Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Мы вам писали

22 июля, 2013

 

 

13 июля неподалеку от подмосковного города Подольска груженный щебнем КамАЗ — снятый с регистрации и управляемый иностранцем с шестью нарушениями ПДД в течение года (и девятью за все время работы в России) — выехал под красный свет и врезался в пассажирский автобус. Жертвами ДТП стали 18 человек. Сразу после аварии вокруг нее разгорелась дискуссия, в которой у многих участников напрочь отказала логика, а некоторым и здравый смысл.

Временно исполняющий обязанности мэра Москвы Сергей Собянин предложил увольнять с работы водителей-иностранцев, совершивших два и более грубых нарушений правил дорожного движения. А после увольнения выселять иностранца на родину: нет работы — нет и причин находиться в России. Что делать с отечественными нарушителями, в том числе сотрудниками ГИБДД, которые практически ежедневно совершают что-то подобное? Их-то за границу не вышлешь, а между тем 15 июля под Пензой произошла анекдотическая авария: оба водителя не имели прав. Может быть, для начала как-то повысить эффективность работы ГИБДД, активнее всего работающей на дорогах в процессе весьма денежной эвакуации неправильно припаркованных машин или в дни визита высоких федеральных чиновников? Может быть, сначала у себя навести хоть какой-то порядок, прежде чем учить приезжих? Странно высказывать претензии иностранцам, если виновницу ДТП 6 июля в Листвянке, которая, будучи пьяной, села за руль, убила двух и покалечила еще двух человек, даже не заключают под стражу!

Такой же временный губернатор Подмосковья Андрей Воробьев выступил со своей инициативой: ограничить движение машин с транзитными номерами по территории Московской области. Гениальная мысль, но вот в чем ее смысл? Неужели «транзиты» являются своего рода клеймом или «знаком низкого качества», из-за которых отмеченные ими машины чаще становятся причиной и участниками аварий? Пока такой статистики нет, зато известно другое: все местные жители в голос говорят, что место аварии было особо опасным для участников движения. С двух сторон дорога здесь идет под уклон, на перекрестке нет освещения — в результате чего аварии случались как минимум раз в неделю. При этом движение регулировалось только знаками, и только в день траура 15 июля чиновники согласились, что светофор, может быть (!), установят. А может быть, и нет. Не установили же до сих пор светофор на перекрестке иркутских улиц Депутатской и Станиславского, где аварии случаются примерно раз в два-три дня и асфальт (кривой и в ямах) периодически усыпан битым стеклом и пластмассой.

 


Сам факт существования государства российского в его нынешнем состоянии предполагает наличие негласного, но эффективного общественного договора: граждане платят налоги и несут повинности (вроде военной службы), государство оказывает услуги… Если, приходя в ресторан, мы вместо отдыха и получения удовольствия от вкусных блюд будем заниматься проверкой чистоты рук у повара и проводить анализ посуды на наличие бактерий, это будет противоестественно. Это будет маразм. Никто и не требует от посетителей ничего подобного, потому что ресторан заинтересован в своей репутации и качестве услуг по умолчанию.
 

Видимо наслушавшись от своих начальников умных слов, московские СМИ (их еще иногда по ошибке называют федеральными) стали задавать своим читателям, зрителям и слушателям примерно один и тот же вопрос: не кажется ли вам, уважаемый рядовой гражданин, что именно вы мало сделали для того, чтобы ничего подобного не случилось? В том смысле, что, например, жители Подольска мало писали писем в администрацию района и местное ГИБДД по поводу того самого перекрестка и светофора? А жители Подмосковья, доведись им заказывать тот же щебень, и не подумают проверять наличие у водителя паспорта с российским гражданством, отечественных прав, нормального номерного знака на грузовике и сертификата, подтверждающего экологически правильное происхождение щебня.

Не кажется ли вам, что вы слегка одурели в уютных, но душных редакциях, дорогие коллеги? Сам факт существования государства российского в его нынешнем состоянии предполагает наличие негласного, но эффективного общественного договора: граждане платят налоги и несут повинности (вроде военной службы), государство оказывает услуги. Есть государственные услуги, есть муниципальные — нет только ответственности за их неисполнение. Проверка документов, лицензий и прав предполагает — в обязательном порядке — наличие у проверяющего полномочий, возможностей пресечь нарушение и оплату выполненной работы. Без первого нас просто пошлют подальше, без второго в проверке нет смысла, а без третьего — нет качества работы. Если, приходя в ресторан, мы вместо отдыха и получения удовольствия от вкусных блюд будем заниматься проверкой чистоты рук у повара и проводить анализ посуды на наличие бактерий, это будет противоестественно. Это будет маразм. Никто и не требует от посетителей ничего подобного, потому что ресторан заинтересован в своей репутации и качестве услуг по умолчанию. Что не так с государством?

Почему, например, вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, МУП «Автодор» в Иркутске создает собственные страницы в социальных сетях и объявляет «охоту на ямы», заниматься которой должны жители города? Акция была объявлена громко: берите фотоаппараты, снимайте, отправляйте на одну из страниц (в Твиттере, Фейсбуке, Одноклассниках или ВКонтакте) «Автодора», максимально подробно опишите место, где находится яма, — и ждите ответа. А что, работники «Автодора» живут не в Иркутске или ходят по каким-то другим улицам? Судя по нескольким страницам ругани в соцсети ВКонтакте, некоторые (весьма немногочисленные) иркутяне поверили, выполнили все требования и ждали реакции по месяцу и более. И не дождались! Немногочисленные ответы в Фейсбуке сводились к тому, что «Автодор» не отвечает за то-то и то-то, так что поле деятельности у него узкое, как тротуары вдоль Партизанской (специально для сотрудников предприятия уточняю — по большей части их там нет). Вообще, судя по дорогам, весь коллектив «Автодора» дружно ушел в долговременный отпуск — плевать им на то, что сезон максимум до конца сентября, ямы подождут.

Возвращаясь к количеству сообщений, приходится признать, что иркутяне сохранили здравый смысл. Во-первых, количество условий, которыми было обставлено «щедрое» предложение «Автодора», заранее предполагало очень узкий круг участников — фотоаппарат, время, компьютер, подключение к Интернету, регистрация в соцсетях и отдельно регистрация в специальных группах предприятия… Не слишком ли много вы хотите от граждан? Во-вторых, не лучше ли вместо этого руководителю предприятия оторваться от рабочего стола и собственными ногами (или на собственном автомобиле) проехать по маршруту сквер Кирова — Желябова — Декабрьских Событий — Карла Либкнехта — Донская — Депутатская — Станиславского — Байкальская — Безбокова — Мухиной — Якоби — Багратиона — Лермонтова? Желательно в дождь, чтобы убедиться, что ливневая канализация — за нее уж точно отвечает «Автодор» — не работает и, стоя на обочине даже в метре от проезжей части, можно получить в лицо пару ведер в секунду. Можете еще заехать на Александра Невского, Трудовую и Пискунова, где ям и колдобин больше, чем асфальта. Уверяю, работы хватит на год. И не надо никого отвлекать. Можете считать эти строки официальным сообщением в любое из ваших сообществ, посмотрим, как скоро будет реакция.

 


Почему вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, МУП «Автодор» в Иркутске создает собственные страницы в социальных сетях и объявляет «охоту на ямы», заниматься которой должны жители города? Акция была объявлена громко: берите фотоаппараты, снимайте, отправляйте на одну из страниц (в Твиттере, Фейсбуке, Одноклассниках или ВКонтакте) «Автодора», максимально подробно опишите место, где находится яма, — и ждите ответа. А что, работники «Автодора» живут не в Иркутске или ходят по каким-то другим улицам?
 

Опять обратимся к государству и его услугам. Внезапно проснувшаяся после аварии под Подольском Государственная дума обнаружила в своих недрах законопроект о регулировании работы грузового транспорта. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов пообещал, что документ будет принят до конца года, но перед этим депутатам придется его переписать — некачественно сработало министерство транспорта. Все было бы ничего, но вот ведь какое дело: Виталий Ефимов в недавнем прошлом — министр транспорта РФ, и это его бывшие подчиненные отправили в Государственную думу свою халтуру. Как вам это понравится? Депутаты прекрасно знают, что закон нужен; правительство знает, что закон нужен, — закона нет, и даже такая авария, как под Подольском, сдвигает чашу весов в пользу ускорения работы лишь настолько, чтобы вытянуть вялое обещание «к концу года…».

Депутат Государственной думы из Иркутска Антон Романов недавно предложил закон, предписывающий всем СМИ объединиться в саморегулируемую организацию и нести коллективную ответственность за провинившихся коллег по цеху — платить штрафы, устраивать внутренние разбирательства и т. д. Позволим себе встречное предложение. До тех пор, пока не будет принят закон о грузовом транспорте, вписывать в каждый приговор водителю — виновнику ДТП дополнительный пункт: при вынесении приговора о лишении свободы давать Государственной думе 10 процентов от срока. Например, виновнику подольской аварии грозит максимум 9 лет — итого на долю депутатов приходится примерно 11 месяцев. Если раскинуть на всех депутатов, коих насчитывается 450 душ, то каждому придется отсидеть не больше суток. Даже не заметят! Хотя… если приговоров будет много и пленарные заседания придется проводить где-нибудь в «Матросской тишине», депутаты станут ближе к народу настолько, что законотворческий процесс существенно ускорится.

Можно заодно ввести в обиход общения граждан и государства высокий стиль дипломатических документов. Случилась, например, авария под Подольском — жители района выражают (хотя бы на том же сайте госуслуг) главе администрации и губернатору области свое крайнее неудовольствие. В случае повторного ДТП на том же месте по тем же причинам — отзывают своего временного поверенного в делах государства (местного депутата). Если аварии продолжаются и впредь — разрывают дипломатические отношения с администрацией района и правительством региона плюс перестают платить налоги. И посмотрим, как долго чиновники продержатся.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии