Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Комсомолец и сибиряк – состояние души

13 октября, 2020

Комсомольские ряды в Иркутской области в 60–80-е годы прошлого века пополнялись представителями, наверное, всех городов и очень многих поселков и деревень огромного СССР, формируя уникальную общность. В Прибайкалье ехали лучшие. Но ведь и свои, «доморощенные» комсомольцы шли здесь в авангарде ВЛКСМ! Среди них – братчанин Георгий Любенков. Сам он, правда, чужд всякого пафоса и серьезно рекомендуется «бурундуком». Но это звание – и вправду повод для гордости. «Бурундук» значит – из стародавних местных жителей.

1т.jpg

Георгий, помнящий родство

Первое упоминание о предках Георгия Александровича в летописях братской земли датируется 1697 годом. Речь там идет о представителе фамилии Лютиковых, предков по линии отца, которые жили в селе Большеокинском (на территории современного Братского района). Карнауховы, предки по материнской линии, упоминаются в источнике XVIII века. Жили они в островных деревнях по Ангаре, подобных знаменитой Матёре.

Песок времени неумолимо засыпает жизненные пути, но все известные биографические детали в семье Любенковых хранят бережно. Да образ столь мощного человека, как, например, прадед Георгия Александровича Аким Перфильевич Любенков, не скроют никакие годы! Родившийся под Полтавой 20-летний парень в Сибири оказался в 1861 году. Был он ссыльным. На это указывает и тот факт, что женился Аким в возрасте 46 лет, то есть спустя четверть века с момента, как покинул родную Малороссию. Скорее всего, все эти годы работал на Николаевском чугунолитейном заводе.

Этот индустриальный гигант, входивший в десятку крупнейших заводов России, располагался на территории современного Братского района, на реке Долоновка, в том месте, где потом раскинулся залив близ поселка Тармы. С конца XVIII века завод снабжал Сибирь товарами от гвоздей и чугунков и до рельсов и пароходов. Без преувеличения, в каждом доме имелись изделия Николаевского завода – плуги, топоры, бороны, утюги, ножи, сковородки, ботала, чугунки, а у кого-то и клейменые вафельницы, и причудливо украшенные пепельницы. Иные и сейчас в обиходе!

2т.jpg

И вот Любенков, наверное, внес немалый вклад в работу завода, поскольку был очень силен и по-богатырски здоров. Взять хотя бы тот факт, что у него родились двенадцать детей, причем младший – когда Акиму Перфильевичу было уже 76. А отмерила ему судьба 103 полных года – ушел из жизни в разгар Великой Отечественной, в 1943-м.

Прадед Георгия Любенкова по бабушкиной линии был краснодеревщик. Вышедшие из его золотых рук комоды, сани, сеялки исправно служили землякам десятилетиями. Он сумел дать детям гимназическое образование. После революции, когда начали изводить религию и разрушили местную церковь, односельчане избрали его, псаломщика, руководителем христианской общины, он проводил религиозные обряды. В 1938-м Гаврилу Степановича расстреляли в Иркутске вместе с группой священников.

История страны в истории семьи

Шесть cыновей Акима – Георгий, Иван, Василий, Александр, Иннокентий, Николай (в честь старшего и назвали нашего героя). Все, кроме младшего, воевали в Первую мировую войну. В семье даже сохранились фотографии того времени. Например, снимки, сделанные во время учебы Георгия в школе прапорщиков. На войне он слыл смельчаком, был серьезно ранен, выкарабкался и демобилизовался унтер-офицером. Возвратились домой и другие братья. И оказалось, что на Николаевский завод путь им заказан. Ведь Любенковы побывали в европейской части империи, а потому собственники завода, главные работодатели в тех краях, видели в Любенковых потенциальных революционеров. И братья занялись выжиганием древесного угля. Кстати, в Братском районе до сих пор встречаются большие ямы, когда-то использовавшиеся для этого трудоемкого процесса. 

3т.jpg

А потом грянула революция, и завод закрылся. Георгия как кадрового офицера мобилизовали в колчаковскую армию. Больше родные его не видели. Остальные братья обосновались в родных краях, здесь появились на свет их дети, потом пошли внуки, правнуки – всю родню не перечесть. И младшие не только уважают, но и любят старших.

Так, своего деда Ивана, родившегося в 1895-м, Георгий Александрович зовет «дедуля». Иван Акимович чудом избежал раскулачивания, хотя хозяйство у него было крепкое. Вступил в колхоз. Когда началась война, Ивану было 46, и он, в Первую мировую служивший во взводе пулеметчиков, вполне мог участвовать и в боях Великой Отечественной. Но судьба решила иначе – Любенкова назначили бригадиром рыболовецкой бригады. Рыбу заготавливали для  фронта. Все четыре дочери и последыш Александр, будущий отец Георгия, работали здесь же, с четырех утра и до позднего вечера. Бригада Любенковых заняла второе место по Братскому району, а глава семьи был удостоен звания «Отличник советского рыболовства», получив отрез ткани на костюм от Сталина. 

Отец Георгия Любенкова усвоенный с детства жизненный принцип – работать и помогать людям – тоже пронес через всю свою жизнь, связанную с морем и лесом (работал капитаном теплохода производственного объединения «Востсиблесосплав», а потом мастером лесозаготовок). Был он верящим в идеалы коммунистом, депутатом областного Совета народных депутатов двух созывов. Мама, Елена Николаевна, отец которой Николай Дмитриевич Карнаухов погиб на войне, трудилась учетчиком, а потом бухгалтером сплавконторы. Их дети росли на берегу только что разлившегося Братского моря. Забилось энергетическое сердце этих земель – ГЭС. Глобальные перемены, раньше требовавшие долгие-долгие годы, теперь укладывались в короткий период человеческого детства: канула в воду земля под Николаевским заводом, выросли новые экономические гиганты – алюминиевый завод и лесопромышленный комплекс.  Как говорит Георгий Александрович, на примере родителей он видел, сколько труда тысяч людей во все это вложено.

Выросший в атмосфере дружбы и любви, Георгий Любенков чтит и старается сохранить все традиции, общаясь с многочисленными представителями большого семейного древа.

«За что брались – все получалось»

…Водохранилище начали наполнять в июле 1961-го, а до того жителям зоны затопления определили места для переселения. В 1960-м семья Любенковых, в которой тогда были две дочери, переехали из Старого Братска в поселок Порожский, тогда относившийся к району. В 1961-м здесь и появился на свет Георгий. А в 1967-м перебрались в Братск на улицу Подбельского, которая родилась всего за четыре года до этого новоселья. 

4т.jpg

Школу Георгий окончил в 1978-м и устроился на Порожский сплавной участок объединения «Востсиблесосплав» мотористом-рулевым теплохода. Дело для парня ответственное, особенно с учетом трудовой биографии отца! В 1979-м ушел в армию. В учебке вместе с другими призывниками собирался в Афганистан, написал соответствующее заявление, но этим планам не суждено было сбыться. Службу проходил в Забайкалье и в Монголии, завершив службу командиром танка, в звании старшины и должности замкомвзвода. После демобилизации поступил на рабфак Братского индустриального института, а в 1982 году стал студентом лесотехнического факультета. 

Здесь, как и в свое время в армии, сразу заметили лидерские качества Георгия Любенкова. А быть комсомольским вожаком в то время было непросто – уже чувствовалось дыхание грядущих перемен. Молодежь было не взять голыми словами об идеалах – необходим был личный авторитет, личный пример. И за Любенковым шли, ему верили. Так, когда на Братском лесопромышленном комплексе произошла серьезная авария, то именно Георгий Александрович организовал выезд студентов института на ее устранение.

Так что общественная работа, профсоюзная деятельность были для нашего героя не средством продвижения в жизни – просто его качества оказались востребованными жизнью, временем. Дважды был в стройотряде: принимал участие в возведении третьего корпуса Братского индустриального института, а потом – в Вихоревке – в строительстве депо для ремонта электровозов. Был одним из организаторов студенческого театра миниатюр. Институт закончил с отличием в 1987 году, будучи уже женатым человеком – с будущей супругой познакомились во время учебы. Наталья Петровна – представительница известной в Братске семьи Барановых (так, теща Георгия Александровича была первой женщиной-крановщицей на строительстве алюминиевого завода).

5т.jpg

Успешный путь Георгия Александровича в комсомоле определился еще в вузе – в 1986 году он стал секретарем комитета ВЛКСМ лесотехнического факультета. Затем его утвердили заведующим орготделом Падунского райкома, в 1987-м – заведующим орготделом Братского горкома ВЛКСМ. Менее года спустя Любенков возглавил комсомольскую организацию Центрального района Братска. С теплотой говорит о соратниках – Эдуарде Миронове, Борисе Синицыне, Владимире Родионове, Николае Слободчикове, Марине Зубаковой, Татьяне Литвиновой, Ольге Мархотке…

– Мы понимали, что надо уходить от заорганизованности, от штампов, искать новые способы зажечь, заинтересовать молодежь, разведать новые русла для ее энергии, – вспоминает Георгий Любенков. – И знаете, за что мы серьезно брались – все у нас получалось. Благодаря тому, что работали в команде, верили в общие силы. Поддержка была и сверху, особенно в период, когда первым секретарем обкома ВЛКСМ был Вадим Ледяев, вторым Виктор Круглов, а Братск в обкоме курировал Александр Зырянов, также работавший секретарем. Как было бы замечательно, если бы этот наш общий настрой был возрожден в нынешнее время в работе с молодежью!

Результатом серьезной практики кадровой работы с людьми, которая применялась в КПСС и ВЛКСМ, стало то, что выходцы из их актива оказались востребованными практически во всех сферах жизни в новые времена. И на поверку они часто оказываются эффективнее, чем новоиспеченная элита. Вот и Георгий Любенков сумел реализовать себя в экономике, и, кроме того, он депутат Законодательного собрания Иркутской области двух созывов. В его деятельности очень пригодились воспитанные комсомолом навыки, прежде всего – выстраивание взаимоотношений с соратниками и достижение поставленных целей. «Но по большому счету – ведь совсем не карьера в ценности человека главное. Главное, что дал каждому из нас комсомол – оно в другой, нематериальной области», – уверен Георгий Любенков. И действительно, сибиряк – не национальность, а комсомолец – не формальный статус. Комсомолец и сибиряк – это, скорее, состояние души.

6т.jpg

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото из семейного архива Георгия Любенкова.

На фото: Иркутская школа прапорщиков,
примерно 1913–1915 годы. Третий слева
на верхних портретах – Георгий Акимович
Любенков (брат деда Георгия Любенкова);

1910 год. Семья Акима Перфильевича Любенкова.
Стоит слева Иван (дед Георгия);

1929 год. Сидят по краям прадед Аким
и прабабушка Вера Любенковы, стоит дед Иван,
в центре его супруга Антонина, и их дети  
(снимок до рождения Александра, отца Георгия);

Георгий Любенков в армии. 1980 год;

Студент Братского индустриального института.
1984 год;

Депутат Любенков в областном парламенте

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии