Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Красноярская стройка в иркутском измерении

15 июля, 2013

Экономика Приангарья: проблемы и решения

 

Скептики, не верившие в возможности отечественной экономики, в очередной раз посрамлены: 29 июня четвертая ступень Ангарского энергетического каскада Богучанская ГЭС выработала и выдала в сеть двухмиллиардный киловатт-час электроэнергии.

 

Вопреки сомнениям

В течение июня были успешно проведены испытания агрегата № 5, который в рамках пуско-наладочных работ был включен в сеть и уже принимал участие в выработке электроэнергии. Агрегат прошел все пункты программы испытаний — от прокрутки на холостом ходу турбины до итогового включения в сеть на 72 часа. Все работы, ставшие уже привычными, были проведены силами персонала эксплуатационных служб ОАО «Богучанская ГЭС». В испытаниях агрегатов по регламенту принимают участие ведущий шеф-инженер ОАО «Силовые машины» (компания-изготовитель гидроагрегатов) и работники ЗАО «Енисей СГЭМ», монтировавшие оборудование в 2012—2013 годах. Агрегат будет введен в строй после получения разрешительных документов от Енисейского управления Ростехнадзора.

— Ростехнадзор все проверяет на соответствие оборудования требованиям, правилам, техническим регламентам и руководящим документам РФ, — поясняет первый заместитель генерального директора, главный инженер БоГЭС Всеволод Демченко. — Поэтому сейчас у нас сложный период, несколько месяцев занимает доводка агрегатов до нужного состояния. В августе мы планируем начать испытания агрегата № 6, а до конца года поставлена задача испытать все агрегаты.

В конце месяца степень готовности  станции и гидрологическая обстановка на Богучанском водохранилище, заполненном до отметки 188 м,  позволили ввести в работу одновременно четыре агрегата и сократить холостые водосбросы. 28 июня впервые в практике работы Богучанской ГЭС расход воды через гидроагрегаты (1650 м3/с) превысил холостые расходы через водосброс № 1 (1250 м3/с).

— Существует математическая модель, и каждые сутки все генерирующие компании говорят, сколько они готовы выдать электроэнергии, а все потребители говорят, сколько им нужно, — поясняет ведущий инженер группы режимов сопровождения рынка ОАО «Богучанская ГЭС» Илья Бубенков . —  Получается рассылка перекрестных списков — кто кому сколько должен поставить. И у нас за последний месяц 73 потребителя, расположенных в зоне свободного перетока Сибири. Это Томская, Иркутская и Кемеровская области, Красноярский край, Республики Тыва и Хакасия.

Как видим, слухи о продаже электроэнергии в Китай, циркулирующие с 2007 года, так и остались не более чем слухами.

 


Воздействие Богучанской ГЭС на экономическую и социальную жизнь Иркутской области пока сложно оценить однозначно. Существуют разные оценки ущерба от затопления 36 500 гектаров на территории области, причем сумма ущерба колеблется от 18 до 68 млрд рублей (то есть от пятой части до 65—70 процентов доходной части бюджета). Очевидно, что оценки эти весьма спорные, — затапливаются ведь не нефтеносные участки, а сильно пострадавшая от «черных лесорубов» часть Усть-Илимского района, причем в той зоне, где население даже не пыталось в последние годы вести сельское хозяйство ввиду полной неконкурентоспособности.
 

Новейшая среди лучших

По итогам первого квартала 2013 года только что начавшая работать ГЭС заняла второе место в рейтинге «Генерирующие компании — эффективность на рынке». Первое место — у концерна Росэнергоатом, третье занимает ОАО «Иркутскэнерго». Рейтинг, в который Богучанская ГЭС была  включена впервые, составляют эксперты Некоммерческого партнерства «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью», и делается он на основе строго выверенных и поддающихся проверке показателей.

Эффективность генерирующих компаний оценивают по четырем параметрам: поддержание готовности генерирующего оборудования к работе; оптимизация загрузки; удельная себестоимость; прибыль на единицу выработки. При составлении рейтингов оценивается работа 67 компаний всей страны, а не только Сибири — в том числе ОАО «РусГидро», ОАО «ТГК-1», ОАО «ТГК-2», ОАО «ТГК-5», ОАО «ТГК-6», ОАО «ТГК-9», ОАО «Красноярская ГЭС», ОАО «Иркутскэнерго» и др. Рейтинг составляется ежеквартально и по итогам полного года.

ОАО «Богучанская ГЭС» получило высшую оценку по эффективности производства электроэнергии по совокупности постоянных и переменных затрат. Станция заняла четвертое место по параметру удельной прибыли на 1 МВт выработки, отражающему, насколько выгодно генерирующая компания продает электрическую энергию и мощность в сравнении с практикой  других компаний. Несмотря на то что в настоящее время в постоянную промышленную эксплуатацию введены только четыре агрегата из девяти (на двух агрегатах продолжается монтаж оборудования, два готовятся к испытаниям, один, напомню, испытан в июне 2013 года), ОАО «Богучанская ГЭС» заняла 15-е место по степени готовности генерирующего оборудования к производству электрической энергии. Продолжающиеся строительные и монтажные работы объясняют и тот факт, что станция заняла только 57-е место в рейтинге эффективности использования основных мощностей.

 


В процессе строительства нового жилья выяснилось, что выигравшая многомиллиардный контракт компания «Востсибстрой» не до конца поняла социальное значение порученной ей стройки и допустила в работе брак, на который сейчас и жалуются переселенцы. Гарантийные обязательства строителей никто не отменял, тем более под строгим присмотром правительства, депутатов Законодательного собрания и уполномоченного по правам человека в Иркутской области Валерия Лукина — так что придут и переделают.
 

По многим направлениям

Воздействие Богучанской ГЭС на экономическую и социальную жизнь Иркутской области пока сложно оценить однозначно. Существуют разные оценки ущерба от затопления 36 500 гектаров на территории области, причем сумма ущерба колеблется от 18 до 68 млрд рублей (то есть от пятой части до 65—70 процентов доходной части бюджета). Очевидно, что оценки эти весьма спорные — затапливаются ведь не нефтеносные участки, а сильно пострадавшая от «черных лесорубов» часть Усть-Илимского района, причем в той зоне, где население даже не пыталось в последние годы вести сельское хозяйство ввиду полной неконкурентоспособности. В какую же сумму нужно оценивать тогда многолетний «простой» 600 тысяч гектаров сельхозугодий, медленно, но верно зарастающих сорняками и лесом в других районах области? И не следует ли вычесть из него ту прибыль, которую получили компании, поставлявшие строительные материалы, принимавшие участие в изготовлении оборудования для станции и в ее строительстве, — а таких наберется не один десяток в Ангарске, Иркутске, Братске, Тулуне, Тайшете и Усть-Илимске.

Вызванное тем же затоплением переселение примерно 1800 человек из поселка Кеуля в Усть-Илимск, Братск и поселок Луговое, расположенный примерно в пятнадцати минутах ходьбы от конечной остановки иркутского троллейбуса № 10, можно считать делом скорее благим, чем наоборот. Условия жизни в Кеуле, расположенном ниже по течению от Усть-Илимска и его ЦБК, сбрасывающих в Ангару отнюдь не дистиллированную воду, были таковы, что еще в январе 2007 года первый заместитель губернатора Юрий Параничев признал: будет ГЭС или нет, а Кеуль нужно расселять. Так оно в итоге и вышло, причем безработное на 70 процентов взрослое население получило в жизни новый шанс, а уж их дети — и подавно. Какое-то время потребуется местным и областным властям на строительство детских садов, школ и дополнительных медицинских учреждений, обустройство быта и трудоустройство переселенцев. И по прошествии этого времени жизнь новых горожан нельзя будет сравнить с прежней — хотя бы потому, что стоимость любого земельного участка и возведенной на нем недвижимости на севере Усть-Илимского района мало чем отличается от нуля, а квартира в пригороде Иркутска — это небольшой, но капитал. Ценность доступности музеев, театров, вузов, транспорта и больниц в рублях оценить вообще нельзя.

В процессе строительства нового жилья выяснилось, правда, что выигравшая многомиллиардный контракт компания «Востсибстрой» не до конца поняла социальное значение порученной ей стройки и допустила в работе брак, на который сейчас и жалуются переселенцы. Гарантийные обязательства строителей никто не отменял, тем более под строгим присмотром правительства, депутатов Законодательного собрания (так и не снявших с контроля депутатский запрос о мерах по обеспечению прав граждан в процессе переселения) и уполномоченного по правам человека в Иркутской области Валерия Лукина, — так что придут и переделают. На будущее всем участникам процесса будет наука: компании — что строить нужно лучше, чиновникам — что контроль должен быть от момента объявления конкурса до вселения людей.

Еще один поучительный урок Богучанского водохранилища преподали областным и муниципальным властям жители улиц Набережной и Заводской в Усть-Илимске. При проведении очередной топографической съемки зоны затопления и воздействия водохранилища (оценивается и ее размер) выяснилось, что 88 домов построены фактически незаконно — в водоохранной зоне. Жильцы, они же владельцы, в своих домах не прописаны, муниципальные власти на все закрыли глаза, и фактически эти две улицы представляли собой территорию беззакония. Было бы удивительно, если бы правительство области не сделало из этого факта надлежащих выводов — например, не провело бы проверку и последующее налоговое обложение аналогичных «нахаловок» в других городах.

 


Иркутская область играла важную, но не главную роль в Богучанском проекте. Основная нагрузка во всех отношениях выпала на Красноярский край. Но во-первых, работа, и немалая, нашлась и для нашего региона. Во-вторых, пример соседей особенно интересен и значим, тем более в столь крупном деле. В самый раз извлечь уроки для себя и принять решения на будущее.
 

Экология — очевидные плюсы и спорные минусы

Мало кто из рядовых жителей области обратил внимание на сообщение о том, что в первом квартале 2013 года в Приангарье сократилось производство электроэнергии, и уж тем более лишь немногим специалистам известно, что сокращение это вызвано вступлением в строй Богучанской ГЭС. Непреложное правило энергетических систем, сочетающих выработку на ГЭС и тепловых станциях, гласит: в первую очередь останавливают блоки на ТЭЦ — эта энергия требует больше затрат на производство и больше наносит вреда природе.

Совокупное потребление электроэнергии в Сибири составляет 200 млрд киловатт-часов в год, то есть Богучанская ГЭС при выходе на проектную производительность сможет покрыть около 8,5 процента этих потребностей. Это позволит вывести в резерв часть оборудования тепловых станций, а заодно и сэкономить 2,2 млн тонн невозобновляемого (и очень дорогого) топлива — угля и нефтепродуктов. В атмосферу не придется выбрасывать 11 млн кубометров углекислого газа и водяного пара (тех самых продуктов горения, которые вызывают «парниковый эффект» и ведут к изменениям климата), не придется строить очередное хранилище отходов для 220 тысяч тонн шлака. Если умножить этот эффект на 100 лет (а именно на такой минимальный срок рассчитана ГЭС), мы получим очень неплохие показатели природоохранной деятельности. На долю Иркутской области, правда, придется лишь часть этого эффекта, но в нынешней ситуации нужно радоваться и малому.

Что же касается загрязнения воды, которое, как прогнозируют, случится из-за оставленной в зоне затопления древесины, то не стоит забывать, что Ангара течет из Иркутской области в Красноярский край и что приходит она туда уже в очень плохом состоянии. Так что обсуждать стоило бы не столько дважды (в 1980-е и в 2000-е) вырубленный лес, сколько проблему очистки сточных вод в городах, модернизацию очистных сооружений промышленных предприятий, а также бесхозные хранилища удобрений и ядохимикатов, встречающиеся порой в сельской местности.

Иркутская область играла важную, но не главную роль в Богучанском проекте. Основная нагрузка во всех отношениях выпала на Красноярский край. Но во-первых, работа, и немалая, нашлась и для нашего региона. Во-вторых, пример соседей особенно интересен и значим, тем более в столь крупном деле. В самый раз извлечь уроки для себя и принять решения на будущее.

 

Константин Зверев, специально для «Байкальских вестей».

На фото: Плотина Богучанской ГЭС;

Машинный зал БоГЭС;

Сборка ротора последнего, девятого, гидроагрегата

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии