Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Лира ювелира

26 сентября, 2011

 

 

 

В Иркутске вышла в свет книга
«Кольцо Прометея»


Название этой книги восходит к мифологии, содержание — к истории и действительности, какой бы удивительной она ни казалась. Авторы этого весомого во всех отношениях фолианта — профессор, доктор наук, заведующая кафедрой геммологии ИрГТУ Раиса Лобацкая и фотохудожник Александр Князев —открыли для иркутского читателя некую терра инкогнито —тему неизведанную и потому малоизвестную: книга отражает историю ювелирного и камнерезного искусства в Иркутске за триста лет его существования.

 

Книга эта уникальна. В европейской России можно назвать пять-семь центров ювелирного искусства, к востоку от Урала —пять. Но ни один из них не имеет ни такой же, как у нас, истории, ни такого издания.

— Уже в середине XVIII столетия самым значительным из центров становится Иркутск, — рассказывает автор исследования Раиса Лобацкая. — И это важно, ведь история развития ювелирного дела показывает уровень общей культуры в определенном месте в определенное время. Культуры, искусства и технологий.  Ювелирное дело — интеллектуалоемкий труд, оно не могло возникнуть на пустом месте: его было бы просто невозможно реализовать. И мы, авторы книги, пришли к выводу, что Иркутск в этом смысле не был провинцией, он был городом столичного уровня.

Уникальность книги и в том, что в ней названы имена неординарных мастеров ювелирного искусства, каждый из которых выражает определенное художественное направление.  Они нередко работают рядом, но каждый сохраняет свое творческое лицо, свой стиль, почерк. Одни авторы впитали местные традиции и работают в их русле, другие пошли путем европейских мастеров, развивая их и продвигая дальше.

Их именами в те времена назвали улицы Иркутска... Кто-нибудь знает, есть ли улица Фаберже? А улицы ювелиров Фереферовых, Харинских, Туголуковых — были! Правда, в советское время им дали другие названия — имена революционеров, бунтовщиков...  Сегодня эти переименования кажутся сомнительными.

Только вдумайтесь: в XVIII—XIX веках в Иркутске работало 25 династий ювелиров. Такого не было в других городах России.  Эти цифры, приведенные в книге, еще раз говорят об уникальности нашего города.

— А начиналось ювелирное искусство с изготовления нательных крестов, — вступает в разговор Александр Князев. — Это первый, изначальный знак ювелирной культуры, который говорит не только о духовности и религиозности народа, что само собой разумеется, но и об эстетической стороне дела. Как мы на это вышли? Книга была уже почти готова, когда мы узнали о результатах раскопок, которые велись археологами поблизости от Спасской церкви. Были найдены двести пятьдесят уникальных нательных крестов, а поскольку захоронение было датировано началом XVIII века, следовательно, изготовлены кресты были как минимум в XVII веке. Предоставившие нам этот материал археологи Наталья и Иван Бердниковы сделали и свое описание — оно приведено в книге вместе с фотографиями.

— А я проанализировала технологию изготовления крестов, —продолжает Раиса Лобацкая, — и пришла к выводу, что их авторы — выходцы с севера Европейской России — городов Сольвычегорска и Великого Устюга. Они бежали оттуда, спасаясь от крепостной зависимости, от эпидемий холеры и чумы, и оседали в Тобольске, Томске, Иркутске. Сибирь была для них благодатным местом. В частности, у нас, в Иркутске, строились храмы, нужна была церковная утварь, оклады икон и церковных книг, кресты, украшения. То есть требовалась работа серебряников.

Авторы книги рассказывают, что не могли обойти своим вниманием ни дошедший до наших дней антиквариат (и тут им неоценимую помощь оказал известный иркутский антиквар Сергей Снарский), ни те ценности, что могли сохраниться в фондах художественного и краеведческого музеев...

С музеями оказалось сложнее — в результате шестнадцать запланированных и отведенных для музейных экспонатов страниц книги выпали, не состоялись. Авторы остались в некотором недоумении: ведь никто в Иркутске всерьез не занимался этой темой прежде, и сейчас иркутяне плохо представляют себе, какими сокровищами ювелирного и камнерезного искусства обладают музейные фонды. Выставки такого профиля из запасников практически не проводятся, хотя примеры есть.  Скажем, в музеях московского Кремля выставки ювелиров прошлого — в порядке вещей, и обновляются экспозиции каждый месяц.

Рассказывая о своей книге, Раиса Лобацкая подчеркивает, что за год упорной исследовательской и творческой работы авторы не получили ни копейки гонораров. Более того, издание дорогое — это видно по качеству полиграфии, и когда авторы стали искать спонсоров, откликнулись двое: фирма Байкалкварцсамоцветы (генеральный директор — Сергей Костюков) и ректор ИрГТУ Иван Головных.

Текст, как мы уже говорили, принадлежит Раисе Лобацкой, фотографии сделаны Александром Князевым, как и дизайн, верстка и вся допечатная подготовка в целом.

Разговор о книге постоянно расширялся, выплескивался за пределы темы: авторы то рассказывали, со сколькими интересными людьми свела их эта работа, то углублялись в секреты мастерства:

— В поисках материалов о мастерах «Иркутского серебряного века» нам очень помогли работники Госархива, причем бескорыстно, — говорит Раиса Лобацкая. — Мы им бесконечно благодарны! Многие ювелиры охотно общались с нами, рассказывали о работе, оставляли для фотографирования свои вещи, часто достаточно дорогие.

Камнерезы, ювелиры, которые и сегодня создают новые произведения, работают в двух направлениях. Первое — это индустриальный дизайн, где используются промышленные технологии, дорогие металлы, драгоценные камни; там видна не «рука мастера», а лицо фирмы. В стиле индустриального дизайна работает ангарский завод Центрювелир, который возглавляет молодой и перспективный директор Дмитрий Коршенбойм.

Второе — это концептуальный дизайн, то есть — авторский.  Имена, которые можно назвать в этом ряду, — Александр Родивилов, Павел Овсянников, Ксения Ятина, Елена Гончарова, Адольф Мухамедшин, Наталия и Аркадий Лодяновы. Великолепна камнерезная мастерская Натальи Бакут, которая входит в обойму лучших камнерезов страны.

В 2010 году Фонд Фаберже вручал ордена Михаила Перхина —несколько иркутян удостоены этой награды. Это очень показательно, — подчеркивает Раиса Лобацкая. — Таких знаков на всю Россию было всего 150.

Одна из глав книги посвящена ювелирному образованию в Иркутске от XVIII века до наших дней. Так, в 1996 году в ИрГТУ основана кафедра геммологии, которая уже подготовила немало интересных мастеров своего дела. Кстати, выпускникам и студентам этой кафедры тоже есть что показать, их лучшие работы, не уступающие изделиям более старших мастеров концептуального дизайна, также включены в книгу.

Добавим, что погружение в книгу сродни путешествию, скажем, по хорошему музейному собранию. Оно и расширяет кругозор, и дает соответствующие знания, и просто доставляет огромное эстетическое удовольствие.

 

Презентация книги состоится 29 сентября в 16 часов в Музее истории города Иркутска. Там вы сможете познакомиться с ней подробнее, узнать много нового, а может, и приобрести книгу.

 

 

Геолог Раиса Лобацкая, основатель и заведующая кафедрой геммологии ИрГТУ, доктор наук, профессор, член Союза дизайнеров России, член Международного союза писателей, кавалер малого ордена Михаила Перхина «За вклад в развитие ювелирного искусства», почетный профессор трех зарубежных университетов, лауреат национальной премии «Золотое перо Руси», автор нескольких книг, соавтор Александра Князева по фотоальбому «Завещанный город».

 

 

Александр Князев — фотохудожник. Первая авторская выставка его фотографий состоялась в Иркутском госуниверситете в 1972 году, первые призы международных фотовыставок получены в 1973-м. С тех пор прошло более 20 персональных выставок Князева — в Иркутске, Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Шлезвиге, Линце, Вене, Каннах, Братиславе, Сеуле. Имеет награды разных фотоконкурсов, в том числе наиболее престижных — «Интерпрессфото», «Уорлдпрессфото».

Автор нескольких фотографических книг-альбомов об Иркутске, Ангаре, Байкале.

 


Любовь Сухаревская, «Байкальские вести»

Использованы иллюстрации из книги «Кольцо Прометея»

 

 

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии