Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Минздраву предстоит исправляться

19 апреля, 2016

В повестке работы комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного собрания Иркутской области на 6 апреля значились 18 вопросов. Часть из них председатель комитета Андрей Лабыгин сразу снял по различным техническим и юридическим причинам. Тем не менее даже на рассмотрение ходатайств о награждении почетной грамотой ЗС у депутатов ушел целый час.

Аудиторы указывают на проблемы

Отчет Контрольно-счетной палаты Иркутской области о результатах «Аудита эффективности использования средств областного бюджета, выделенных в 2014—2015 годах министерству здравоохранения Иркутской области на лекарственное обеспечение в рамках подпрограммы «Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях»…» депутаты выслушали, как сказал Андрей Лабыгин, исключительно для информации. Аудитор Ольга Ризман пообещала, что расскажет лишь самое главное, не углубляясь. Первая же новость должна была ошарашить депутатов: никто не знает, сколько на самом деле льготников получают лекарства.

— Одни и те же люди включены и в областные, и в федеральные списки, поэтому мы не можем уверенно сказать, что именно 136 тысяч больных диабетом получили лекарства, — отметила Ольга Ризман. — Несколько миллионов рублей остались неосвоенными, потому что не были заключены контракты; некоторые расходы исполнялись без принятия необходимых документов, лишь по докладной записке сотрудников министерства здравоохранения — надо, дескать, купить, и все. Так расходовались десятки миллионов рублей. В 2016 году этот способ минздрав исключил.

По всем проверенным районам области заявленная потребность не совпадала с реально полученными препаратами — где-то была иная форма, где-то был не тот состав. Это вело либо к накоплению остатков препаратов, либо к сбоям в обеспечении граждан. Некачественное планирование — это как минимум, а по сути — халатность. На аптечной базе, например, чисто арифметически должно было остаться на начало 2016 года лекарств на 143 млн рублей, а в реальности — по отчетам самой базы — было на 59 млн рублей больше. Аудиторы сделали вывод: минздрав не представлял, что у него есть и где хранится. За последние полгода была проделана большая работа, но до настоящего порядка в этой сфере еще далеко.

В ряде случаев на жизненно важные лекарства министерство здравоохранения назначало неправильные цены: включали в отпускную цену региональную оптовую надбавку. После замечаний аудиторов КСП чиновники долго спорили и не принимали даже федеральные указания. В конце концов ситуацию должен исправить федеральный закон, принятый в декабре 2015 года, — по нему все закупки до 5 млн рублей можно совершать по итогам аукциона, а на остальные будет действовать предельная оптовая цена. Довольно часто нарушались сроки поставки препаратов, а чиновники минздрава не предъявляли штрафных санкций, что вело к недопоступлению средств в областной бюджет.

С каждым годом растут расходы на лечение орфанных (редких) заболеваний: в 2014 году это было 15 млн рублей, в 2015 году — более 63 млн, на 2016 год получена заявка минздрава на 112 млн, но, по оценке аудиторов, сумма завышена как минимум на 32 млн рублей. Более того, чиновники не учитывают остатков лекарств, хранящихся на аптечной базе. По результатам проверки аудиторы рекомендуют провести ревизию областных обязательств по лекарственному обеспечению.

— Есть закон об обеспечении реабилитированных — там заложено льготное обеспечение лекарствами, есть закон о поддержке семей с детьми — там тоже бесплатные лекарства. Нужно все это собрать и включить в единую территориальную программу, — предложила Ольга Ризман. — Нужно провести ревизию остатков препаратов: по двум федеральным программам остатки мы оценили в 459 млн и 203 млн — это половина средств, отпущенных области на год! Нужно проверить отчетность: по данным минздрава, было выдано 370 тысяч рецептов — и ни одного на отсроченном обслуживании. Мы в такое не верим. Минздрав сообщает, что все целевые показатели деятельности достигнуты. Но эти показатели не статистические, они сами собирают эти данные, сами анализируют, потом нам показывают что хотят. Мы предлагаем разработать нормальный порядок сбора данных, их анализа и проверки.

Министр здравоохранения Олег Ярошенко признал, что КСП провела огромную работу, и назвал акт проверки «руководством к действию, принятым к исполнению». Очевидные проблемы — например, наличие сверхнормативного запаса — будут решены быстро, над остальными задачами министерство будет работать весь 2016 год.

В Усолье опять тревожно

В очередной раз депутаты вернулись к положению дел в здравоохранении Усолья-Сибирского. Как пояснил Андрей Лабыгин, поводом стало обращение коллектива Усольской детской городской больницы по вопросу предстоящей реорганизации лечебных учреждений города. Под обращением, адресованным губернатору и депутатам, стоят подписи 120 человек, на заседании комитета их мнение представляла Анна Власова, заместитель главного врача детской больницы. По словам Анны Власовой, коллективу непонятна сама необходимость проведения реорганизации: материально-техническая база, обеспеченность оборудованием и другие параметры именно детской больницы никак не меняются, помощь больным из района — о чем также идет речь в проекте — и так оказывается.

— Мы живем и по мере сил оказываем помощь детям. Наш главный вопрос: зачем это все? — спросила Анна Власова.

Министр здравоохранения Олег Ярошенко раскрыл карты для тех присутствующих, кто не читал обращение врачей. Речь идет об объединении четырех медицинских учреждений — городской больницы, городской детской больницы, станции скорой помощи и роддома — в единую структуру, которая должна будет оказывать помощь и жителям района. Врачей и других работников беспокоит, конечно, вопрос, «кого к кому присоединят». От этого зависит, кто кого будет сокращать, а кого оставят на работе. По мнению министра, проект реорганизации был подготовлен экспертами с учетом всех требований законодательства и исходя из интересов пациентов. Новая структура была согласована и завизирована всеми главными врачами.

— Дьявол в мелочах: сейчас у всех главврачей 19 замов, а по новой структуре будет только девять. Кое-кому есть что терять. Главное — все нынешние главврачи становятся замами нового главврача единой структуры; нынешние замы становятся заведующими отделениями. Все врачи и младший персонал остаются на своих местах, сокращается только административный персонал, около 29 процентов — бухгалтеры, специалисты по охране труда, юрисконсульты и так далее. Никакого ущерба качеству и доступности медицинской помощи не будет, — заявил министр Ярошенко.

По оценке минздрава, экономия фонда оплаты труда составит 8,5 млн рублей в год. Что касается состояния дел с оказанием медицинской помощи, то врачи уверены, что с ним будет все в порядке. Андрей Лабыгин выразил сомнение в управляемости вновь создаваемого «монстра», но и тут министерство уверено в своих решениях: аналогичная структура введена в Черемхово, и там все остается вполне мобильным и оперативным.

Территориальная разбросанность города и района создаст, конечно, проблемы: по мнению работников городской детской больницы, если заместитель нового главного врача по детской больнице займется в первую очередь районными педиатрическими участками, то городской стационар будет отпущен «в свободное плавание», и наоборот. Сокращенные заместители позволяли как-то управлять городской больницей, но, когда на одного человека ляжет новая большая нагрузка, ситуация изменится. Штат детской больницы уже прошел оптимизацию, сокращать дальше некуда. Роддом после реорганизации, допускают врачи, получит какие-то плюсы, а вот детская больница — вряд ли. Немаловажно, что новая большая больница будет зарабатывать меньше средств, чем сейчас четыре отдельные структуры.

— То есть вы хотите сказать, что вы там реорганизуйте что хотите, а нас не трогайте? — спросил Андрей Лабыгин и получил утвердительный ответ.

Депутаты усольской Думы от фракций ЛДПР и «Справедливая Россия» посетили детскую больницу и пришли к выводу, что ситуация плачевная, реорганизация необходима, «начиная с крыльца». Нет, например, детского офтальмолога — первоклассникам, которых в 2016 году будет на три класса больше, чем годом ранее, придется ехать на медосмотр в Ангарск или даже в Иркутск. В школах города не хватает медицинского персонала – врачи дежурят всего два часа в день, один врач работает на две-три школы, причем вина лежит именно на руководстве детской больницы, которая забрала себе ставки и взялась экономить. Предложения министерства здравоохранения депутатов  устраивают, и они просят довести «дорожную карту» до логического завершения.

Депутат ЗС Олег Кузнецов, избранный от Усолья, пояснил присутствующим, что все лечебные учреждения, о которых идет речь, находятся на одной территории, это позволит навести порядок, сэкономив средства на сокращенных сотрудниках. Представители врачебного коллектива напомнили депутату, что в структуру обязательного медицинского страхования не входит капитальный ремонт зданий и после реорганизации ситуация не изменится. Нехватка врачей в школах и детских садах связана с отпусками, болезнями и общим дефицитом медицинских кадров в Иркутской области. Точно такая же ситуация во всех городах области.

Андрей Лабыгин предложил завершить дискуссию и поддержал мнение министра здравоохранения. Депутат Сергей Бренюк поддержал эту точку зрения и заявил, что «министру виднее, а новый главврач должен будет оценить свои силы и решить,  справится он или нет». Уполномоченный по правам детей Светлана Семенова высказалась в защиту Усольской детской больницы: принципиальное решение принято, но о последствиях судить заранее трудно — в системе образования и социальной защиты аналогичная, по сути, оптимизация привела к тому, что некоторых руководителей невозможно застать на месте, они постоянно находятся в разъездах. Эту же точку зрения поддержал депутат ЗС Алексей Козюра: он возложил всю ответственность на министра и потребовал внести в «дорожную карту» мероприятия, которые гарантированно повысят доступность и качество медицинских услуг.

Андрей Лабыгин в ответ заявил, что технологии не стоят на месте и современные информационные средства позволяют руководить сложными системами, не просиживая весь день в кабинете.

— Слишком мало мы уделяли внимания этому городу и получили то, что имеем, — констатировал Лабыгин. — Мы выполняем парламентский контроль и докладываем избирателям, что получилось, в работу минздрава мы не вмешиваемся. Я услышал вашу обеспокоенность, слышит ее и министр, но сказать, что с детской больницей новая структура будет неуправляемая, а без нее — вполне, я не рискну.

Министр Олег Ярошенко напомнил, что очередная реорганизация не является первой для «Усольского куста» — в предыдущую к городской больнице присоединили население района, и, действительно, доступность услуг и оборудования увеличилась. Новая реорганизация позволит создать единый диагностический центр и объединить все оборудование для наиболее эффективной работы. Как это часто случается, по итогам более чем часовой дискуссии все участники остались при своем мнении, а кто был прав — покажет только время.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии