Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Как по маслу

20 октября, 2011

 

 

 

К третьей годовщине своего формирования и к октябрьской сессии 19 октября Законодательное собрание Иркутской области подошло с повесткой дня из вопросов, обсуждавшихся во втором и третьем чтении и сформулированных как «Об отдельных вопросах…» и «О внесении изменений в …». Ни бюджет области на 2012 год, ни какие-либо другие столь же масштабные вопросы в повестку дня сессии включены не были.

 

«Быстро, еще быстрее, быстро как только можно»

В первой части сессии депутаты по традиции приняли пять постановлений о награждении заслуженных жителей области почетными грамотами Законодательного собрания. Торжественная часть завершилась вручением депутату Владимиру Матиенко памятной медали к 350-летию Иркутска. Депутат поблагодарил губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева за эту высокую оценку его работы на благо региона и города.

При обсуждении повестки между заместителем губернатора Валерием Гребенниковым и депутатом Валерием Лукиным возникла короткая дискуссия. Заместитель губернатора предложил исключить из повестки дня вопрос за номером 33 — законодательную инициативу Лукина «О внесении изменений в законы Иркутской области, регулирующие меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в Иркутской области», ссылаясь при этом на то, что «бюджет и без того перегружен социальными обязательствами». Депутат ответил, что по закону Иркутской области законопроект, внесенный субъектом с правом законодательной инициативы, обязательно должен быть рассмотрен на сессии и правовых оснований для отказа у сессии нет. Большинством 24 голоса против 10 депутаты предложение правительства не поддержали.

Исполнявший обязанности председателя Законодательного собрания Геннадий Истомин счел нужным прокомментировать отсутствие на сессии заместителя председателя правительства — министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Сергея Аникеева. Министр должен был докладывать о ходе реализации программы социально-экономического развития, причем ожидалось, что это произойдет еще на сентябрьской сессии. Однако министр последовательно проигнорировал все заседания комитетов Законодательного собрания, проигнорировал включение вопроса в повестку дня сентябрьской сессии, и депутаты были вынуждены перенести вопрос на октябрьскую сессию.

На этой же сессии предполагалось провести правительственный час сразу на две темы — «О положении дел и мерах по реализации приоритетных направлений модернизации экономики Иркутской области» и «О программе модернизации здравоохранения Иркутской области на 2011—2012 годы», но министр без объяснения причин не явился и на эту сессию. Геннадий Истомин напомнил присутствовавшим на сессии заместителям губернатора и другим членам правительства, что Законодательное собрание — такая же ветвь власти, как и правительство, а поведение Аникеева является неуважением. Истомин заочно обратился к губернатору области Дмитрию Мезенцеву с просьбой навести порядок и объяснить своему заместителю, как нужно себя вести. По предложению депутата Лукина вопрос об отчете правительства был снят с повестки дня, хотя депутат Антон Романов предлагал не откладывать дело до ноябрьской сессии и выслушать доклад в исполнении любого члена правительства.

К концу первого часа работы депутаты успели рассмотреть 18 вопросов, в том числе поправки в законы «О выборах депутатов Законодательного собрания Иркутской области», «О бюджетном процессе в Иркутской области»  и новый закон «О муниципальных выборах в Иркутской области». Второе чтение закона «О дорожном фонде Иркутской области», на которое по проекту повестки отводилось 15 минут, заняло от силы две или три минуты.

Депутат Лукин прокомментировал внесенный комитетом по социально-культурному законодательству

и принятый депутатами во втором чтении закон «О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности областных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования на 2012 год»: закон устанавливает одну сумму для обучения всем специальностям (около 1700 рублей в год на одного учащегося), хотя простой здравый смысл подсказывает, что для обучения повара и машиниста шагающего экскаватора нужны разные суммы. Сессия приняла закон, проигнорировав мнение Лукина.

 


Депутаты в очередной раз сделали правительству замечание по поводу процесса подготовки и внесения законопроектов: закон о прожиточном минимуме попал в Законодательное собрание за три дня до сессии, что недопустимо мало для качественного анализа и разработки поправок.
 

 

С нарушением регламента

Блок законов об оказании помощи сиротам, обеспечении качественным питанием беременных женщин и о дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, прошел на одном дыхании: реплики председательствующего и докладчика — председателя комитета по здравоохранению и социальной защите Татьяны Семейкиной — не менялись ни на одну ноту. Так что депутатам в итоге стало скучно: они хоть и голосовали в большинстве «за», но три-четыре депутата каждый раз вообще не принимали участия в голосовании. Попытка неугомонного Лукина внести поправку, предусматривающую корректировку регионального материнского капитала хотя бы на размер инфляции, не встретила поддержки — Татьяна Семейкина заявила, что к этому вопросу можно будет вернуться через три года, когда накопится опыт выплаты капитала и вообще будет понятно, как обстоят дела в регионе.

Правительство в третий раз внесло на рассмотрение Законодательного собрания законопроект об установлении прожиточного минимума для пенсионеров — в соответствии с федеральным законодательством, если эта сумма меньше федерального стандарта, регион получает дополнительные средства, доводящие размер выплат до установленного в регионе уровня. Доплаты получают только пенсионеры, не ведущие никакой трудовой деятельности. Правительство, от имени которого выступала заместитель министра Наталья Брускова, предложило установить этот минимум на уровне 5411 рублей, а средний по стране составляет 5562 рубля. Таким образом, область должна получить около 1 млрд рублей. В соседних регионах Сибирского округа уровень прожиточного минимума колеблется от 5066 до 5556 рублей, в четырех регионах уровень совпадает с предложением правительства области. Получать выплату могут около 90 тысяч пенсионеров, чей уровень доходов ниже предложенного правительством уровня.

Депутаты и представители общественных организаций пенсионеров и ветеранов задали заместителю министра множество уточняющих вопросов, главным из которых был вопрос о применении дифференцированного подхода к размеру прожиточного минимума с учетом реальной ситуации в южных и северных районах области. Наталья Брускова пояснила, что эта выплата федеральная и никакой дифференциации она не предусматривает.

Депутат Лукин заявил, что размер прожиточного минимума в Иркутской области в принципе занижен, как и размер потребительской корзины. В этом есть и вина депутатов, которые в свое время не прислушались к мнению профсоюзов и утвердили эти показатели в том размере, который предложило правительство. Расчет размеров прожиточного минимума и потребительской корзины в северных районах ведется по двум городам — Братску и Усть-Илимску, хотя в сельской местности северных районов цены совершенно иные. Лукин обратил внимание на очередное нарушение регламента: между первым и вторым чтением должно пройти не менее десяти дней, а комитет Татьяны Семейкиной предлагал рассмотреть поправки прямо во время обеденного перерыва сессии и принять во втором и окончательном чтении после обеда. Спешка объяснялась тем, что закон должен быть принят и опубликован до 1 ноября — иначе область не будет включена в расчеты федерального правительства и не получит средства для пенсионеров. После такого предупреждения депутаты приняли закон большинством в 36 голосов из 41 присутствующего на сессии.

Депутаты в очередной раз сделали правительству замечание по поводу процесса подготовки и внесения законопроектов: закон о прожиточном минимуме попал в Законодательное собрание за три дня до сессии, что недопустимо мало для качественного анализа и разработки поправок. Депутатов интересовало, как было проведено служебное расследование по этому факту и кто был наказан за опоздание. Наталья Брускова отказалась признать вину чиновников, заявив, что закон сложный, работы много и никто, в сущности, не виноват. Депутаты ответом остались недовольны. Депутат Матиенко даже предложил Наталье Брусковой подать в отставку (и за опоздание, и за невнятность изложения), но Геннадий Истомин не дал депутатам всерьез обсудить эту тему, сославшись на разделение властей — уволить Брускову может только губернатор.

В течение короткого перерыва комитет Татьяны Семейкиной рассмотрел вопрос во втором чтении и принял решение поднять  уровень прожиточного минимума до 5542 рублей. Предполагается, что доплату будут получать 132 тысячи пенсионеров, область получит дополнительно 253 млн рублей, а средняя доплата составит 1914 рублей. Депутаты приняли законопроект во втором и окончательном чтении, а Геннадий Истомин поблагодарил Татьяну Семейкину за высокоскоростное обсуждение законопроектов.

 

Меры приняты

В заключение сессии депутаты приняли к сведению отчет правительства области о выполнении рекомендаций, выработанных на правительственном часе в начале 2011 года. Тема была животрепещущая — меры, принимаемые правительством, по наполнению доходной части бюджета региона, и ответ занял почти 15 страниц. Правительство сообщило депутатам, что в 2011 году были заключены и пролонгированы 38 соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с различными хозяйствующими субъектами. В сумме эти структуры заплатили в бюджет области 26 млрд рублей, что на 16 процентов больше, чем в 2010 году. При этом платежи Иркутской нефтяной компании выросли в 10,8 раза; ТНК-БиПи — в 4,2 раза; Иркутской электросетевой компании — в 1,8 раза и так далее. Объем договоренностей по благотворительному финансированию социальных мероприятий составил 1,9 млрд рублей, но обо всех проектах в отчете сказано почему-то в будущем времени.

Губернатор с начала года провел 15 встреч с руководителями крупнейших хозяйствующих субъектов области, по результатам которых и подписывались соответствующие соглашения.  Далеко не все предприятия и организации платят одинаково охотно, поэтому на территории области работает межведомственная комиссия по вопросам повышения доходов бюджета и снижения недоимок. В течение года уже было проведено 82 заседания комиссии, что позволило сократить недоимку на 52 млн рублей, или всего на 1 процент к аналогичному показателю 2010 года.

Еще не дойдя до конца отчета, правительство ударилось в безудержное хвастовство и сообщило депутатам, что по соотношению налоговых и неналоговых доходов в суммарных доходах бюджета область занимает третье-четвертое место в Сибирском федеральном округе, по обеспеченности населения доходами — третье место. Какое место регион занимал в прошлом году, неизвестно, но, видимо, гораздо более скромное, ведь налог на прибыль предприятий вырос за год в два раза.

Правительство не оставляет своими заботами и рядовых граждан: «На постоянной основе осуществляется пропаганда интернет-ресурса «личный кабинет налогоплательщика» на официальном сайте Управления федеральной налоговой службы по Иркутской области» — прямо скажем, не самого популярного среди пользователей. В результате этой пропаганды, уверяет тем не менее правительство, была погашена задолженность в размере 2,3 млн рублей.

Гораздо более интересной была работа с Ассоциацией муниципальных образований по более полному учету земельных участков — только в 2011 году для начисления земельного налога были получены сведения о 125,7 тысячи участков. Через пару страниц правительство сообщило депутатам и вовсе удивительные вещи: оказывается, Росреестр до сих пор не поставил на учет многих дольщиков, получивших земельные участки еще в ходе приватизации 1993—1995 годов. Правительство оценивает количество таких участков в 125 тысяч, площадь земель 1,3 млн гектаров, а сумма налога — 44 млн рублей, или треть от ожидаемого сбора земельного налога, собираемого в области.

К девятой странице отчета все чаще вместо роста поступления налогов правительство стало говорить о сокращении собираемых сумм. Доходы от земельных участков и имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти, снизились на 2,7 процента; поступление платы за использование лесов сократилось в 2010 году на 327 млн рублей,  или на 48 процентов к уровню 2008 года. Агентство лесного хозяйства направило в суды более двухсот исков на сумму 243 млн рублей, более 240 уведомлений о нарушении сроков уплаты и 125 претензионных писем, но толку, видимо, мало, иначе правительство сообщило бы о достигнутых результатах.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Александра Еловского, «Байкальские вести».

На фото: «Словами нежными меня заговори...».
Депутаты Антон Романов (слева) и Юрий Фалейчик

 

 


 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии