Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Испанские страсти на все времена

21 Февраля, 2011

 

На иркутской сцене появилась новая «Кармен»

Известно, что в литературе, да и в искусстве вообще существует лишь несколько классических сюжетов, которые веками варьируются так или иначе, и придумать что-либо небывалое почти невозможно. Ничто не ново под луной! И тем не менее — как может захватить уже известный сюжет, по-новому увиденный и поданный нам под необычным соусом, в неожиданной интерпретации!

Именно так получилось с новой постановкой «Кармен» на сцене Иркутского музыкального театра.

Новая «Кармен» на афише и на сцене ИМТ — это не опера, но и узнаваемых по балету Бизе-Щедрина впечатлений вы тоже не получите. Кто помнит в семидесятых, какой авангардной и ошеломляюще прекрасной показалась всем нам «Кармен-сюита» в музыкальной интерпретации текстов Бизе Родионом Щедриным, в постановке и исполнении Майи Плисецкой! Но сегодня можно сказать, что нынешняя «Кармен» в Иркутске — еще более авангардна.

Поставила ее лауреат международного и всероссийского конкурсов хореографов Людмила Цветкова, отмеченная своим лауреатством как раз за современный взгляд на балет, за новую танцевальную пластику. Сопровождается действие музыкой, в которой мы узнаем то первоисточник — оперу Жоржа Бизе, то «Кармен-сюиту» Родиона Щедрина, то «аранжировки Д.Родионова», о чем сообщает программка.

Известная всем фабула перенесена в наши дни, хотя место действия — та же Севилья. Театр. Популярный балетмейстер Хосе намерен поставить балет «Кармен». На заглавную роль претендует прима его театра Микаэла, но что-то не устраивает Хосе... Он проводит кастинг и среди многих претенденток выделяет ту, что безоговорочно, абсолютно подходит на роль. Начинаются репетиции, и балетмейстер страстно влюбляется в танцовщицу — молодую и талантливую, дерзкую и тоже страстную.

Но танцовщица не просто по артистическим данным идентична Кармен: по натуре своей она столь же импульсивна, так же пылко и отчаянно флиртует — можно даже подумать, влюбляется, — но так же любит и ценит собственную свободу.  В чем-то она близка природе: переменчива, как ветер, ее чувство непостоянно, ее любовь — «куда ей вздумалось летит».

Но судьба сталкивает ее с другой страстью — которая оказывается для них обоих роковой...

Сольные партии и танцевальные дуэты в спектакле предельно выразительны, эмоционально шокируют зрителя. Много и массовых сцен — это «репетиции» труппы и разного рода «выяснения отношений»; и все это налагается на столь же шокирующую музыку, способную довести до экстаза.

Исполнительница партии Кармен — прима-балерина музыкального театра Мария Стрельченко. Мария танцует и классику, и современность: она исполняет и Машу в «Щелкунчике», и Сольвейг в «Пер Гюнте», и Джульетту, и Золушку — словом, прима-балерина, и этим все сказано. На все престижные конкурсы хореографов, в которых Людмила Цветкова побеждала, она выезжала с Марией Стрельченко.

Юрий Щерботкин, исполнитель роли Хосе, тоже премьер.  Вячеслав Гладких танцует тореро, Татьяна Садовая и Дина Ясницкая — невесту Хосе Микаэлу.

...Генеральная репетиция в театре — главный экзамен перед премьерой. В коротком антракте, после впечатляющего пролога и первого акта, журналисты атакуют вышедших в зал исполнителей центральных ролей.

— Что вам интересно в этой постановке?

Юрий Щерботкин (Хосе) рассказывает:

— В принципе интересно все — интересен сам образ Хосе: здесь он не солдат, а балетмейстер, со своей труппой. Своей неординарностью, нестандартностью эта постановка и интересна.

— Как проходила работа над спектаклем?

— Очень напряженно, я бы сказал даже — тяжело. Времени не хватает, как обычно, ведь и в текущем репертуаре мы активно заняты.

— С современной хореографией встречаетесь впервые?

— Нет, мы уже работали в ряде спектаклей — шоу-балете «Серебряная нить», «Танго ночи», в «Ромео и Джульетте».

— Такой поворот этого сюжета был для вас неожиданным?

— Да. Когда Людмила Львовна впервые собрала нас и рассказала идею и сюжет, нам сразу стало очень интересно.  Захотелось работать и работать...

— А что касается стилистики — вы почувствовали себя революционерами балета?

— Да. (Смеется. —Авт.).

— По ходу репетиции возникали какие-то творческие находки?

— Да, постоянно. И на репетициях, и после сдачи, я думаю, они еще возможны.

— Меня заинтересовала, скажем, такая деталь в вашем первом дуэтном танце с Кармен: алая юбка Кармен превращается то в плащ тореро, то в шторку, которая разделяет вас, а в какой-то момент — наоборот, соединяет, ограждает... Это кто придумал?

— Это одна из многих находок балетмейстера.

А вот что говорит журналистам Мария Стрельченко.

— Изображать испанскую любовь — это трудно или нет?

— Не важно, какая любовь, испанская или русская, — важно любить. Хосе считает, что это он меня любит? Я его тоже люблю — но по-своему... Не так: «Я твоя навеки». Более свободно. Нам повезло, нас не загоняют в рамки, Людмила Львовна дает нам возможность добавлять и выражать свое отношение к героям, и от этого интереснее работать.

— В этой роли вы больше чувствуете себя Кармен или Майей Плисецкой?

— У нас другая интерпретация. Здесь я чувствую себя прежде всего женщиной, которая жаждет любви и свободы.

— Вы впервые сталкиваетесь на сцене с образом Кармен?

— Нет, в 2004 году Людмила Львовна готовилась на всероссийский конкурс балетмейстеров, тогда и родился мой сольный номер, который в спектакле предшествует дуэту с Хосе. С этим номером Людмила Львовна получила первую всероссийскую премию. Этот номер вызревал — и вот время пришло, он вырос в большой спектакль.

— Степень вашего напряжения можно себе представить, а что вы можете сказать о степени творческого наслаждения?

— Музыка и все, что происходит на сцене, — все такое настоящее... Мы, конечно, устаем, но в то же время и заряжаемся друг от друга этой энергией. Очень тяжело в день по два раза умирать, когда утром прогон, вечером прогон... И поэтому, когда я прихожу домой, — включаю телевизор и смотрю развлекательные программы, которые нужны мне как общий фон, как разрядка. Но от любви всегда растут крылья, это побеждает усталость и переполняет любого человека, даже если это чувство — не в жизни, а на сцене. Я думаю, у нас в спектакле все будет хорошо.

....Прошло два дня, и премьера состоялась — 18 и 19 февраля. Пытаюсь представить себе реакцию публики — и не могу: не хватает фантазии. Но уверена: этот балет должен покорить иркутян и завоевать себе горячих поклонников.

Ближайший показ спектакля — 8 марта.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
Фото Игоря Сирохина, специально для «Байкальских вестей»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии