Мгновения жизни
В Галерее сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева (ул. Карла Маркса, 23) проходит любопытная выставка под «говорящим» названием: «Из одного гнезда». Речь о мастерах, выпорхнувших, подобно птенцам, из одной альма-матер. В данном случае — из стен Иркутского художественного училища имени И.Л. Копылова, а птенцы — конечно же, его выпускники. В свое время они наполнялись его мировоззрением, атмосферой, средой, духовной энергетикой, традициями, а потом уже сами несли все это дальше, передавая другим поколениям.
Художественное училище имени И.Л. Копылова — одно из старейших и наиболее известных художественных учебных заведений Сибири. Более чем за столетнюю историю здесь получили образование около трех тысяч художников, многие из которых стали прославленными, выдающимися мастерами. Сегодня его выпускники работают в самых разных городах и странах, но та духовная энергия и дружба, то единое мироощущение, которое растило их, питало, было разлито в самом воздухе училища, в пространстве той среды, где они формировались как художественные личности, остались в них навсегда. И при всей многоликости, «разностилевости», индивидуальности почерка, эти художники имеют единый узнаваемый фирменный знак. Он выражается в мощности духа, во внутренней энергии, которые присутствуют в каждом произведении того или иного художника.
Выпускники училища работают в разных направлениях изобразительного искусства — живописи, дизайне, декоративно-прикладном и оформительском искусстве, преподают художественные дисциплины, оставаясь верными школе, которая их сформировала.
В трех залах галереи, где проходит выставка, размещено более ста произведений, выполненных в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Авторы — Анатолий Костовский, Анатолий Погребной, Юрий Квасов, Виктор Мироненко, Вячеслав Глинский, Наталья Сысоева, Никита Шоболов, Регина Присяжникова, Дмитрий Лысяков и другие известные мастера.
В экспозиции представлены также работы выпускников училища, давно покинувших Иркутск, но не теряющих связи со своей альма-матер. Среди них Алексей Талащук (Санкт-Петербург), Николай Ротко (Кемерово), Сергей Назаров, Дарья Карабчук (Красноярск), Дмитрий Лушников (Москва), Анна Зарницкая (Израиль), Екатерина Тетерина (Германия).
Теперь о впечатлениях. Вот работа Виктора Мироненко «Байкал в грозном окружении». Картина пронизана тревогой, строгостью момента наступающей непогоды, когда хмурые тучи и ветер вот-вот принесут снежную бурю. Художник не ищет необычных декоративных эффектов в пейзаже, он лишь мастерски, выразительно и точно фиксирует переходящее состояние природы, когда из ровного зимнего байкальского дня с проблесками солнца он в мгновение под натиском переменчивой сибирской погоды становится хмурым, холодным, сумрачным.
По первому плану с порывами ветра из серых туч уже пролетает мокрый снег и будто размазывает четкие контуры пейзажа. Тревожно и сиротливо смотрятся три замерзшие оголенные сосны на одиноком оледенелом берегу, нависшем над холодными водами Байкала. Ветры обглодали и обломали их ветви, но они стойко выдерживают натиск, крепко держась за почву сильными, мощными корнями, уходящими в глубины земли. Виктор Мироненко известен своими байкальскими пейзажами, на которых суровая сибирская природа всегда является неисчерпаемым материалом для его живописи, где-то она драматична по настроению, с суровым ясным колоритом, как эта. А где-то, напротив, поэтична и трогательна.
А вот работа Александра Шелтунова «Белый дом». Элегантно выглядит это красивое здание строгих классических линий, все запорошенное снегом, с мягкими очертаниями деревьев, с тонким узором чугунной ограды, сплетающихся ветвей, утопающее в белой снежной дымке. Картине присущи полутона, теплый душевный свет, мягкость неярких приглушенных красок: едва уловимые оттенки голубоватого, оливкового, светло-голубого, лимонно-желтого, терракотового… Художник наносит их мелкими мазками, оттого они струятся мягким льющимся потоком или мерцают, создавая «вибрирующую» поверхность. В маленькой фигурке дворника, расчищающего дорожку от снега на первом плане, художником лаконично и выразительно передано его движение, мгновенное и изменчивое.
Подхожу к картине Регины Присяжниковой «Такая жизнь». Узнаваемый стиль и почерк, напоминающий экспрессионистов: немного размытый, будто «плачущий» рисунок, но очень выразительный, объемный, динамичный, с точной передачей фактуры. «Такая жизнь» — картина в типично-бытовом жанре. С большим мастерством фиксирует Регина все предметы в комнате, создавая ощущение света и воздуха, заполняющих пространство. Виртуозно, в почти миниатюрной манере выписывает она каждый предмет и вещь в кухне, стараясь верно передать их объем, форму, материал.
Перед нами кухня с множеством таких нужных и необходимых в ней вещей: баки, тазы, ковши, бочка с водой, кастрюля и ведро, подогревающиеся на печи, от которой к окну протянута веревка с сохнущим бельем. Справа стол, над ним сушилка для посуды, стул у окна. Возле печи старая помятая коробка и три кошки, дремлющие в солнечных лучах, бьющих из окна.
Ничего, казалось бы, интересного, обстановка самая простая и обыденная, переданная в приглушенных тонах и красках, но таких теплых и звучных. Непринужденность композиционного решения усиливает привкус жизненной правды, наполненной особенной глубиной и лирическим чувством, любовью и теплом, что невольно и в нас вызывает симпатию.
Каждая работа на выставке, каждый автор достойны большого внимания, о каждом можно много и долго говорить, но лучше прийти и все увидеть своими глазами.
Лора Тирон, «Байкальские вести».
Фото пресс-службы Иркутского областного художественного музея.
На фото: Виктор Мироненко. «Байкал в грозном окружении»;
Александр Шелтунов. «Белый дом»;
Регина Присяжникова. «Такая жизнь»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.