только в Магистральном, но и в Казачинском, Улькане. Играли в постановке и Наталья, и Евгений, в эпизодах были заняты даже дети. Для главы семьи Евгения Владимировича та первая роль особенно дорога — спешил на репетиции при каждой возможности, несмотря на любую физическую усталость. К слову, из актерского состава первых лет театр стал увлечением сразу для нескольких семей Магистрального — это, кроме Сарапуловых, Галина и Федор Нейхц, Валентина и Иван Вербицкие, Светлана и Евгений Штерн.

Наталья Михайловна вспоминает: «Бежишь на репетицию — заскочишь за хлебом для дома, а то после уже не успеешь. Хлеб из нашей пекарни был исключительно вкусным, ну и в творческом процессе одну булку как-то незаметно и съели, а потом кто-то спохватился: «У них же трое детей, а мы налегли… — «Да вы что! Ешьте, всем хватит…».

Конечно, у любительского театра не было возможности играть одни и те же спектакли годами — многие работы, в которые режиссер и артисты вкладывали душу, живут только в памяти. Тем не менее явлением спектакли были совсем не разовым, у них было развитие во времени. К слову, в спектакле «Варшавский набат» Наталья Сарапулова вначале играла жену фашистского офицера, будучи беременной третьим ребенком, а девяти месяцев от роду Миша получил здесь уже свою небольшую роль. Да, взявшись за трагическую пьесу Вадима Коростылева о Януше Корчаке, польском педагоге и гуманисте, не пожелавшем предать своих учеников — еврейских детей и погибшем вместе с ними в газовой камере, любительская труппа решилась на непростой материал. И с задачей справилась.

Творчество «Современника» вообще было любимо его зрителями — в залах, которые подрастали с его историей, всегда был аншлаг. Замахивались и на не менее сложные для непрофессионалов комедии, в числе которых особо вспоминается «Печка на колесе», смешной и трогательный спектакль по пьесе Нины Семеновой.

Правда, если творческих препятствий смелый коллектив не знал, то материальные все-таки были. Так, не вполне подвластна была классика из-за необходимости в сложных и многочисленных костюмах (все-таки поселковое ателье должно было шить не только для нужд театра) и в реквизите. Даже табуретки и скатерти для спектакля артисты несли из дома! А вот военная тематика приветствовалась — с костюмами помогала военная часть.

6.jpg

Непрошедшее время

Если вспомнить выражение писателя и журналиста Арнольда Харитонова «звонкие бамовские годы», то «Современник» в Магистральном, бесспорно, был одной из их мелодий, до сих пор сохранив свою энергию на протяжении всей своей сложной истории.

Для Натальи Сарапуловой любительская сцена стала частью жизни, и до сих пор, как она признается, театр живет в душе. «Мы ни одно поздравление друзей и родных не делаем просто так — все превращаем в маленький спектакль, ни один поддающийся творческому переосмыслению подобный повод не пропускаем», — говорит наша собеседница.

Кстати, одна из строк ее трудовой биографии — работа в ЗАГСе Магистрального — стала возможной благодаря опыту в театре. Благословляя в путь каждую новую молодую семью, торжественно извещая страну о рождении каждого нового ее жителя, Наталья Михайловна вкладывала в строго официальные слова душу, чтобы стали они для ее сибирских земляков особенно памятными. Все эти события — а сколько их было за годы — и для нее незабываемы!

Переезжая в 1995 году из Магистрального, Сарапуловы испытывали в чем-то схожие по драматизму эмоции, которые когда-то постигали в спектакле по пьесе Валентина Распутина. Впереди были еще перестроечные годы, не менее трудные, но герои наших бамовских публикаций сумели пронести через них свою дружбу и душевную молодость.

7.jpg

Сарапуловы сейчас живут в Иркутске, работают — он прораб в строительной фирме, она с 2009 года трудится в детском саду.  Опыт для этого пригодился и жизненный, ведь старшему из уже четверых внуков Евгения и Натальи уже 14 лет. Дети Сарапуловых выросли, нашли свое место в жизни, но и в этой семье младшие завидуют неповторимой юности родителей…

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото автора и из семейного архива Сарапуловых.

На фото: Наталья Сарапулова;

Первые дни на БАМе. Наталья и ее дядя обсуждают стихи,
которые написал дядин бригадир. Июль 1975 года;

Коллектив театра «Современник» (основной состав)
в день премьеры спектакля «Фирма веников не вяжет».
Поселок Магистральный, 3 ноября 1990 года;

Ноябрь 2013-го, Евгений Сарапулов —
60-летний юбиляр — с женой Натальей;

1989 год, Наталья Сарапулова с четырехлетним
сыном Михаилом, уже, можно сказать,
опытным актером «Современника»;

Геннадий и Зинаида Санниковы. 1978 год;

Жительницы дома № 5 на улице Дружбы народов
в Магистральном (слева направо): Валентина Отто,
Людмила Митина-Егорова, Наталья Сарапулова,
Татьяна Ливиндина

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии