Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Мой дом — мои траты

02 декабря, 2013

Экономика Приангарья: проблемы и решения

 

Министр жилищной политики и энергетики Евгений Селедцов отчитался о капитальном ремонте многоквартирных домов и использовании выделенных на эти цели средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ.

 

Денег много не бывает

Министр начал свой рассказ издалека. С 1991 года и по сей день на территории области, как и всей Российской Федерации в целом, продолжается приватизация гражданами жилья, построенного некогда как государственное. Средства Фонда содействия реформированию ЖКХ поступают на территорию Иркутской области с 2008 года (собственно, закон об этом  фонде был принят лишь годом ранее) и расходуются на капитальный ремонт бывшей общенародной собственности, постепенно переходящей в руки граждан, то есть многоквартирных домов. Помимо собственной квартиры граждане являются еще и собственниками мест общего пользования в своих домах и, как выразился министр, «несут бремя» содержания и капитального ремонта общего имущества. Точнее говоря, они начали нести это бремя с момента принятия Федерального закона № 185, потому что ранее не был определен механизм сбора средств, выбора подрядчика и так далее.

В итоге за пять лет в Иркутской области реализовано 11 адресных областных программ, на капитальный ремонт многоквартирных домов было направлено 4 млрд 758 млн рублей — в том числе из средств фонда 3 млрд 605 млн, из областного бюджета — 230 млн, из бюджетов муниципальных образований — более 643 млн. Собственники жилых помещений вложили в капитальный ремонт 275 млн рублей — то есть 5 процентов от общей суммы. Капитальный ремонт был проведен в 2196 домах, общая площадь которых составляет 6 млн 264 тыс. квадратных метров. Это 15 процентов многоквартирного жилого фонда на территории Иркутской области. По данным министерства жилищной политики, условия проживания улучшили 261 тыс. человек, то есть примерно каждый десятый житель области.

В 2013 году, за который в основном и отвечает министр Селедцов, на ремонт жилья было выделено 417 млн рублей, в том числе из фонда — 133 млн, из областного бюджета — 134 млн, муниципалитетов — 87 млн, от собственников жилых помещений — 65 млн. Проведен капитальный ремонт 126 многоквартирных домов общей площадью более 560 тыс. квадратных метров с населением более 16 тыс. человек. По сути, жилищные условия улучшил очень крупный микрорайон или небольшой город. Министр оговорился: окончание работ запланировано на 31 декабря, так что если у кого-то в доме ремонт еще продолжается, это нормально.

Если рассмотреть расходы с точки зрения их структуры, то более 40 процентов средств направлено на ремонт и реконструкцию сетей тепло-, водо- и газоснабжения, канализации и так далее. Более 30 процентов уйдет на ремонт крыш и 17 процентов — на ремонт фасадов. Евгений Селедцов отметил, что результаты  могли быть лучше: средства Фонда реформирования ЖКХ выделяются при условии соблюдения определенных правил, и в Иркутской области только 23 муниципальных образования (8 городских округов и 15 городских поселений) смогли выполнить все условия. На территории этих муниципалитетов проживает 68 процентов населения области — то есть еще треть жителей региона не смогли воспользоваться этой возможностью из-за недоработок местных властей.

 

Непосильные условия или ленивые власти?

Обязательным условием получения средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ является свобода выбора жителями способа управления домом. В области такая возможность есть в 170 муниципалитетах, и  более 140 из них получают помощь фонда. Помимо управляющих компаний в области работают более 500 товариществ собственников жилья и более двух тысяч домов управляются именно ТСЖ. Более 450 ТСЖ также являются участниками программ фонда.

— Мы видим достаточно серьезный уровень самоорганизации граждан, направленной и на совместное управление общим имуществом, и на ремонт многоквартирного дома, — отметил министр.

Вторым важным условием получения помощи от фонда является оснащение жилого дома приборами учета потребляемых ресурсов. Сначала собственникам дали возможность установить поквартирные приборы учета самостоятельно; до 1 июля 2013 года это могла сделать управляющая компания (за счет жильцов и с рассрочкой до пяти лет). Однако во многих случаях общие собрания собственников такие решения не приняли до сих пор, и министр назвал положение дел в этом вопросе «очень сложным». Еще одна большая проблема — постановка на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами: даже в областном центре эта задача не выполняется, что уж говорить об отдаленных районах.

От муниципальных образований фонд потребовал проведения инвентаризации объектов коммунальной инфраструктуры. И тут имеются определенные успехи: проделанная за последние годы работа позволила министерству сформировать «паспорт коммунального хозяйства Иркутской области». От всех организаций требовалось установление экономически обоснованных тарифов, с 2013 года полностью отменены субсидии на возмещение разницы в тарифах для любых территорий. И это требование соблюдалось: во всех 23 муниципалитетах области ни одна организация не получала никаких субсидий.

— Такие требования, — признал Евгений Селедцов, — с одной стороны, ограничивают, а с другой — очень хорошо стимулируют и местные администрации, и ресурсоснабжающие организации, и организации, занимающиеся обслуживанием многоквартирных домов. В конце концов, вся документация по дому должна быть сведена в электронный «паспорт», зайдя в который каждый житель дома сможет увидеть: что конкретно делалось по его дому, будет делаться, в какие сроки,  как можно этот процесс контролировать.

 

Деньги любят счет

Министерство жилищной политики от лица правительства области было координатором всего процесса, но основная работа и основная ответственность за результаты были возложены на муниципальные власти. Именно они определяли подрядчика по всем работам, именно они получали средства, проходившие мимо областного бюджета прямиком в бюджеты муниципалитетов. По мнению министра, эта политика породила многочисленные злоупотребления и вызвала к жизни ряд новшеств в областном законодательстве, направленных на жесткий контроль за расходованием средств, выделяемых на программы ремонта в будущем году. Уже в текущем году в министерстве была создана рабочая группа, выезжавшая на места проведения работ. В ходе таких проверок сравнивали объемы выполненных и оплаченных работ, проводился анализ выполнения требований фонда. Особенно активно такая работа проводилась в тот момент, когда объем средств фонда, поступивших в область, превысил 1 млрд рублей.

С собственной проверкой приезжали и эксперты фонда — их отчет лег в основу решения о выделении средств на следующий год. Примечательно, что за все годы отчеты экспертов были только положительными. Евгений Селедцов считает, что еще несколько муниципалитетов области имеют хорошие возможности для получения средств фонда — это в первую очередь Киренск, Нижнеудинск, Бодайбо, Чуна и Тулун. В прошлом эти города отказывались от участия, ссылаясь на сложность соблюдения требований фонда. Города Тайшет и Зима в свое время принимали участие в программах фонда и сразу отказались от продолжения этих усилий. Города Братск, Усть-Кут, Саянск и Ангарск все еще получают средства фонда, но уровень контроля за соблюдением финансовой дисциплины явно недостаточен. Органы местного самоуправления этих городов каждый год декларируют свое желание продолжать участвовать в проектах фонда и тут же допускают нарушения самых важных его требований. В Слюдянке, Байкальске, Усть-Куте, Железногорске и поселке Залари реализация программ фонда продолжается, но там еще одна беда: ослаблен контроль за качеством работ — что, если вдуматься, ничуть не лучше, чем прямая кража.

— Мы должны совместными усилиями сформировать действенный механизм общественного контроля за качеством выполнения работ, — заявил Евгений Селедцов. — Как бы ни старалось министерство, одни мы с этой работой не справимся.

 

Управлять жильем придется

Общество в лице ТСЖ и управляющих компаний тоже не готово к роли контролера, признал министр, у этих структур просто не хватает квалифицированных кадров. Чаще всего собственники жилья выбирают в качестве своего представителя активного, но не слишком компетентного человека, который не имеет знаний, необходимых для составления дефектной ведомости, сметы работ и акта приема выполненных работ. В общем-то, все три пункта представляют собой задачу, достаточно сложную даже для опытного профессионала, прошедшего подготовку в учебном заведении и имеющего опыт работы. Что уж говорить об обычном горожанине? Многие горожане до сих пор не осознают, что им принадлежит одна из самых важных функций в ремонте и содержании многоквартирных домов, и потому они не готовы брать не себя всю полноту ответственности.

За все годы работы фонда не достигнута главная его цель: создание благоприятных и безопасных условий проживания в многоквартирных домах, констатировал Евгений Селедцов. Объем капитального ремонта продолжает нарастать, проблемы накапливаются. У государства нет средств для ремонта домов в полном объеме, эти средства придется изыскивать собственникам. В области имеется более 56 300 квартир «проблемного жилого фонда» общей площадью 24 млн 853 тыс. квадратных метров. Износ жилья оценивается в диапазоне от 31 до 70 процентов, что означает необходимость поставить их на капитальный ремонт. В Жилищный кодекс внесены поправки, в соответствии с которыми объем средств из федерального и областного бюджетов не может превышать 30 процентов от необходимого для ремонта дома. Одновременно создан и механизм сбора и концентрации средств на капитальный ремонт — соответствующий областной закон был принят на сессии Законодательного собрания 27 ноября.

Обсуждение выступления министра показало, что депутаты и представители общественности, принимавшие участие в работе сессии Законодательного собрания, глубоко заинтересованы в теме. Депутаты высказали ряд замечаний и предложений по уже проделанной и еще предстоящей работе, уделив особое внимание теме ремонтов: в ряде городов дома первых массовых серий (так называемые хрущевки) отслужили уже все мыслимые сроки и даже превзошли их. Что будет с этими домами в ближайшем будущем, сколько потребуется средств на их ремонт и содержание — обо всем этом министерству жилищной политики предстоит рассказывать депутатам в ближайшем будущем.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии