Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Любовь, низвергнутая в месть

19 марта, 2019

Иркутский музыкальный театр имени Н.М. Загурского встретил весну премьерой спектакля «Монте-Кристо. Я – Эдмон Дантес» по мотивам известного романа Александра Дюма в музыкальном переложении композитора Лоры Квинт; либретто и стихи Николая Денисова.

Этот спектакль стал по всем параметрам большим событием в культурной жизни Иркутска. Жанр постановки определен как «музыкальная драма о любви и мести». Режиссер спектакля – известная иркутянам Наталья Печерская (главный режиссер театра с 1987 по 2005 год, автор его визитных карточек – «Алые паруса», «Юнона и Авось», «Иисус Христос – суперзвезда» и других). Вместе с ней над «Монте-Кристо» работали дирижер-постановщик – главный дирижер театра Виктор Олин, художник-сценограф Виктория Хархалуп (Москва), художник по костюмам – дважды лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Ирэна Белоусова (Москва). Балетмейстер-постановщик – Александра Журавлева (Санкт-Петербург), чья слаженная и отточенная хореография, настоящий ансамбль, обращает на себя внимание с первых минут. Художники по свету – заслуженный работник культуры РФ Галина Мельник и Максим Трайбер, визуальные эффекты – Валерий Фирсов.

Важно отметить работу концертмейстеров, большинство партий которых выстроены, отлично акцентированы, и зрителю не приходится додумывать смысл, а только следовать за музыкой и голосами, которые передают тончайшие оттенки. Благодаря командной работе получилось целостное, яркое, «атмосферное» действо. Со сцены в зал, подобно накатывающимся волнам, передавался заряд единой энергии и мощи, неудержимое стремление рассказать легендарную историю.

На фоне волнующегося моря, весь в черном, элегантный, благородный, загадочный и красивый, появляется граф Монте-Кристо, он же – Эдмон Дантес (артист Евгений Алешин, в другом составе – Александр Айдаров), чтобы поделиться печальной историей своей жизни, которая «кого-то утвердит в поступках, а кого-то заставит усомниться в своих действиях». Его рассказ переносит зрителей на 24 года назад, когда в порт Марселя прибывает торговое судно «Фараон» во главе с молодым моряком Эдмоном Дантесом, которого вскоре назначат капитаном за выдающиеся качества и преданность команды. Молодая невеста, каталонка Мерседес (Юлия Пихтина, Софья Сучкова), считала дни до прибытия корабля. Старый отец гордится сыном. Вот он, звездный час молодого человека, который счастлив и спешит поделиться радостью с людьми. Но не все разделяют успех юноши Дантеса. Двое, ведомые алчностью, завистью и ревностью, катают донос с выдуманным обвинением на него. И вот он, жребий судьбы. В результате подлой интриги и доноса Дантес осужден и заключен в тюрьму замка Иф.

Чем не современная история, быть может, только с современными технологиями и формами, которая невольно наводит на размышления о несправедливости, о том, что кому-то легко пренебречь и поступиться жизнью другого человека для достижения собственных целей?

Но сильному, волевому Эдмону жизнь дает второй шанс, который заключается не только в возможности спасения из замка. Он обретает мудрого наставника аббата Фариа (народный артист России Николай Мальцев, артист Андрей Данилов-старший), передавшего знания и науки своему «названому» сыну и открывшего путь к острову, где находится клад. Драматичность ситуации Эдмона в том, что некогда честный, открытый человек становится другим и главной целью ставит беспощадное, хладнокровное, изощренное мщение людям, сломавшим ему жизнь. Но возможно ли при помощи мести обрести потерянное?  Спектакль ставит перед зрителем непростой вопрос…

Сценография не перетягивает внимание спецэффектами, а помогает, настраивает, что не так часто встречается в современных постановках. Металлические конструкции, цепи меняют свое назначение от сцены к сцене. Общий план конструкции – клетка, и она не только внутри замка Иф, но и внутри каждого из героев. Работа со светом создает особую атмосферу, романтизирует происходящее и снова возвращает к «реальным событиям». Роскошный видеоряд дополняет действие: зритель оказывается то на римском карнавале, где мы наблюдаем за маской капитолийской волчицы, то в оперном театре Парижа, то в парижском суде, то на марсельской площади.

Музыкальный материал построен на различных музыкальных темах, поэтому и спектакль – смешение самой разной музыки, от романтических дуэтов до драматических арий. К слову, текст либретто сохраняет основные сюжетные линии романа, которые артисты несут через весь спектакль, не теряя нить за яркими номерами.

Отдельно нужно сказать о блестящих, и это без преувеличения, работах артистов, исполняющих свои партии на очень высоком уровне. Выразительно и ярко звучащий оркестр направляет невидимой «музыкальной рукой» действие на сцене. И это одно из основных качеств музыкального спектакля – быть ведомым музыкой, звучать слаженно и гармонично.  

Большинству известен сюжет, но мастерство актеров таково, что зрители безоговорочно, эмоционально верят, сопереживают происходящему, как будто знакомятся с ним впервые. За каждым искрометно созданным характером угадывается человеческая судьба, умение донести смысл и даже все нюансы интонаций.

Спектакль имеет два состава, а кто-то из актеров играет несколько ролей, перевоплощаясь из персонажей зрелого возраста в их детей.

Молодого Эдмона играют Гейрат Шабанов, Станислав Грицких и дебютирующий солист Никита Мещеряков. А сольные партии исполнителя основной роли Евгения Алешина (именно этот состав смотрел автор текста) вызывали искренние крики «браво!», захватив в плен обаянием сильного, искреннего голоса. Точное попадание в образ, эмоциональное состояние, вокал Евгения Алешина – все здесь соединилось в целостный образ. В одной из финальных арий герой вопрошает: «Разве я не прав, Господи?», делая это настолько убедительно и виртуозно, что тот же вопрос словно иглой пронзает каждого сидящего в зале, побуждая задать его себе.

Понимая, что свое счастье уже не вернуть, Монте-Кристо помогает сохранить любовь другой пары – юных Максимилиана и Валентины, возвращая некий баланс справедливости. Эта пара – артисты Станислав Грицких и Людмила Шер (в другом составе Светлана Щерботкина и Роман Лукьянчук) – как-то по-особенному искренне и чисто звучит в дуэтах. С первого момента притягивает внимание аббат Фариа, сыгравший решающую роль в судьбе моряка Эдмона. В исполнении Николая Мальцева он в меру ироничен, умен и передает эти краски точно и тонко. Его существование на сцене органично и даже трогательно. Эмоционально звучат партии графини де Морсер в исполнении Александры Гаращук (Анны Рыбниковой). Эксцентричная, характерная баронесса Эрмина Данглар в исполнении Татьяны Бочкаревой (Елены Барабошкиной) с неповторимыми интонациями, резким переходом из партии о шляпках к драматичному финалу, демонстрирует сразу несколько граней своего исполнительского таланта.

Точное существование в жанре продемонстрировал Егор Кириленко в роли молодого рыбака-каталонца Фернана Мондего, а потом сыграв его же сына Альбера. Легко и изящно продемонстрировал мастерство в роли графа де Морсера Максим Колесников (заслуженный артист России Вячеслав Варлашов). Подлость и расплата за нее ярко отражены в образах молодого де Вильфора (Сергей Тоцкий, Станислав Чернышев) и его продолжения, ставшего королевским прокурором (Игорь Переверзев, народный артист России Владимир Яковлев). Отравительница Элоиза де Вильфор (Юлия Панченко, Вера Щепёткина) трагически дополняет мужа, совершая злодейства за его спиной.

Отдельных слов восхищения заслуживает Евгений Рекутный, с неподдельным юмором, шармом и самоиронией сыгравший женскую роль «на выданье» – дочери барона Данглара. Перевоплощение Рекутного тем более впечатляет, что в начале спектакля он выступает как молодой бухгалтер Данглар – один из завистников и губителей Дантеса. А роль зрелого Данглара, алчного банкира и еще одной мишени для «неуловимого мстителя» Монте-Кристо, с точностью, которая убеждает, – высокомерие, обернувшееся подобострастием, а самодовольство – самоунижением, исполнили Александр Баязитов и заслуженный артист России Владимир Попов.        

Филигранны образы второстепенных персонажей. Один из них – разудалый молодой матросик (артист Наина Шмелёва) – уже в первом действии вызывает у публики благодарную улыбку. Запомнились и совсем юные персонажи в исполнении воспитанников детского музыкального театра «Стрекоза» (художественный руководитель – Людмила Борисова).

Кордебалет вместе с артистами хора переносят в марсельский кабачок, на римские площади, на бал в Париж легко и незаметно, захватывают вихрем эмоциональной, но такой мастерской хореографии в блестящем исполнении. В совокупности с яркими костюмами получился настоящий маскарад, феерия красок, великолепное, незабываемое зрелище. Костюмы передают настроение каждой сцены, наполняют ее атмосферой цельного, естественного разноцветья.

Спектакль задает зрителю серьезные вопросы о несостоявшейся, потерянной жизни. О том, кто действительно несчастен в этой истории. Граф Монте-Кристо, он же Эдмон Дантес? Люди, достигшие желаемых высот и власти, но у каждого из которых разлад как внутренний, так и внешний, и такой, что графу удалось срежиссировать и осуществить план мщения? Он – только импульс к действию этих людей…

Пусть долго живет этот замечательный спектакль-праздник, который сумел не только порадовать и поднять настроение великолепным ярким зрелищем, но и погрузить в мир губительных страстей, где жизнь человека превращается в разменную монету. Давно известное не становится со временем менее глубоким, меньше терзающим душу и сердце, ибо не подвластно времени.   

8-1.jpg8-2.jpg8-3.jpg8-4.jpg8-5.jpg8-6.jpg

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Евгения Пономарева.

На фото: Эдмон Дантес (Гейрат Шабанов)
и его невеста Мерседес (Юлия Пихтина);

Граф де Морсер (Вячеслав Варлашов) на приеме
у графа Монте-Кристо (Евгений Алешин);

Аббат Фариа (Николай Мальцев);

Баронесса Данглар (Татьяна Бочкарева)
и Элоиза де Вильфор (Вера Щепеткина);

Эжени Данглар (Евгений Рекутный) и Бенедетто
(«Андреа Кавальканти») в исполнении Сергея Тоцкого;

Граф Монте-Кристо (Александр Айдаров)
и графиня де Морсер (Анна Рыбникова)

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии