Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Возглавит ли БГУ правнук ректора нархоза?

23 мая, 2017

В читальном зале научной библиотеки Байкальского госуниверситета, где располагается галерея портретов ректоров, я случайно познакомилась с Еленой Тихоновой — внучкой иркутского ученого, труды которого лежали в основе социально-экономического развития региона середины прошлого века. Елена указала мне на портрет деда, и беседа приобрела интересный поворот. Павел Клеоникович Соколов с 1954 по 1958 год был ректором Байкальского госуниверситета (тогда — финансово-экономического института, с 1965 года — нархоза). Дожив до глубокой старости, он следовал своему призванию ученого и педагога.

1.jpg

— Елена Витальевна, какие воспоминания о дедушке у вас сохранились?

— Я знала его совсем недолго, он ушел из жизни, когда мне было семь лет. Но детские воспоминания цепкие и яркие. Помню, когда мы собирались в гости к дедушке с бабушкой, родители обязательно наставляли: ведите себя хорошо, не шумите, дедушка не любит, когда дети балуются. В нашей семье было не принято говорить о заслугах деда, его статусе и должности. Только в школе я узнала, что он был ректором Байкальского государственного университета.

— Каким вы его помните?

— Мой дед был внешне суров и малообщителен, любил во всем порядок. Во всем чувствовалась его внутренняя дисциплина. При этом он на самом деле был коммуникабелен и обладал потрясающим чувством юмора. Еще одна интересная подробность. В буфете у дедушки всегда был сыр с плесенью — изысканная редкость для того времени.

Он всегда что-то читал и имел большую библиотеку. Однажды я взяла его книгу с иллюстрациями динозавров — дома такой не было. Просто чудо чудное! Я листала, рассматривала и не услышала, как он подошел, а когда увидела его, то на личике, видимо, был такой ужас, что он посмотрел на меня и сказал нарочито строго: «Разве тебе не сказали, что сюда заходить нельзя? Знаешь, что сделали бы за такое в мое время?» Потом улыбнулся и добавил: «Возьми, посмотри и аккуратно верни на место». Это был прорыв в наших отношениях. С тех пор я перестала его бояться, и наше общение проходило легко и просто.

— Когда родился ваш дед и где учился?

— В 1889 году в семье священнослужителя и прожил до 93 лет. Как и положено было представителю его сословия, после курса начальной школы в 1901 году его зачислили в «приготовительный» класс первого разряда Иркутского духовного училища. Здесь изучали богословие, алгебру, языки, риторику, географию. За учебу и поведение строго спрашивали, отстающих и непослушных наказывали поркой.

Потом он поступил в духовную семинарию. Кроме дисциплин религиозного характера здесь углубленно изучали алгебру, геометрию, физику, ботанику, географию, сельское хозяйство, логику, русскую историю — всего 43 предмета. Столь насыщенная учебная программа давала универсальное образование, позволявшее заниматься не только священническими делами, но и преподаванием.

После семинарии по воле родителей его назначили священником. В то время приходский священник одновременно исполнял обязанности учителя в приходской школе. В нашем доме бережно хранятся вещи, которыми дед пользовался, будучи учителем: красивая стеклянная указка и медный колокольчик, звоном которого приглашали на урок.

— Получается, что в начале ХХ века уровень подготовки в семинарии был очень высоким.

— Да. Достаточно сказать, что на базе иркутской семинарии планировали создать духовную академию (по существу, университет). Но грянула революция…

— А когда ваш дед увлекся географией?

— Еще семинаристом он посещал воскресные лекции по этому предмету, самостоятельно изучал географические и социально-экономические особенности региона. Эта его увлеченность была востребована после революции и Гражданской войны.

— Наверное, в силу своего классового происхождения ваш дедушка долгое время не мог реализовать себя как ученого?

— Научно-педагогической деятельностью дед занимался всегда, и никто за это его не преследовал. Об этом свидетельствуют его рабочие тетради с записями 1930-х и 1940-х годов. Более того, в 1930-м его пригласили преподавать географию в только что созданный Совнаркомом СССР на базе Александро-Мариинского училища Сибирский финансово-экономический институт, ныне Байкальский госуниверситет.

Глубокие знания деда были востребованы новой властью, осуществлявшей ускоренное индустриальное развитие Сибири, Дальнего Востока и дружественной Монголии, в том числе в плане подготовки высококвалифицированных кадров. Во время войны дед был оставлен на преподавательской работе, получил возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью, оказывал помощь раненым в военном госпитале, который был размещен в стенах университета.

В 1947 году Павел Соколов участвовал в подготовке судьбоносной для региона конференции по развитию производительных сил. В 1949-м защитил в Москве кандидатскую диссертацию по хозяйственному освоению рек Иркутской области.

— Можно сказать, что расцвет трудовой и научной деятельности Павла Клеониковича пришелся на период после Великой Отечественной войны…

— После войны страна вновь вернулась к идее широкомасштабного хозяйственного освоения своих восточных территорий. В то время дед очень много работал. Кроме преподавательской деятельности готовил научные доклады, писал статьи, выступал с лекциями перед трудовыми коллективами. Темами его выступлений были «Будущее реки Ангары», «Развитие промышленности и сельского хозяйства региона». В те годы размах индустриального строительства в регионе был колоссальным.

— И вскоре он стал ректором Байкальского университета.

— Да, в 1954 году. При нем в вузе произошло много позитивных изменений. И не только в структуре, но и в научно-исследовательской, культурно-массовой и даже воспитательной работе. Бабушка рассказывала, что мой дед, уже будучи ректором, лично встречал в гардеробе опаздывавших студентов и делал им внушение.

Он стал инициатором формирования в Забайкалье филиала вуза. Развивал новые инженерно-экономические специальности, способствовавшие быстрому росту в регионе базовых отраслей — строительства, горной промышленности, машиностроения, автотранспорта. Выпускники этих специальностей были крайне востребованы экономикой региона, а сами специальности стали популярными у молодежи того времени.

— К сожалению, эти важные для региона специальности были ликвидированы руководством университета в 1990-х годах… Как отнесся бы к этому ваш дед?

— Он много сил отдал развитию университета и, думаю, не одобрил бы этот шаг. Но все возвращается «на круги своя». Я вижу, что сейчас в БГУ вновь возрождаются отраслевые направления подготовки специалистов народного хозяйства. Возвращается то лучшее, что было в период бурного развития региона. И это вселяет оптимизм.

— Байкальский госуниверситет в то время существенно выделялся среди других вузов региона, по существу, был опорным для ускоренного социально-экономического развития обширной территории.

— С этим трудно не согласиться. Мои родители поступили в этот вуз в 1956 году на специальность «Экономика и организация горной промышленности» и никогда не жалели об этом.

— А вы, Елена, почему не пошли по стопам родителей?

— В пику им я поступила в Иркутский институт иностранных языков. После его окончания осталась там работать, преподавала китайский язык. Но в 2016 году, когда единственный за Уралом вуз лингвистического профиля ликвидировали, передо мной встал выбор: где продолжить трудовую деятельность? Сомнений не было. Я стала сотрудником Байкальского госуниверситета, где трудился мой дед и учились мои родители. Этот современный университет имеет богатую историю и традиции, часть его истории — моя семья. К слову, в составе БГУ воссоздан Институт иностранных языков, за которым, не сомневаюсь, большое будущее.

— Преемственность продолжается. Скажите, а куда думает поступать ваш сын?

— Он заканчивает гимназию и уже выбрал направление «Бизнес-информатика» в Байкальском госуниверситете.

— Может, в будущем он тоже станет ректором БГУ?

— (улыбается). Все может быть…

2.jpg

Беседовала Анна Бородина, специально
для «Байкальских вестей».

Фото из семейного архива.

На фото: Павел Клеоникович Соколов (1889—1982),
ректор Байкальского госуниверситета с 1954 по 1958 год.
Фото 1964 года;

Здание Байкальского госуниверситета в 1949 году

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии