Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Культура должна не зарабатывать, а воспитывать

19 марта, 2012

 

 

Так считает первая балалайка мира Андрей Горбачев

 

 

Фестиваль народной музыки «Байкальские струны» с параллельной работой конкурса молодых исполнителей на народных инструментах — не рядовое событие. А лауреат международных конкурсов Андрей Горбачев — не рядовой участник этого события. Активно работающий музыкант, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, народный артист России, в Иркутске он произвел настоящий фурор, выступив на открытии фестиваля солистом вместе с Губернаторским симфоническим оркестром.

 

Предлагаем читательскому вниманию интервью с Андреем Александровичем, на которое он охотно согласился.

— Вы уже не в первый раз играете в Иркутске...

— Я здесь уже в пятый раз, впервые был в Иркутске в 1995-м, когда у нас были здесь гастроли, затем — в 2000-м, 2004-м, 2007-м... И вот — сейчас. Поэтому я ваш город знаю...

— А город знает вас?

— Надеюсь, да. И приезжаешь сюда с особым чувством, потому что это — хороший город. Здесь культурные традиции были заложены, очевидно, еще в те времена, когда сюда ссылали, причем ссылали не зэков, а политических, то есть — интеллектуальную элиту страны. И благодаря этому были посеяны очень хорошие зерна, которые дали ростки.

У меня на кафедре в моем классе учится иркутянин Саша Николайчук, он в этом году поступил и замечательно занимается, парень очень надежный. Как говорит Денис Мацуев, в его глазах есть что-то человеческое, потому что он из Сибири. У нас на четвертом курсе учится Максим Корицкий — за год привез пять премий, он тоже иркутянин. Денис Ажбалов, гитарист, тоже ваш, учится в Москве... Так что у нас с Иркутском налажены хорошие творческие связи, и, видимо, слава российского искусства в большой степени прирастает сибиряками.

— Как исполнитель вы давно и сразу почувствовали в балалайке свой инструмент? Ведь без этого, наверное, невозможно добиваться таких результатов, каких добиваетесь вы.

— Мы жили в Воронеже, и меня в пять лет привели учиться на фортепиано. А директор музыкальной школы, он был знакомый мамы, говорит ей: ну зачем тебе пианист? Пианистам очень сложно найти работу. А у меня есть потрясающий энтузиаст...  Давай парня к нему!

И вот я попал в руки того энтузиаста, Ивана Викторовича Иншакова. Тогда он был студент, а сейчас — заслуженный деятель искусств России, профессор, воспитал целую плеяду исполнителей, в том числе и меня.

Благодаря ему у меня все и сложилось. Как видите, я сам не выбирал своего пути — в пять лет его не выбирают. А интерес впервые проснулся, когда проходил городской конкурс, на котором я занял первое место.

После музыкальной школы был институт имени Гнесиных, учеба у профессора Павла Ивановича Нечепоренко — это был человек-легенда, главный балалаечник всех времен и народов, который и вывел балалайку на академический уровень, после чего ее стали признавать и скрипачи, и пианисты.

Определенное влияние на меня оказала и Татьяна Ханинова, пианистка, с которой мы работаем в дуэте, — она училась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, — а это русская исполнительская школа, которая заложена великими педагогами. Так вот, мы с ней работаем уже 20 лет, и, я вам скажу, больше половины всего, что мы сейчас делаем с балалайкой, пошло от ЦМШ, хотя напрямую я там не учился.

— Есть ли какие-то сочинения, которые вам не по силам? Иногда кажется, что чем сложнее вещь — тем больше вам ее хочется «победить».

— По молодости был азарт — сейчас он уже не такой, потому что обязанностей все больше, времени все меньше... Добавилось заведование кафедрой, осталось сто с лишним концертов в год...  И много переездов-перелетов. Вот к вам мы приехали после гастролей в Германии — за месяц дали там 33 концерта, чего в России сейчас в принципе не случается, — у нас же культура сейчас «должна зарабатывать».

Правда, недавно мы были в Хабаровске, на Камчатке, во Владивостоке, создали Дальневосточную ассоциацию исполнителей на наших инструментах... И вот приехали в Иркутск на эти два замечательных проекта — фестиваль и конкурс.

— Денис Мацуев, бывая здесь, постоянно говорит о том, что идет огромный отток исполнительских и музыкально-педагогических сил — в Европу, в Китай, куда угодно...

— Да, это проблема очень серьезная. Но хочу начать вот с чего. Я прошу донести до читателей важную для всех родителей мысль: детей обязательно нужно учить музыке! Ребенок, получивший эстетическое образование, имеет абсолютно другие мозги.

Если вы посмотрите статистику, то увидите, что выпускники музыкальных школ и школ искусств практически не попадают в тюрьмы. А возьмите выпускников нашей общеобразовательной системы — треть из них отсидела. Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребенок попал в тюрьму, отдавайте его в музыкальную школу.

А теперь — о том, куда именно отдавать. В Китае 10 миллионов пианистов, и учат их наши профессора, вот что самое обидное. Они принесли туда нашу исполнительскую школу. И через 20 лет у российских пианистов, за редким исключением, не будет никаких шансов получить работу нигде в мире — китайские пианисты займут все ниши, все вакансии. То же со скрипачами. Их чуть меньше, но уже сейчас я видел афишу в Нью-Йорке, представляющую шестерых лучших скрипачей сезона, и четверо из них были из Юго-Восточной Азии.

Но балалайка в Китае пока такой популярностью не пользуется, значит, у наших балалаечников через 20 лет работа будет. Так что это очень перспективный инструмент!

— Я за вас рада! И за ваших учеников.

— В метро в Москве я видел все инструменты. В переходах стоят и скрипачи, и баянисты, и духовики... А балалаечников — нет.  Потому что нас мало, и если мы работаем где-то на улице, то это в Европе, а не в Москве. А в Европе на улице мы работаем не дольше недели, потому что если вы играете прилично, то обязательно найдутся люди, которые вас пригласят, и у вас начнется нормальная концертная деятельность. Так происходит, например, в Германии.

Вообще, в Германии мы работаем три-четыре месяца в году. В самых разных городах. В этом году там в Любеке был фестиваль «Русский год», выступали Гергиев, Мацуев... Там мы с Денисом познакомились, он заинтересовался русской балалайкой, и мы даже поиграли вместе.

— А там, в Европе, так же любят балалайку, как любит ее русская душа?

— Дело не в балалайке: В Европе более приучены к концертам, к культуре, к посещению театров. Я знаю семью пожилых немцев, которые каждую неделю обязательно выезжают на концерт или в театр. У них такой менталитет. Германия — одна из самых музыкальных стран мира. Это совершенно другое воспитание.

А то, что сделали из нас, с нашей страной, — это ужасно. Я бы тех людей, которые предлагают культуре зарабатывать, лишал гражданства и высылал из страны. Потому что они наносят самый большой урон России. Культура должна не зарабатывать — культура должна воспитывать.

У меня такое ощущение, что на каждые 10 тысяч рублей, заработанных культурой, приходится один малолетний преступник. А если бы культура воспитывала, а не зарабатывала, у нас было бы меньше молодых людей, которые грабят, убивают, воруют и вытворяют такие чудеса, что даже у милиции волосы встают дыбом.

 


Если вы посмотрите статистику, то увидите, что выпускники музыкальных школ и школ искусств практически не попадают в тюрьмы. А возьмите выпускников нашей общеобразовательной системы — треть из них отсидела. Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребенок попал в тюрьму, отдавайте его в музыкальную школу.
 

 

И в этом смысле мне кажется, что в Иркутске больше внимания уделяют культуре. Это зависит и от общественности, и от власти, — потому что без финансирования будут только слова.  Помогает и Денис Мацуев, ваш покровитель, — насколько мне известно, не без его вмешательства готовится строительство большого концертного зала, ежегодно проводится фестиваль «Звезды на Байкале», и, я слышал, он планирует и «Крещендо» сюда привезти — это еще один Мацуевский фестиваль.

Я как-то сказал Денису, что фестиваль «Крещендо» — это Ноев ковчег, на котором спасутся музыканты. Потому что более 150 молодых музыкантов вовлечены в «Крещендовское» движение. Это важно — в том ужасном состоянии, в котором сейчас находится страна.

И вместо всяческих планов военно-патриотического воспитания я предложил бы разработать план культурно-патриотического воспитания. Потому что если война и будет — в ней невозможно кому-то победить. А вот культурно-патриотическое воспитание имеет смысл. Именно поэтому мы не уедем из страны никогда и будем постоянно возвращаться сюда.

— И к нам приезжайте почаще!

— И к вам будем приезжать. Мы не отказываемся ни от каких проектов, которые нам предлагают в России.

— Все, о чем вы говорите, чрезвычайно важно, и все же...

Давайте поговорим о прослушивании.

— Да, конкурс молодых исполнителей-народников идет, прослушивание идет, и я должен сказать, что у меня было шоковое состояние, когда в младшей группе я увидел сорок участников!  Это говорит о том, что мы, во-первых, выходим из демографического провала, и это заслуга власти, которая что-то делает с точки зрения материальных вложений, взять хотя бы материнский капитал. Но это — и заслуга наших педагогов. Определенно! Потому что родить ребенка — это еще ничего не значит, а вот воспитать, обучить этого ребенка! И педагогам музыкальных школ, которые получают пока еще нищенские зарплаты, надо поставить памятники. Потому что именно эти школьные педагоги берут ребенка, который еще ничего не умеет, и работают с ним так, что он потом становится лидером, профессионалом, добивается признания и может обеспечить и себя, и свою семью. Сейчас это важно.

В день перед нами, членами жюри, проходит по 50—60 человек.  С утра и до вечернего концерта идет напряженная работа. Судя по составу участников и по авторитетности педагогов, которые привезли сюда своих учеников, можно сказать, что здесь много элитных педагогов. Значит, они доверяют конкурсу, оргкомитету и жюри, и мы стараемся оправдать их доверие.

Вообще, очень приятно, что Иркутская филармония с методическим центром «Байкал» под эгидой министерства работают в единой команде. В России часто бывает, что разные структуры начинают тянуть одеяло каждый на себя, — в Иркутске этого нет. Здесь у вас предпочитают двигаться в одном направлении. И получается хороший фестиваль и хороший конкурс; они запомнятся и иркутянам, и гостям. Кроме того, у нас будут еще и мастер-классы, и конференция, по ним мы подготовим свои предложения в Минобразования и Минкульт России.

Здесь же скрыта еще одна проблема. Мы боремся за то, чтобы забрать творческие учебные заведения из Министерства образования и переподчинить их Министерству культуры.  Почему? Объясню. В Министерстве образования работают люди, которые понятия не имеют о специфике музыкального образования. Доходит до того, что они обвиняют директора училища в нецелевой трате денег только потому, что в классе два педагога — преподаватель и концертмейстер. По их мнению, так быть не должно, достаточно кого-то одного.

Но это же бред, абсурд! И чиновники Министерства образования даже не пытаются понять эту специфику! Хотя бы с учетом того, что мы имеем лучшую систему музыкального образования в мире. В Россию едут учиться музыке и с Запада, и с Востока. Спрос на наших профессоров огромен. А Минобразования эту систему обучения просто уничтожает.

— Вы считаете, есть реальные шансы победить в этой борьбе?

— Болотная площадь показала, что есть. Борьба за закон об образовании, который все же был изменен под давлением общественности, тоже показывает, что шансы есть. У нас умная власть, и когда она чувствует, что зреет серьезное недовольство, она готова скорее идти на компромисс, чем на конфронтацию. А идти на компромисс и уметь договариваться — эта культура отношений принята сейчас во всем мире. Ведь если ты думаешь по-другому — это не значит, что ты мой враг.  А мы болеем за Россию не меньше, если не больше, чем наше правительство.

— В день закрытия фестиваля я не могу не задать вам, Андрей Александрович, еще один вопрос. Говорят, вам предложили стать президентом фестиваля «Байкальские струны»?

— Творческими усилиями я готов всячески поддержать этот проект. Проект очень интересный, и, мне кажется, у него большой потенциал. Здесь можно показать еще много разных жанров. А вообще мне хотелось бы поздравить Иркутск, поздравить министерство культуры, методический центр «Байкал» и его педагогов с тем, что Гран-при конкурса остался в Иркутской области. Для меня это было неожиданностью, потому что на конкурс приехали очень сильные музыканты, в том числе из Новосибирска, но ваша Юлия Бондарева, домристка из Усть-Илимска, победила всех!

Она еще юная, прослушивалась в средней группе, но победила и более старших. Кстати, у нас почти половина лауреатов — иркутяне. Это очень много для такого конкурса, который впервые проводится как открытый. Обычно бывает не более 10—15 процентов лауреатов из местных участников, остальные премии уезжают, а вы взяли почти половину. Всего более 70 человек стали лауреатами и дипломантами, вошли в число призеров. И остался еще резерв, который в будущем сможет показать хорошие результаты.

Порадовала и доброжелательная творческая атмосфера, которая царила на прослушивании. Не было ни одного вопроса, вызвавшего непонимание или конфликт. Жюри работало по 14 часов в сутки, мы, если честно, немного устали, но это — счастливая усталость.

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии