Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Монгольская империя

05 апреля, 2021

Окончание. Начало в № 11

Город, построенный чужими руками

Хотя монголы так и остались кочевниками после создания своей империи, в этот период у них появляются места постоянного проживания – городища и усадьбы, известные и на северной периферии нового государства. Эти поселения были необходимы для контроля территории и сбора дани с населения. Археологи обнаружили и раскопали две усадьбы – Алестуй и Нарсатуй и два городища – Хирхира и Кондуй. Усадьба Алестуй, на которой работали иркутские археологи, находится в речной долине, и сейчас от нее практически не осталось следов: можно увидеть лишь возвышение от центрального здания и остатки валов, а вокруг него после исследований нашли остатки еще нескольких зданий, окруженных валами.

– Ни одно известное нам монгольское поселение, ни одно городище того периода не имеют оборонительных валов, – отметил Артур Харинский. – Монголы никого не боялись, потому что просто некого было опасаться. Никто не мог на них напасть в то время в центре страны.

Археологи обнаружили в главном здании остатки деревянных колонн, опирающихся на плоские камни, – это делалось для того, чтобы колонны не проседали. В здании была построена печь – кан, традиционная для Северного Китая: дымоходы от нее вели не вверх, как в русской традиционной печи, а под полом, чтобы обогревать все здание. Такие печи не были свойственны монголам. Поэтому предполагается, что Алестуй и другие городища, обнаруженные в Забайкалье, были построены не самими монголами, а представителями покоренных ими народов, специально приведенными для этого в конкретную местность. Еще одно подтверждение этой гипотезы обнаружили в местности, где находилось городище Кондуй: российские археологи нашли там заводик по производству черепицы, которой были крыты дома монгольских вождей и ханов имперского периода.

 На берегу реки Хирхира в Забайкальском крае было найдено городище, получившее особую известность еще в XIX веке из-за камня с надписью, гласившей, что эта местность передана в управление племяннику Чингисхана. Этот хан построил городище и прославился как умелый военный руководитель, совершавший походы в Среднюю Азию. Ставка самого хана размером 110 на 100 метров находилась в северо-восточной части городища, была окружена валом и воротами, а ее центром был дворец размером 15 на 30 метров, построенный на искусственной платформе с пандусом. При раскопках в других крупных усадьбах археологи обнаружили и печи-каны, и столбы на каменных плитах, но черепицы на этом городище не нашли. Это означает, что крыша была крыта соломой, но в таком случае социальный статус владельца усадьбы был ниже, чем владельца черепичной крыши.

Жители Хирхирина хоронили своих покойников на могильнике Окошки, отличающемся от всех известных захоронений монголов тем, что это не родовое, а именно городское кладбище, где разные люди многих культур лежат рядом. В юго-западной части могильника археологи нашли крупные курганы диаметром 11–14 метров, вокруг них найдены каменные курганы диаметром до шести метров, а в центральной и северной частях найдены каменные кладки над грунтовыми могилами. Раскопав один из больших земляных курганов, археологи пришли к выводу, что в нем похоронен не монгол, а выходец из Северного Китая, возможно, одна из жен или наложниц хана. К сожалению, могила была разграблена в древности, но наличие многочисленных каменных и деревянных конструкций подтверждает гипотезу о немонгольском происхождении похороненной женщины. В других могилах археологи обнаружили обломки ножниц, конской сбруи и даже древний утюг, в который можно было укладывать угли для нагревания. Нашлись китайское бронзовое зеркало и обломок монеты, отчеканенной при императоре Цзуне, правившем в 1101–1125 годах.

В более бедных захоронениях монгольское происхождение похороненных видно более отчетливо: присутствуют кости барана (причем барана старого), ориентация головой на север соблюдается более точно. В целом, несмотря на многообразие типов могил, основные элементы именно монгольского обряда отмечаются практически во всех захоронениях.

Подводя итог своему рассказу, Артур Харинский отметил, что, судя по археологическим находкам, непосредственно в состав Монгольской империи входила только южная, степная часть Байкальского региона, а в северной части Прибайкалья следов монголов нет. Это можно объяснить тем, что в этот период монголам не было никакой необходимости в использовании этих регионов – бедных, малонаселенных и не дающих никакой прибыли в виде дани или рабов. Авторы, рисующие границы Монгольской империи доходящими до Таймыра и Чукотки, явно ошибаются – монголам не нужны были даже лесные земли и уж тем более тундра. Более того: даже с подконтрольных народов монголы собирали дань далеко не каждый год, а по возможности. Говорить же о культурном и административном воздействии тем более не приходится.

Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии