Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Лето — встреча со Словом

16 июня, 2011

 

 

Белые ночи, литературные вечера…


…Июнь, обещание тепла и отпуска, обещание праздника. Каким он будет, зависит не только от погоды, но и от нас. Кому-то, например, захочется почитать. Можно протянуть руку и достать с полки томик Пушкина или Тургенева, Есенина или Шолохова — книжные стеллажи еще не у всех выброшены в пылу евроремонта и по-прежнему прогибаются под грузом мудрых мыслей. Классика — она всегда рядом.

 

А вот относительно литературы современной ответить на вопрос, что читать, сегодня не так просто. Изменилось многое, и книжный мир тоже. Читатель со стажем еще помнит, как сравнительно недавно знатоки литературного процесса направляли его выбор. Это были издатели, критики, библиотекари. В газетных киосках продавались (и по доступной цене) толстые журналы, где после строгого отбора отправлялось в свет лучшее в прозе, поэзии, публицистике. Критика привлекала внимание к новым именам и наиболее удачным новинкам, и руководствовалась она не только государственной идеологией, как это представляется новым рыночным идеологам, но и художественным вкусом.

Теперь — не так. И не надо думать, что только у нас, в России. Еще задолго до нашей перестройки приходилось слышать, что на Западе главной фигурой в отборе новой вещи для печати стал литературный агент. Объясняю для несведущих: литературный агент ищет произведение, которое захочет прочитать как можно большее число людей, чтобы издать как можно большим тиражом и получить как можно больший доход от книги.

Чем же захватить читателя? Острым сюжетом, разумеется, с перестрелками и погоней, любовными страстями, разоблачениями преступлений и пороков. Книга запускается в печать, раскручивается реклама. И пусть читатель, испытавший вначале потрясение чувств, скоро будет разочарован скудостью языка и сильно захромавшей логикой, — он эту книгу уже купил. Точнее — купился. То есть отдал свои деньги, время и внимание пустышке. И пусть он поклянется больше в руки не брать творений этого писаки-фокусника, так оно и не надо! Издательства со своими литагентами отслеживают, как долго новый автор способен привлекать читателя: хватит его на серию романов — хорошо, хватит только на один-два — тоже неплохо, сегодня доход получен, а завтра о недавнем кумире можно забыть навсегда. Таковы законы книжного рынка.

Книга издается на потребу массового читателя и одновременно формирует его интерес, который будет нетрудно подогревать в коммерческих целях. Предвижу возражение: и более взыскательные книголюбы в условиях рынка не отрешены от своего чтения, маленьким тиражом можно издать все. И если их, взыскательных, окажется много, умная книга будет печататься до тех пор, пока ее покупают. Так что угодить можно всем.

Однако постепенно обнаружилось, что массовый читатель победил немассового. Круг ждущих от писателя разумного, доброго, вечного все более сужается, литературная сфера, как и всякая другая (в спорте особенно наглядно!), не может развиваться сама по себе, порой властители дум происходят и из гущи народной. Следовательно, от воспитательных забот литературе отказываться нельзя. Иначе откуда возьмутся новые Распутины и Вампиловы, выпускники сельских школ сибирской глубинки, которые выберут для продолжения образования филологический факультет ИГУ?

Снижение литературных запросов у читателя, отказ молодых от чтения книг наблюдается сегодня повсеместно. Школьники и студенты шокируют своих преподавателей незнанием хрестоматийных имен, да если еще реформаторам российского образования удастся изъять литературу из списка обязательных школьных предметов, то-то будет картина через несколько лет!

Это одна сторона проблемы чтения. Есть и другая.

Свобода книгоиздания приняла у нас в России свои удивительные черты. Из самой читающей страны мы превращаемся в самую пишущую, мы переживаем настоящий писательский бум! Для сравнения: в прежние годы  единственное в регионе государственное Восточно-Сибирское книжное издательство выпускало в год примерно 80 названий книг, ныне Иркутская областная книжная палата регистрирует ежегодно более 1000 названий. На самом деле это число больше, не все поддается учету. Тиражи против прежних небольшие: 500—1000—2000 экземпляров.

Похоже, мы сохраняем за собой репутацию литературной страны, и это не так уж плохо. Правда, все несколько смешалось. Опытные, как принято говорить, профессиональные писатели оказались в одном ряду с начинающими и слабо владеющими пером. Условие для всех одно: добыть деньги на типографскую печать, а то, что выйдет после, будет одинаково называться книгой. Конечно, профессионалов пытается поддержать государство своими субсидиями из бюджета, Губернаторской премией за лучшее произведение года — за что спасибо, но не решена проблема отбора и распространения качественной литературы. Что же касается самиздатовского потока, то основная его часть — это вовсе не книги, а рукописи, отпечатанные типографским способом. Над ними бы еще работать и работать! Но автор торопится и подсказками со стороны пренебрегает. К тому же появились издатели, готовые оказать скорую услугу любому желающему увидеть свое имя на обложке. Вот и выбирай, читатель, книгу!

В новые времена нашел свой путь в книгоиздании иркутский журналист Геннадий Сапронов. И это не был путь просителя бюджетных средств — как предприниматель, твердо стоящий на ногах за счет собственного бизнеса, он предложил государству партнерство в своих культурных проектах. Проекты строились на качественной литературе, творчестве известных писателей России, доступ к книгам которых стал затруднителен. Государство поддержало. Ответственно назвав свою книжную фирму «Издатель Сапронов», директор, главный редактор, начальник производства и сбыта в одном лице, он выпустил книги Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Евгения Носова, Юрия Казакова, Владимира Кострова, Валентина Курбатова, Игоря Золотусского, Льва Аннинского — авторов, составляющих честь современной отечественной литературы. Охватил и менее известные в Сибири талантливые имена, такие как Алексей Варламов, Михаил Кураев. Выступили в Иркутске также потомки великих писателей, хранители их музеев-усадеб Владимир Толстой и Александр Шолохов, реставратор и публицист Савва Ямщиков. А чтобы ускорить путь к читателю, были придуманы литературные вечера «Этим летом в Иркутске». Вспоминались ушедшие из жизни классики, а ныне здравствующие сами представляли свои только что вышедшие книги.

Надо ли говорить, каким подарком для иркутских любителей чтения стали эти встречи, дающие возможность задать вопросы известным писателям, получить их автографы!

Многим запомнилось, как читал свои стихи под знаком «правды простых человеческих чувств» Владимир Костров, как рассказывал о давних связях с Иркутском и дружбе с иркутскими поэтами и какая длинная образовалась очередь желающих получить надпись на его новой книге «Дорога на Родину». Или вечер Владимира Толстого, верно начатый им с чтения отрывка из повести великого прапрадеда «Казаки», когда заполненный людьми театр разом погрузился в мир толстовской прозы, а затем легко переместился в оживленный рассказчиком мир Ясной Поляны. Как аплодировали иркутяне артистам Новой оперы имени Евгения Колобова, чьим концертом было отмечено второе издание книги «Созвучие»...

Немаловажно, что проводились вечера в одном из самых красивых залов города — Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П.Охлопкова.

Проводятся они и сегодня, уже без их вдохновителя и организатора, к общей печали внезапно завершившего свой земной путь в середине лета 2009 года. И новые книги выходят в намеченный срок. Помогают соратники начинателя, среди которых известный критик и давний друг Валентин Курбатов, художник Сергей Элоян, помощники по издательству и семья, представители министерства культуры и архивов области, администрация драмтеатра, — все они продолжают дело «Издателя Сапронова».

Вот и в нынешнем году, уже в пятый раз, наступили вечера «Этим летом в Иркутске». Есть возможность познакомиться с творчеством тех, чьи книги изданы и ждут, когда авторы представят их читателю. А пока представим самих авторов — двух прозаиков и поэта.

Владимир Александрович Карпов — уроженец Бийска Алтайского края, выпускник Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, Высших литературных курсов в Москве. Читающему миру известен давно: еще в 1981 году молодой тогда прозаик за книгу «Федина история» получил Государственную премию РСФСР имени М.Горького. С тех пор вышло немало книг, среди которых «Бежит жизнь», «Плач по Марии», «Поживем – увидим», «Внутренний человек», «Танец единения душ». Об одной из них, «Можно ли Россию пешком обойти?», Валентин Распутин сказал так: «Грустная это книга… В точном соответствии с временем, в какое писалась».

Но вот рассказ «Я могу хоть в валенке дышать», вошедший в первый том антологии «Шедевры русской литературы ХХ века», грустным никак не назовешь: его герой-живчик до старости сохраняет задорный нрав и способен прижиться в любом месте. Или повесть «Рыжий и Квантовый Столб», опубликованная во втором выпуске журнала «Москва» за 2007 год, — картина нелегкой жизни современного Севера, которая не повергает в уныние благодаря героям, написанным в шукшинской традиции «чудиков». Очевидно, сказывается алтайское родство этих двух писателей.

В нынешние литературные вечера читателям-иркутянам предложена книга В.Карпова «Двое на голой земле».

Художественное освещение истории всегда привлекало книголюбов. Жанр этот и сегодня не обделен их вниманием, поскольку в последние десятилетия открылись новые источники. Картина пестрая: что-то уточняется, меняется в сторону объективности, но порой и попросту искажается, если автор гонится за сенсацией.

Александр Александрович Семочкин легкого успеха не ищет, он тяготеет к достоверности исторических фактов, характеров и судеб — возможно, потому, что в литературу пришел из серьезных, кропотливых профессий  архитектора и реставратора. Он один из создателей музея «Дом станционного смотрителя» в Выре, директор и создатель музея-усадьбы Владимира Набокова в селе Рождествено. Среди многочисленных публикаций  известна его книга «Гимны и повести Оредежских долин».

В книге «Бывают странные сближенья» Семочкин объединил две довольно странные фигуры, причем через немалые годы и расстояния, найдя общую точку — село Рождествено. Именно там жил и мечтал окончить свои дни в спокойствии размеренных трудов несчастный царевич Алексей, сын жестокого отца, царя Петра Первого, туда возвращался тоскующим по утраченной родине сердцем известный русский писатель Владимир Набоков — из семьи последних владельцев рождественской барской усадьбы.

Повествование включает и раздумья автора об истории России, о пределах возможного для писателя, даже гения, охватить мир в своем творчестве. Вот, например, из главы «Царевич Алексей»: «Русская история по преимуществу есть история катастроф, но катастрофы эти так или иначе приводили Россию к новому подъему. — Мысль интересна своим развитием. — По существу, все наши катастрофы есть моменты выбора между Европой и Азией… Не просто бывает жить в такие времена, но и удивительно быть свидетелем того, как наши командиры меняют курс, будучи уверены, что теперь поплывем как надо, меж тем как корабль остается прежний и трюмы его забиты тем же, да и команда вся та же, и этого никакой капитан изменить не в состоянии».

Поэт Юрий Михайлович Кублановский — автор десяти лирических книг, вышедших в США, Франции, России. Его отметили нобелевские лауреаты Иосиф Бродский и Александр Солженицын: первый сказал, что «Кублановский обладает, пожалуй, самым насыщенным словарем после Пастернака», второй написал предисловие к книге «Заколдованный дом». К тому же поэт — лауреат премии Фонда А.Солженицына. Читатели «Нового мира» знают Юрия Кублановского еще и как автора рецензий и эссе, а также заведующего отделом поэзии журнала, и это означает, что ему есть что рассказать о литературных делах. На встрече с поэтом будет представлена его новая книга со старинным  названием — «Изборник».

Открылись нынешние вечера еще и выставкой выдающегося художника Юрия Селиверстова (1940—1990), нашего земляка (он родился в Усолье-Сибирском). В 80-е годы Селиверстов создал галерею портретов русских религиозных мыслителей, названную им «Русская дума». Кстати, читатели популярной в те же годы православной газеты «Литературный Иркутск» хорошо помнят эти портреты рядом с именами Павла Флоренского, Сергия Булгакова, Константина Леонтьева, Ивана Киреевского, чьи труды заново открывались читателю. По замыслу организатора выставки Валентина Курбатова она должна задать вечерам «необходимый духовный камертон».

Завершится все также нерядовым событием — показом фильма известного кинорежиссера, обладателя многих призов и лауреата Государственной премии России Сергея Мирошниченко «Река жизни», первые кадры из которого мы видели год назад. Теперь зрителей ожидает полный вариант на экране и новая встреча с режиссером на сцене драмтеатра.

Валентина Семенова, специально для «Байкальских вестей»

 

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии