Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Классика из Улан-Удэ: по-новому о вечном

14 июля, 2014

 

Поистине триумфальными стали гастроли Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц.Цыдынжапова, проходившие в Иркутске с 24 июня по 4 июля. Такая оценка — не преувеличение, потому  что ежедневно заполненные зрительные залы и вопрос у входа в театр: «Нет ли лишнего билетика?» — говорили сами за себя.  И действительно, было что посмотреть и чем восхититься.

Афиша нынешних гастролей была составлена со всей тщательностью и именно так, чтобы удовлетворить  вкусы всех ценителей оперного и балетного искусства.

— Мы привезли к вам наши лучшие спектакли, — сказала в своем интервью директор театра Аюна Цыбикдоржиева. — Мы знаем, как иркутяне взыскательны, как тонко они  понимают и чувствуют  искусство. Нам всегда радостно приезжать к вам, потому что здесь много наших друзей, и каждый раз мы обретаем здесь все новых и новых поклонников. Этот приезд для нас очень важен. Он проходит в год 75-летия нашего театра — эту дату мы будем отмечать в декабре. Поэтому прошедшие гастроли — своего рода отчет о нашей работе, о том, на каком творческом уровне находится сегодня театр.

Иркутская публика увидела и по достоинству оценила  балеты «Лебединое озеро» П.Чайковского, «Тысяча и одна ночь» Ф.Амирова, премьерные «Дон Кихот» Л.Минкуса и «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева, оперы «Аида» Дж.Верди и «Князь Игорь» А.Бородина. Не забыли и о маленьких зрителях, показав им красивый и яркий  балет-сказку «Буратино» В.Бочарова.

За прошедшие годы  творческий состав театра, естественно, менялся. Каждая балерина, каждый танцовщик, тщательно отбираемые в труппу, каждый вокалист или вокалистка внесли свой вклад в становление театра, завоевание им тех творческих вершин, что ныне стали его славой и гордостью. А с окончанием реконструкции и реставрации театра в его стены будто влилась новая мощь, обновленная энергия и продолжился новый этап творческого пути театра, который бережно сохраняет свои  богатые культурные традиции и остро чувствует время.

Открылись гастроли вечером одноактных балетов «Тамаши» и «Вальпургиева ночь». «Жители затерянного в океане острова становятся жертвами извержения вулкана, — гласит древняя японская легенда. — И чтобы на землю вернулась жизнь, необходимо вмешательство богини Аматэрасу, вызвать которую может лишь мудрый старец, принеся в жертву души пяти самураев. Каждый воин — молодой самурай олицетворяет одну из энергетических сил: Дракон — мощь, Тигр — бесстрашие, Журавль — величавое спокойствие, Леопард — ловкость, Змея — мудрость. Все они погибают, чтобы жизнь на планете Земля возродилась вновь».

Действие одноактного балета разворачивается под ритмичный бой японских барабанов, и пляска самураев кажется рожденной из грохота. Спектакль строгий, аскетичный, сопровождаемый только видеорядом и барабанной дробью, и тем не менее на пустом пространстве сцены танцовщики воссоздают жизнь, смерть и новое  возрождение. Все танцовщики  темпераментны и  высоки в исполнительском искусстве до такой степени, что временами передают зрителям  некую медитативную энергию, которая завораживает, очаровывает, заколдовывает. Четкость линий и движения, синхронность прыжков, мерный и призывный бой барабанов создают атмосферу полного погружения в нее зрительного зала. Особенно хорош, красив и выразителен здесь сам постановщик этого маленького шедевра Морихиро Ивата (Япония). Его фигура  на мгновения застывает в прыжках потрясающей красоты, его мускулы и тело будто сотканы из сплетения корней деревьев, а глаза и руки невероятно выразительны. В нем  живут дух, сила и энергия полета, невесомости, изящества и одухотворенности.

Два года назад Морихиро Ивата стал художественным руководителем балетной труппы театра, переехав из Москвы в Улан-Удэ, о чем нисколько не сожалеет.

— Я почему-то совсем не сомневался, что принимаю верное решение, — сказал он в интервью, — этот шаг будто был продиктован  мне свыше. И теперь я очень рад, что живу в  Бурятии, среди очень радушных и гостеприимных людей, работаю в прекрасном театре с талантливыми артистами. Мне интересно с ними.  Здесь люди, у которых есть душа. Именно здесь, а не в столичной сутолоке огромного мегаполиса начинаешь понимать душу народа, ее суть, характер, ее космос.

Морихиро учился в Московском хореографическом училище, танцевал в знаменитой труппе «Русский балет» под руководством Вячеслава Гордеева, а затем был приглашен в Большой театр. Много танцевал в балетах, которые ставил всемирно известный хореограф  Юрий Григорович, был партнером знаменитой пары —  Владимира Васильева и Екатерины Максимовой. Морихиро Ивата завоевал немало призов на балетных конкурсах: золотые награды на Всеяпонском в Токио и на Московском международном, на конкурсе артистов балета в Джексоне (США). На пермском «Арабеске» первым получил Гран-при и приз Михаила Барышникова, а затем  приз «Лучший хореограф» Международного фестиваля Джорджа Баланчина в Тбилиси.

«Японский виртуоз Большого», «Летающий японец», как тогда  называла его пресса, в разгар артистической карьеры начал сам ставить балеты, интригуя поклонников загадочной философией самураев и тонким подходом к русской и зарубежной  классике.  Классический балет он обожает и может говорить о нем часами, потому что вырос на его школе, но не менее интересен ему и язык современного балета.

Вторая часть спектакля — одноактный балет «Вальпургиева ночь». В отличие от «Тамаши», это классика чистой воды, где танцовщики театра из Бурятии показали прекрасную форму, отточенные прыжки, высокую исполнительскую культуру и  мастерство классического исполнения.

Это показал и еще один балет, увиденный мною, — «Дон Кихот» Л.Минкуса. С первых минут, как поднялся занавес, мы попадаем на разгоряченную площадь Испании. Стихия танца, в которую вовлекают артисты зрителей, уносит в солнечный край, где живут страстями сильные и красивые люди.

Перед нами один из самых популярных классических балетов — темпераментный и яркий. Искрящаяся музыка, вихрь  танца, ритмичный стук кастаньет, завораживающие прыжки и виртуозные фуэте не дают зрителю опомниться и расслабиться. Картина сменяется картиной, эпизод  эпизодом, вызывая оглушительные аплодисменты.

Спектакль покоряет высокой сценической культурой,  техникой исполнения, В этом спектакле много замечательных артистов. Это великолепная Китри (Баярма Цыбикова), покоряющий  благородством исполнения Базиль (Баир Цыдыпылов), выразительный отец Китри (Владимир Кожевников), обворожительный Амур (Туяна Бальжиева), чудаковатый Дон Кихот (Сергей Бородин) и его верный оруженосец Санчо Панса (Чингис Гомбоев). Ни на минуту не перестают жить и бойко реагировать на все происходящее артисты кордебалета и хора: гости в таверне, тореадоры, прохожие на площади. Оттого ярче предстают зрителю картины жизни испанской провинции и выразительнее становится рисунок танца солистов спектакля.

Впечатляют сценография и замечательные костюмы художника Николая Шаронова из Москвы, которые  довершали замысел, определяли время действия точными, но свободно варьированными деталями, отвечали атмосфере и настроению. Покоряли чувство художественного вкуса, гармонии, где охристые цвета костюмов у  артистов балета сочетались с кремово-коричневыми тонами  прекрасно выполненной декорации, а сине-золотые акценты гармонировали с золотисто-оранжевыми. Все пространство сцены было ритмически организовано, поэтому дышало, помогая артистам.

Удивительно точна и работа художника по свету, тоже москвича  Константина Никитина. Его световая партитура подчеркивала красоту и изысканность декораций, была светоносна и создавала полную иллюзию отсутствия сценической коробки, давала ощущение открытого пространства, воздуха.

Поставили балет «Дон Кихот» Морихиро Ивата и дирижер-постановщик Но Тэ Чол из Южной Кореи, в Иркутске спектаклем виртуозно дирижировал Владимир Ткаченко. Результатом этой постановки, которая была отыграна в Иркутске дважды при переполненных залах, стало заслуженное  зрительское «браво», когда публика, отбивая ладони,  приветствовала артистов стоя и не хотела отпускать.

Открытием 75-го юбилейного сезона театра стала премьера оперы «Аида» Дж.Верди, которую уланудэнцы привезли показать и нам. И не напрасно. Опера впечатлила своей масштабностью и размахом, роскошью световых и цветовых решений. Для постановки были приглашены мастера Мариинского театра из Санкт-Петербурга: дирижер Леонид Корчмар, режиссер-постановщик Алексей Степанюк и художник-сценограф Вячеслав Окунев. В Иркутске этой оперой дирижировал Евгений Шейко, главный дирижер театра.

Спектакль переносит нас на несколько тысячелетий назад, в древний Египет, где так же, как мы, любили, переживали измены, страдали, так же оплакивали свое горе. В тугой узел сплелись судьбы  пленницы Аиды, дочери фараона Амнерис и воина Радамеса, образовав любовный треугольник, и нет возможности его распутать, не погубив чьей-то жизни. Красивая легенда о жертвенной любви, в результате которой погибают Аида и Радамес, поразила когда-то великого итальянца Джузеппе Верди и сподвигла его написать на этот сюжет оперу. И вот почти два века эта музыка волнует наши сердца, а помогают передать нам эти потрясающие по красоте и тембру, по силе чувств голоса артистов. Это яркое, чистое сопрано Марины Коробенковой, исполнившей партию Аиды, роскошное меццо-сопрано Оксаны Хингеевой (Амнерис), красивый и благородно звучащий драматический тенор Баиржаба Дамбиева, исполнившего партию Радамеса, великолепный бас Бадмы Гомбожапова (верховный жрец Рамфис) и бархатный, наполненный баритон Мунхзула Намхайна, поведавшего нам судьбу и характер Амонасро — царя эфиопов, отца Аиды.

Еще одна опера, поразившая эпохальным размахом и красотой, насыщенностью цвета и мощной энергией, — «Князь Игорь» А.Бородина. Со школьных лет нам известен ее сюжет. Главные герои — храбрый князь Игорь (Мунхзул Намхайн), властный и великодушный хан Кончак (Бадма Гомбожапов), нежная, любящая Ярославна (Галина Шойдагбаева), Кончаковна (Ольга Жигмитова). В возобновленной постановке занят весь состав театра.

Дарима Линховоин, народная артистка России, художественный руководитель оперной труппы театра, считает, что «сегодня принято осовременивать классические спектакли, подгонять под сегодняшние каноны, упрощать. Мы же в этом спектакле придерживаемся классического языка и прочтения великой оперы Бородина, ведь она  без всяких упрощений и вывертов понятна любому слушателю и говорит своей великой музыкой о мужестве, большой любви к  родине, к жизни и к человеку».

Завершил гастроли театра оперы и балета великолепный гала-концерт, на котором зрители смогли еще раз услышать прекрасные голоса солистов и увидеть отдельные номера из балетов театра. Сейчас Бурятский театр оперы и балета находится в прекрасной форме и уверенно держит курс в будущее. У него множество планов, международных проектов, сотрудничество с известными театрами России и зарубежья — Монголии, США, Южной Кореи, Китая.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото из архива Бурятского государственного академического театра оперы и балета.

На фото: Балет «Тамаши»;

Опера «Аида»;

Балет «Дон Кихот»;

Балет «Бахчисарайский фонтан»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии