Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Мгновения жизни

16 января, 2018

В Галерее сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева (ул. Карла Маркса, 23) проходит  любопытная выставка под «говорящим» названием: «Из одного гнезда». Речь о мастерах, выпорхнувших, подобно птенцам, из одной альма-матер. В данном случае — из стен Иркутского художественного училища имени И.Л. Копылова, а птенцы — конечно же, его выпускники. В свое время они наполнялись его мировоззрением, атмосферой, средой, духовной энергетикой,  традициями, а потом уже сами несли все это дальше, передавая  другим поколениям.

Художественное училище имени И.Л. Копылова — одно из старейших и наиболее известных художественных учебных заведений Сибири. Более чем за столетнюю историю здесь получили образование около трех тысяч художников, многие из которых стали прославленными, выдающимися  мастерами. Сегодня его выпускники работают в самых разных городах и странах, но та духовная энергия и дружба, то единое мироощущение, которое растило их, питало, было  разлито в самом воздухе училища, в пространстве той среды, где они формировались как художественные личности, остались в них навсегда. И при всей многоликости, «разностилевости», индивидуальности почерка, эти художники имеют единый узнаваемый фирменный знак. Он выражается в мощности духа, во внутренней энергии, которые присутствуют в каждом произведении того или иного художника.

Выпускники училища работают в разных направлениях изобразительного искусства — живописи, дизайне, декоративно-прикладном и оформительском искусстве, преподают  художественные дисциплины, оставаясь верными школе, которая их сформировала.

В трех залах галереи, где проходит выставка, размещено более ста произведений, выполненных в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Авторы — Анатолий Костовский, Анатолий Погребной, Юрий Квасов, Виктор Мироненко, Вячеслав Глинский, Наталья Сысоева, Никита Шоболов, Регина Присяжникова, Дмитрий Лысяков и другие известные мастера.

В экспозиции   представлены также работы выпускников училища, давно покинувших Иркутск, но не теряющих связи со своей альма-матер. Среди них Алексей Талащук  (Санкт-Петербург), Николай Ротко (Кемерово), Сергей Назаров, Дарья Карабчук (Красноярск), Дмитрий Лушников (Москва), Анна Зарницкая (Израиль), Екатерина Тетерина (Германия).

1.jpg

Теперь о впечатлениях. Вот работа Виктора Мироненко «Байкал в грозном окружении». Картина пронизана тревогой, строгостью момента наступающей непогоды, когда хмурые тучи и ветер вот-вот принесут снежную бурю.  Художник не ищет необычных декоративных эффектов в пейзаже, он лишь мастерски, выразительно  и точно фиксирует переходящее состояние природы, когда из ровного зимнего байкальского дня с проблесками солнца он в мгновение под натиском переменчивой сибирской погоды становится хмурым, холодным,  сумрачным.

По первому плану с порывами ветра из серых туч уже пролетает мокрый снег и  будто размазывает четкие контуры пейзажа. Тревожно и сиротливо смотрятся три замерзшие  оголенные сосны на одиноком оледенелом  берегу, нависшем над холодными водами  Байкала. Ветры обглодали и обломали их ветви, но они стойко выдерживают натиск, крепко держась за почву сильными, мощными корнями, уходящими в глубины земли. Виктор Мироненко известен своими байкальскими пейзажами, на которых суровая  сибирская природа всегда является неисчерпаемым материалом для его живописи, где-то она драматична по настроению, с суровым ясным колоритом, как эта. А где-то, напротив,  поэтична и трогательна.

2.jpg

А вот работа Александра Шелтунова «Белый дом». Элегантно выглядит это красивое здание строгих классических линий, все запорошенное снегом, с мягкими очертаниями деревьев, с тонким узором чугунной ограды,  сплетающихся ветвей,  утопающее в белой снежной дымке. Картине присущи полутона, теплый душевный свет, мягкость неярких приглушенных красок: едва уловимые оттенки голубоватого, оливкового, светло-голубого, лимонно-желтого, терракотового… Художник  наносит их мелкими мазками, оттого они струятся мягким льющимся потоком или мерцают, создавая «вибрирующую» поверхность. В маленькой фигурке дворника, расчищающего дорожку от снега на первом плане, художником лаконично и выразительно передано его движение, мгновенное и изменчивое.

Подхожу к  картине Регины Присяжниковой «Такая жизнь». Узнаваемый стиль и почерк, напоминающий экспрессионистов: немного размытый, будто «плачущий»  рисунок, но очень выразительный, объемный, динамичный, с точной передачей фактуры. «Такая жизнь» — картина в типично-бытовом жанре. С большим мастерством фиксирует Регина все предметы в комнате, создавая ощущение света и воздуха, заполняющих пространство. Виртуозно, в почти миниатюрной манере выписывает она каждый предмет и вещь в кухне, стараясь верно передать их объем, форму, материал. 

3.jpg

Перед нами кухня с множеством таких нужных и необходимых в ней вещей: баки, тазы, ковши, бочка с водой, кастрюля и ведро,  подогревающиеся на печи, от которой к окну протянута веревка с сохнущим  бельем. Справа стол, над ним  сушилка для посуды, стул у окна. Возле печи старая помятая коробка и три кошки, дремлющие в солнечных лучах, бьющих из окна.

Ничего, казалось бы, интересного, обстановка самая простая и обыденная, переданная в приглушенных тонах  и красках, но таких теплых и звучных. Непринужденность композиционного решения усиливает привкус жизненной правды, наполненной особенной глубиной и лирическим чувством, любовью и теплом, что невольно и в нас вызывает симпатию.

Каждая работа на выставке, каждый автор достойны  большого внимания, о каждом можно много и долго  говорить, но лучше прийти и все увидеть своими глазами.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Иркутского областного художественного музея.

На фото: Виктор Мироненко. «Байкал в грозном окружении»;

Александр Шелтунов. «Белый дом»;

Регина Присяжникова. «Такая жизнь»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии