Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

На сцене как в жизни

22 сентября, 2011

 

 

 

 

Всероссийский театральный фестиваль имени Александра Вампилова, проводимый раз в два года, этой осенью стал восьмым по счету. Но рождался он много раньше 1995-го, меняясь в названии, содержании спектаклей, которые привозили в Иркутск театры из всех концов России, Белоруссии, Узбекистана.

У фестиваля есть старые друзья, появляются и новые — коллективы, также влюбленные в драматургию Александра Вампилова, как многие иркутяне, гордящиеся своим земляком. Свидетельство тому — цветы, которые постоянно лежат у памятника, поставленного в сквере возле академического драматического театра имени Н.П.Охлопкова. В дни фестиваля к подножию возлагаются ветви рябины с красными гроздьями ягод — это символ яркого таланта драматурга, погибшего в тридцать пять лет. Но разве может исчезнуть талант? Рассказы Александра Вампилова сегодня читают, зрители смотрят его спектакли, его именем назван  театральный форум Иркутска.

В этом году фестиваль начинался по традиции прежних лет у памятника драматургу, к которому подходили актеры, режиссеры, руководители всех театров, съехавшиеся в наш город. А приехало немало: из Ростова-на-Дону и Петропавловска-Камчатского, Кемерово и Новосибирска, Северска (Томской области), три театра из Москвы, один из Санкт-Петербурга, а также  иностранные участники фестиваля из Канадзавы (Япония) и Сеула (Южная Корея). Были яркие, но немногословные речи, играл духовой оркестр, а начало церемонии открытия было ознаменовано парением запущенных в небо воздушных шаров.

На фестивале зрители посмотрели и еще успеют увидеть три постановки «Утиной охоты», которые представляют Иркутский авторский театр Александра Гречмана, камерный театр Владимира Малыщицкого из Санкт-Петербурга и театр из Канадзавы. Эта самая трудная, до конца не разгаданная пьеса драматурга притягивает постановщиков спектаклей, стремящихся проникнуть в мир ее героя, избравшего  путь самоанализа, очищения души или ее окончательного разрушения, — дилемма, которую каждый театр решает по-своему, исходя из мировоззрения, своего отношения к человеческим страстям, объединившимся в святости и грехопадении.

Фестиваль призван показывать спектакли, поставленные по произведениям современных авторов, но с недавних пор все чаще в его репертуаре встречается классика. Устроители по-прежнему находят мало драматургов, работы которых могли бы соответствовать высокой духовности, нравственным идеалам, заложенным в основу театрального форума. К сожалению, редко встречаются авторы, которых можно было бы сравнить по современности звучания с  Гоголем, Островским, Чеховым.

Как показали просмотры спектаклей, одним  из самых современных драматургов на фестивале стал Александр Николаевич Островский с пьесой «Волки и овцы», поставленной Московским государственным академическим Малым театром, членом Союза театров Европы. Почти все пьесы драматурга шли на сцене этого театра «из-под пера», первой российской премьерой. Не случайно с середины XIX века он называется «Домом Островского».

Некоторые из пьес драматурга запрещала цензура, но театр добивался разрешения на постановку и защищал их, когда они подвергались жесточайшей критике. Как у всякого автора, у Островского есть  пьесы, оставшиеся на века, но есть и приближенные к слезливой мелодраме. У Островского были периоды творческого подъема и спада, но для русского театра он был и остается одним из самых репертуарных драматургов для любой поры. Что поделаешь, если Россия развивается не по гегелевской «спирали», а идет по кругу.

Основными героями его пьес  были купцы, разбогатевшие на аферах или благодаря жесткой деловой хватке. Сними с них костюмы XIX века — и все они могут стать нашими современниками, с такими же повадками и причудами, какими славились  предшественники вплоть до мелочей: раньше банкетные «сюрпризы» отмечались пальбой из пушек, сегодня — фейерверками. В прежние времена одни пытались завладеть  богатством других, сегодня в чести рейдерские захваты.

Героиня «Волков и овец» Меропия Мурзавецкая посредством поддельных векселей вознамерилась «оттяпать» состояние богатой соседки Евлампии Купавиной. Но «на всякого мудреца довольно простоты» — приходит более изворотливый и более деловой купец Василий Беркутов, который усмиряет «аппетит» на чужое добро обнаглевшей барыньки.

Актеры — исполнители спектакля — играют его широко и очень по-русски. Ушло социальное деление на волков и овец, на сильных, поедающих слабых, осталась комедия, в которой положительных героев нет. Здесь жизнь переходит в игру, а игра предполагает дальнейшее бытие героев с незамутненным сознанием. Мурзавецкая — народной артистки РФ Людмилы Поляковой — хитра, изворотлива, амбициозна, она умеет управлять уездом, в котором многие  боятся ее ослушаться. Она даже из поражения извлекла выгоду, может  махнуть рукой на уплывшие деньги: на место одной  простофили обязательно придет другая.

В спектакле Малого театра и овцы целы, и волки сыты. Удовлетворен Беркутов (народный артист России Ярослав Барышев), добилась своего Купавина (народная артистка Светлана Аманова), не прочь жениться и старый холостяк Лынев (народный артист Борис Невзоров). Одним словом, пьесой Островского театр показывает мир таким, каким он был и, к сожалению, таким же остается. Сами посмеялись, рассмешили публику, но и высмеяли неисчислимые людские пороки.

Что же происходит со всеми нами? При жизни Александра Николаевича Островского зарождалось купечество, поначалу пьяное и малообразованное, но сумевшее понять, что надо учиться самим и обязательно учить детей. «Купцами» нашего времени становятся вчерашние бандиты, получившие сегодня официальный статус бизнесмена. Новые русские обрели внешний лоск, построили загородные виллы, но изменился ли их внутренний мир? Нажитые неправедным трудом капиталы — проблемы и заботы богатых людей, но как быть с теми, кто еще вчера называл себя интеллигентом, готов был голову положить за демократию? Время оказалось неумолимо к интеллигентам, многие начали приспосабливаться, забывать о своих идеалах.

Пьеса Максима Кантора «Вечер с бабуином», показанная Камчатским краевым театром драмы и комедии, довольно поверхностно раскрывает проблемы современной России, суть человека, жизнь которого пришлась «на эпоху перемен». Она похожа на памфлет, героями которого стали не люди — людишки, переживающие не страсти — страстишки. Добраться до глубины характеров, до мотивации поступков героев актерам в ней сложно.

И все же спектакль закаляет душу, вызывает смех зрительного зала, сравнимый с сарказмом. Быть стойким в мире, в котором «Сатана правит бал», а «бабуин» съедает «бабуина», не просто, далеко не каждому удается оставаться достойным звания человека. Камчатский театр, провоцируя зрительный зал, вовлекая его в пение «Мурки» и другие тюремные шлягеры, стремится своим спектаклем заставить зрителей оглянуться на себя, задаться вопросом: «Кто ты есть на самом деле, сохранил ли душу или только поклоняешься злату телу?»

События фестиваля развиваются стремительно, один спектакль сменяет другой, представляя новых и хорошо известных авторов, интересных актеров и думающих режиссеров. Заметно, как исполнители волнуются перед выходом на сцену, ждут реакции зрителей. Это объяснимо: в Иркутск коллективы привезли спектакли, темы которых их волнуют, а герои созвучны с мироощущением исполнителей.

Третий день фестиваля был отмечен показом трех спектаклей, прошедших на основной и камерной сценах академического театра имени Н.П. Охлопкова и во Дворце культуры «Нефтехимик» города Ангарска. Театр MYUNG PUM из Сеула показал моноспектакль по «Запискам сумасшедшего» Н.В.Гоголя. Как созвучно оказалось состояние актера Чой Юнгью c героем Гоголя, сошедшим с ума от осознания своего ничтожества в большом мире людей! С ума его свела недостижимость мечты, невозможность дотянуться до статуса сильных мира сего. Только в замкнутом пространстве сумасшедшего дома, которое уготовано для его воспаленного ума, есть место для простора воображения, для чувства, которое может перейти в счастье взаимной любви. Актер на сцене страдал, мучился, самоуничижался, но был и повелителем, и баловнем судьбы, он менялся в зависимости от фантазий, которые приходили в голову его герою, уничтоженному жестокосердием общества.

Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького показал спектакль  «Судьба человека» по инсценированному рассказу Михаила Шолохова. Показал войну без генералов и маршалов, без прикрас — это было сражение солдата, потерявшего жену и детей, а в первые дни мира после войны — сына. Горечь утраты не сломила героя Шолохова, остались в нем милосердие и вера в созидательную основу жизни. Писатель — земляк ростовчан, с особой любовью они отнеслись к каждому слову автора, разделяя его отношение к войне и веру в духовную силу русского солдата.

К сожалению, все спектакли фестиваля физически невозможно посмотреть — идут они в одно время на разных сценах, а то и в другом городе. Многие хотели увидеть спектакль по пьесе Елены Ерпылевой «До последнего мужчины» Театра для детей и юношества из города Северска, но повезло ангарчанам. Они познакомились с интересной пьесой современного автора и не менее интересным  прочтением ее режиссером, заслуженным деятелем искусств России Натальей Корляковой. Нам, не сумевшим поехать в Ангарск,  остается познакомиться с аннотацией спектакля, которая дает представление о проблемах, мечтах, воображении и печали его героев:

«Кто же не захочет жить до скончания времен человеческих... И Вован, и Гришуня тоже мечтают стать человеками песни, жить в любви и счастье, только дело это непростое... Без расписания, стремительно летит поезд-судьба по глухой тайге, через лживые болота, везет народ с его мечтами светлыми и с жутью его... И неизвестно, когда твоя остановка, когда ты сойдешь с поезда и что на выходе останется в багаже твоей души — светлые песни или тьма кромешная...»

А на следующий день на спектакле «Я, пулеметчик» Московской студии SOUNDRAMA многие зрители испытали шок. Пьеса Юрия Клавдиева стала для режиссера Владимира Панкова и исполнителей спектакля поводом для разговора со сцены о ценности человеческой жизни в Великой Отечественной войне и локальных войнах, которые ведутся в разных уголках планеты. О бандитских разборках в России, напоминающих войну, и о войне внутри человека, ставшего мишенью вселенской машины самоуничтожения. Спектакль «саундрамы» по форме и излагаемого в нем содержания не похож на все спектакли, увиденные ранее. В нем соединяются пение, пластика, сбивчивые ритмические тексты и страстность актеров, с какой они хотят достучаться до сердец зрителей своим пониманием правды жизни. По сути, этот спектакль стал настоящим прорывом в понимание и прочтение современной драматургии.

...Сказанное — только часть фестивальных событий, которые успели наполнить иркутских зрителей яркими  впечатлениями, смехом на одних спектаклях, слезами на других и очень серьезными размышлениями об увиденном. Театр на то и существует, чтобы вызывать эмоции, не только пробуждать чувства, но и быть созвучным нашему времени. Итоги подводить рано, впереди новые театры, новые спектакли, новые впечатления...

 

Светлана Жартун, специально для «Байкальских вестей».

Фото Анатолия Бызова, специально для «Байкальских вестей»,
и Алексея Ильина, «Байкальские вести»

 

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии