Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Картины не маслом

07 октября, 2014

 

 

Оригинал «Сикстинской Мадонны» Евгения Сергеева видела в 1955 году в Москве, где отреставрированную картину вместе с остальными полотнами Дрезденской галереи выставили перед возвращением в Германию. Тогда они с мужем долго стояли в очереди под моросящим дождем. Подойдя к громадному полотну – два с половиной на два метра, расположенному особняком, под охраной двух милиционеров, о часах ожидания супруги не пожалели. Почти 57 лет спустя Евгения Михайловна воскресила в себе эти эмоции во время работы над вышивкой по мотивам произведения.

Левитан, Шишкин, Перов, Айвазовский, Крамской, Брюллов, Ренуар… Дома у Евгении Сергеевой есть своя собственная, неповторимая галерея полотен. Выполнены они не маслом или акварелью, а в кропотливой технике «полукрест». Эта работа когда-то буквально поставила ее на ноги и до сих пор дарит мастерице энергию.

Талант к вышиванию у Евгении Михайловны запросился в жизнь давно, еще в 50-х. Вышла замуж во время учебы в Красноярском медицинском институте, а поскольку небогатый быт хотелось украсить, квартира быстро расцвела красками. Салфетки, дорожки, картины, коврики… Творчество было коллективным, работы брали друг у друга и копировали. Изображали «в нитках» даже Ленина, Горького, Маяковского.

Когда вышивку и прочее «мещанство» объявили пережитком, работы она не выкинула, как все, а сложила в чемодан. Да, впрочем, времени на хобби и не оставалось — способность к точным мелким движениям пригодилась в хирургии. После окончания института семь лет работала общим хирургом в дорожной больнице в Красноярске. Потом прошла специализацию как врач-уролог, став первым среди медиков Красноярской железной дороги специалистом в этой области. Проработала в этом качестве еще семь лет, появились и ученики.

Вспоминает о времени профессионального самоопределения:

— Мало кто тогда занимался урологией. Сейчас есть разные методы диагностики, а тогда работали только по снимкам и анализам. Это очень трудно. Но к нам поступали пациенты с такой жуткой болью, мне было их так жалко, что я решила стать урологом, — рассказывает моя собеседница, употребляя не совсем типичное для «закоренелого» врача слово «жалко».

Кстати, у Евгении Сергеевой есть еще одна коллекция — это разнокалиберные камни, извлеченные ею из почек и мочевых пузырей десятков пациентов. Когда-то написала письмо медсестре, с которой работала в Красноярске, чтобы та выслала ей в Иркутск часть этого «наглядного материала». Он понадобился для профилактических бесед с больными. Сколько лет прошло, а каждый камень для Евгении Михайловны — память о судьбе человека, которого она поставила на ноги. Некоторых годами считали симулянтами – до тех пор, пока не попали к Сергеевой.

В 1964 году Евгения Михайловна вместе с семьей переехала в Иркутск — муж-ученый прошел по конкурсу в Иркутский институт географии. Квартиру им дали в Академгородке — заселенных домов здесь на то время числилось пять, не было даже дорог, деревья, сейчас уже высокие, когда-то сажали сами на субботниках.

Евгению Михайловну пригласили заведовать урологическим отделением во вновь открывшейся дорожной больнице на улице Боткина. Отделение она открыла, работу начала, но развилась аллергия на хирургические антисептики. Пришлось оставить хирургию. Работала в поликлиниках, без начальственного принуждения принимая до последнего пациента, и многим еще помогла правильным диагнозом и лечением.

Светлую душу этого человека чувствуешь по работам. Они очень разные, но нет ни одной, где сквозь штрихи-крестики просвечивали бы какие-то неприятные эмоции. Кстати, моя собеседница никогда не вышивает хищных диких зверей. И, например, не взялась бы за «Девятый вал». Даже соблазн передачи удивительной игры света для нее не повод транслировать зрителю негатив. Такой вот творческий настрой, хоть жизнь автора и не баловала.

Евгения Михайловна рассказывает: когда в первый раз делала вышивку, связанную со святыми местами (а это была церковь Иоанна Богослова в Костроме), у нее стали путаться нитки — хоть работу бросай! После сомнений пошла за благословением в храм. Если б ей, врачу и материалистке до мозга костей, это рассказали раньше бы — не поверила бы. Но факт есть факт. С тех пор Евгения Сергеева создала десятки работ, связанных с православными святынями.

Кстати, когда-то ее вернул к былому увлечению не совсем однозначный с точки зрения науки случай. В 1996 году нашу героиню настиг микроинфаркт, но от госпитализации она отказалась. Ночью спать было невозможно, давление зашкаливало. Читать никак нельзя, а вот вышивка заняла время. А потом женщина заметила, что цифры давления уверенно пошли вниз, и таблеток стало требоваться все меньше. Искусство помогло лечению.

Работа над «Сикстинской Мадонной» потребовала полутора лет. Даже с мастерством Евгении Михайловны дело далось непросто. Схемы попались неважные, и воспроизводить изображение пришлось с репродукции. Получившееся вышитое полотно — 111 на 75 см, и для его размещения пришлось снять шесть работ (все стены в квартире вышивальщицы заняты). Выставлялась «Сикстинская Мадонна» в нитках пока однажды — а вообще на счету Евгении Сергеевой 27 персональных выставок. На заказ Евгения Михайловна вышивкой не занимается. Часть работ дарит, но чтобы продавать — нет. Картины свои распределила родным в специальной тетради: «Чтобы не ссорились!».

Как-то на выставке посетители поспорили: «Соткано!» — «Нет! Нарисовано!». Впрочем, насчет рисунка они во многом правы. Нитки Евгения Михайловна часто смешивает — меланжирует – наподобие красок, и в игольном ушке, как в палитре, в нужный тон сливаются до шести оттенков (кстати, единовременный запас ниток — около 6 кг). В работе очень помогают и математические способности.

Евгения Сергеева считается одной из самых опытных вышивальщиц Иркутской области. Кто знает, что тут больше помогает, любимое искусство или оптимизм, но взгляд моей собеседницы — точно не на 86 паспортных лет. На пенсии врач высшей категории, ветеран труда Евгения Сергеева более 20 лет занималась общественной работой в совете ветеранов Свердловского округа. И продолжает помогать людям — и радостью, которая наполняет ее работы, и жизненным примером.

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Одна из самых опытных вышивальщиц
Иркутской области — Евгения Сергеева;

Работы Евгении Сергеевой

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии