Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Музыка сердца

24 Февраля, 2016


10.jpg

Иркутский солист, дирижер, педагог Татьяна Акимова встретила юбилей в концертном зале

Вообще-то, молоденькая выпускница Уфимского института искусств Таня Егорова должна была или остаться в Уфе, или отправиться в Ульяновск, где ее ждали после окончания вуза. Но подающей надежды альтистке захотелось посмотреть на просторы нашей необъятной родины, да и неотразимая романтика песни, что про девчонок, плывущих, танцуя на палубе, по Ангаре, по Ангаре, сделала свое дело. Таня прибыла в Иркутск для работы в симфоническом оркестре областной филармонии. И в этом была большая удача для нашего города и региона.

Творчество Татьяны Акимовой, виртуозного солиста, замечательного педагога и талантливого музыкального организатора, стало подлинным культурным достоянием Прибайкалья. Это наглядно и ярко показал праздничный концерт в органном зале филармонии, посвященный 55-летнему юбилею Татьяны Юрьевны. В нем приняли участие блестящие ученики юбиляра, созданные ею коллективы — юношеские и профессиональные симфонические и камерные оркестры, ансамбли. Поздравить музыкального подвижника спешили музыкальные школы и колледжи Иркутска и Ангарска, библиотеки, филармонические коллективы, с которыми Татьяну Акимову связывает многолетнее счастливое сотрудничество. Маленькую скромную женщину буквально утопили в букетах и щедрых похвальных словах.

Радостное волнение, конечно, вызвали у нее изумительные концертные номера, подаренные учениками: Маргаритой Алексеевой — выпускницей Ангарской музыкальной школы № 4, а теперь студенткой первого курса Иркутского колледжа имени Фридерика Шопена, Анастасией Лыткиной — студенткой Нижегородской консерватории, Александрой Андреевой — студенткой пятого курса Московской консерватории имени П.И. Чайковского, лауреатом международных конкурсов, Вартаном Маилянцем — аспирантом Московской консерватории (класс профессора И.В. Бочковой). К ним присоединились гости вечера — юный саксофонист-виртуоз Игорь Сендеров, солисты Иркутской филармонии, заслуженные артисты России Михаил Клейн и Александр Чудновский.

— Татьяна Юрьевна, поделитесь, как Вы стали авторитетным музыкальным преподавателем? Это ведь особый дар, который не определяется дипломом и сценическими заслугами.

— Судьба, наверное. Когда-то мне еще на педпрактике в Уфимском музыкальном училище руководитель сказал, что у меня есть педагогический талант. Я была удивлена и отнеслась к этому с недоверием. Но вот время показало, что, по-видимому, это справедливо. Из чего это призвание вырастает? Наверное, прежде всего из любви к музыке. А еще… Я ведь и сама стала музыкантом благодаря мудрости чудесных педагогов. Когда-то родители купили мне пианино, привели в музыкальную школу учиться играть на фортепиано. А меня взяли на скрипку. И я попала в руки к замечательному педагогу Александру Александровичу Шмидту. Это он первый привил мне любовь к инструменту, который поначалу не вызывал у меня никакого отклика.

Закончив в Стерлитамаке музыкальную школу, я решила продолжить учебу в Уфимском музучилище. А тут мне предложили освоить альт, оценили мою исключительную растяжку пальцев. Я и знать не знала, что это за инструмент — альт. Пошла в магазин «Мелодия» и купила пластинку, где выдающийся альтист Михаил Толпыго исполняет альтовый концерт Бартока и переложение виолончельного концерта Шостаковича. Послушала — и беззаветно влюбилась в этот изумительный звук, в этот тембр, теплый, зрелый, бархатный. Пластинка хранится у меня до сих пор.

Мне опять невероятно повезло с педагогом. Тогда в Уфе открыли институт искусств, и целый выпуск Московского института им. Гнесиных прибыл в башкирскую столицу поднимать музыкальную культуру. Один из этих блестящих выпускников — Андрей Андреевич Коваль, учившийся у основателя советской альтовой школы Вадима Борисовского, — взял меня в свой класс. Я училась у него девять лет — четыре года в училище и пять лет в институте искусств. Он, слава Богу, жив-здоров, и мы всякий раз встречаемся с ним, когда я бываю в Москве.

— Ваши ученики, выпорхнувшие из родного гнезда на большие просторы, навещают Вас, когда бывают в Иркутске?

— Каждый год после зимней и летней сессий выпускники отделения навещают родной колледж, и мы за чашкой чая вспоминаем годы учебы. Мои ученики учатся в консерваториях и музыкальных вузах Новосибирска, Красноярска, Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга. Многие стали лауреатами серьезных конкурсов и фестивалей. Теперь у них заслуженные, титулованные учителя, но со мной они продолжают нежно общаться. Это радует, согревает.

Кроме того, что Татьяна Акимова выпестовала целую плеяду первоклассных музыкантов, она открыла класс альта, создала симфонический  и камерный оркестры в Иркутском колледже имени Фридерика Шопена, образовала и возглавила камерный оркестр «Амадей», струнный квартет «Дежавю», которые вот уже десять лет балуют меломанов блистательным исполнением классических и современных шедевров.

Всего этого могло бы и не случиться, если бы в далеком 1986 году Татьяна поддалась своему первому импульсу после приземления на иркутскую землю и улетела бы назад в Башкирию. Испугалась чужого города, далекой разлуки с домом, до которого и дозвониться-то было проблемой. Но отговорила подружка-виолончелистка, вместе с ней распределившаяся в нашу филармонию. А потом обогрели, приняли в семью замечательные ветераны оркестра — концертмейстер, первая скрипка Лев Касабов, концертмейстер альтовой группы Мина Володарская.

20.jpg

В Иркутске наша героиня и замуж вышла за музыканта симфонического оркестра, у них прекрасная семья, сын-инженер, дочка учится на архитектора-дизайнера. Татьяна Акимова двадцать лет служила в симфоническом оркестре, выступала в составе ансамбля солистов филармонии под управлением Владимира Карпенко, с ансамблем «Барокко» Майи Крутиковой, с фортепианным квинтетом Юрия Калагреева, много играла сольно. Неоспорима ее заслуга в том, что стала расти популярность альта у иркутских ценителей музыки, стали появляться первые ученики по этому инструменту, а потом открылся и альтовый класс в областном музыкальном училище.

— Татьяна Юрьевна, расскажите для наших читателей, чем альт отличается от скрипки.

— Альт — второй по размеру в группе струнно-смычковых: скрипка, альт, виолончель и контрабас. Есть большие альты, на 420 мм в длину, есть и поменьше. У альта другой строй и другое звучание. Нет первой скрипичной струны «ми», зато добавлена виолончельная «до». Именно она подарила альту голос, приближенный к человеческому тембру, дала звуку глубину и благородство. Именно его регистр так очаровывает. Чтобы играть на альте, надо быть чуть посильнее, покрепче скрипача. Тут и вес больше, и штрихи шире, давление смычка плотнее. Когда-то на альт переводили слабеньких в техническом смысле скрипачей. С этой практикой давно покончено, заблуждение развеялось. Есть богатый альтовый репертуар с очень виртуозными сочинениями, есть потрясающие переложения скрипичных и виолончельных пьес и концертов. Альт с его насыщенным, полнозвучным голосом — прекрасный солист в умелых руках.

— На конкурсы Вы сами возите перспективных учеников?

— Да, я стараюсь активнее показывать ребят, давать им проявить себя, оценить уровень других конкурсантов. Это большая школа для будущего исполнителя. Очень важно участие в конкурсах, в мастер-классах признанных профессионалов, в серьезных стажировках. По мере сил стараюсь не пропустить любую возможность такого роста для моих подопечных. В 2008 году я вместе со своими студентами Александрой Андреевой и Дмитрием Хахиным побывала в летней школе для одаренных детей в польском городе Эльблонге по приглашению профессора музыкальной академии имени Шопена Дороты Срочинской.  Условия там, конечно, сказочные. Но меня больше впечатлило, как построен процесс обучения. Каждый день индивидуальный урок с профессором по специальности, занятия в оркестровом классе плюс… что бы вы думали? Хореография! Да на каком уровне! Уроки танцев давали настоящие солисты Варшавского театра оперы и балета, в конце стажировки все юные музыканты лихо станцевали краковяк. Как менялись дети во время этих пластических репетиций — это надо видеть! Я бы обязательно ввела хореографические занятия у нас в колледже. А еще лучше — и в каждой музыкальной школе!

Юбилей — время подводить итоги, суммировать достижения. Сама Татьяна Акимова никогда на это не отвлекалась. Она просто работает, отдаваясь всем существом любимому делу. Активно преподает, участвует в различных проектах с камерным оркестром «Амадей» и квартетом «Дежавю», выступления которых зритель всегда встречает полными залами. Играет и солирует сама. Делится с нами музыкой радости и любви, звучащей в крови и в сердце.

На праздничном концерте с приветственным словом в адрес Татьяны Акимовой выступил ее коллега и товарищ, лидер фортепианного квинтета Юрий Калагреев. Он сказал просто, выразив, наверное, квинтэссенцию всех славословий:

— Такие люди, как Татьяна Юрьевна, эти бескорыстные художники — рабочий народ, благодаря которым держится наше искусство, на чем стоит наша культура. Спасибо им и низкий поклон!

Марина Рыбак, «Байкальские вести».

Фото Марины Свининой.

На фото: Татьяна Акимова в составе «Амадея»…;

… и со своими учениками

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии