Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Иркутский след воздушного маршала

12 августа, 2014

 

К 110-летию со дня рождения Александра Голованова

Видный советский военачальник, первый начальник Восточно-Сибирского управления ГВФ Александр Голованов родился 7 августа 1904 года в Нижнем Новгороде. В 1908 году семья Головановых переехала в Москву. Александр в 1916—1918 годах окончил первый и второй классы московского кадетского корпуса имени Екатерины II и затем был переведен в гимназию.

Дорога в Сибирь

После начала Гражданской войны, в мае 1919 года, в 15-летнем возрасте Александр записался добровольцем в Красную армию. Воевал, был разведчиком 59-го стрелкового полка 7-й стрелковой дивизии. В 1920 году демобилизовался из РККА, работал и учился в Нижнем Новгороде. В 1924 году губкомом ВКП(б) был направлен на работу в органы ГПУ в Нижнем Новгороде, с 1924 по 1933 год работал в органах ВЧК-ОГПУ в особых отделах, на оперативной работе, занимал должности от уполномоченного до начальника отделения. Член ВКП(б) с 1929 года.

Затем Александр круто поворачивает свою судьбу и решает претворить в жизнь давнюю мечту — стать летчиком. В 1931 году он поступает в летную школу при ЦАГИ в Осоавиахиме в Москве, с 1931 по 1933 год работал в Наркомате тяжелой промышленности ответственным секретарем зам. наркома. В этот наркомат входил главк авиационной промышленности.

После  окончания в 1932 году летной школы с 1933 по 1941 год Александр Голованов работал в Гражданском воздушном флоте (ГВФ) СССР пилотом, командиром отряда, начальником Управления ГВФ и шеф-пилотом. Летать любил, и летал много.

В 1935 — 1937 годах Голованов — первый начальник Восточно-Сибирского управления ГВФ, в состав которого входила и воздушная трасса Улан-Удэ — Улан-Батор.

В этот период в составе управления был создан Якутский гидроавиаотряд № 11 (командир А.Мансветов), основная задача которого заключалась в обслуживании авиалиний Иркутск — Якутск и Иркутск — Бодайбо. В 1936 году постановлением СНК СССР Голованов введен в состав Совета при начальнике Главного управления ГВФ.

 

От рассвета до заката

По свидетельствам сослуживцев, Александр Голованов «ежедневно в 6 утра присутствовал при построении личного состава в Иркутском аэропорту. Интересовался всеми вопросами подготовки летного состава и самолетов к рейсам, состоянием погоды по трассе, наличием загрузки, разговаривал с пилотами, авиатехниками и рабочими. Потом начальник управления уезжал в гидроаэропорт на Ангаре, где движение самолетов начиналось в более поздние сроки. Во второй половине дня до позднего вечера работал в управлении. Во время службы Голованов за сравнительно короткое время успешно освоил пилотирование нескольких типов самолетов...».

Голованов, часто летая по трассе Иркутск — Якутск в качестве линейного пилота, хорошо знал сложности полетов в небе Якутии.

В своей статье «От кадета до маршала авиации», вышедшей десять лет назад, якутский исследователь Иван Негенбля так описывает деятельность начальника ВСУ ГВФ А.Е.Голованова: «…кипучая энергия Александра Голованова была направлена на развитие гражданской авиации в Восточной Сибири. По итогам работы за 1935 год Восточно-Сибирское управление ГВФ выполнило производственный план по всем основным показателям с хорошим обеспечением безопасности полетов и вышло на первое место по Аэрофлоту. С января 1936 года на линию Иркутск — Якутск вышли отечественные самолеты АНТ-7, рассчитанные на перевозку семи пассажиров и 500 кг груза. Здесь эти машины, впервые в Союзе летая на трассе такой большой протяженности и в зимнее время, когда температура в январе и феврале колебалась от 40 до 50 градусов мороза, подтвердили свою пригодность для работы в условиях Крайнего Севера… В зимнюю навигацию 1935—1936 годов самолетный парк на линии Иркутск — Якутск увеличился более чем в два раза. За первый квартал 1936 года Якутская авиалиния заняла первое место в Союзе по выполнению тонно-километров и безопасности полетов...

Кроме руководства воздушной линией Иркутск — Якутск на Голованова возлагалось организационное, хозяйственное и оперативное руководство исполкомовской авиацией, которая из месяца в месяц расширяла сеть своих воздушных линий… В летний период 1936 года она уже выполняла полеты из Якутска в Амгу, Борогонцы, Намцы, Покровск, Усть-Маю и Чурапчу. Голованов совместно с председателем СНК Якутской АССР С.Аржаковым стоял у истоков формирования «малой авиации» Якутии. 8 октября 1938 года приказом по ГУ ГВФ на базе исполкомовской авиации был создан авиаотряд специального применения».

 

«Исключен ошибочно…»

Иван Негенбля продолжает: «Под руководством Голованова в Якутии открывались новые воздушные линии. В марте 1937-го А.Мансветов выполнил первый полет из Якутска в Аллах-Юнь. Над освоением этой очень важной для республики трассы много поработали пилоты С.Асямов и Н.Петраков, бортмеханики Т.Кульков и П.Шергин. Тогда же, в марте, они выполнили на этой трассе впечатляющий объем работы — 52 рейсами за две недели доставили из Якутска в Аллах-Юнь 183 рабочих-старателя. В летнюю навигацию на линии Иркутск — Якутск стали курсировать две отечественные летающие лодки МБР-2, каждая из которых могла брать на борт до семи пассажиров. В это же время набирала силу волна репрессий. Многих специалистов и руководителей недосчиталась тогда авиация Восточной Сибири…».

Коснулась она и Голованова, который в 1937 году был исключен из партии и вынужден был, не дожидаясь предстоящего ареста, скрытно выехать в Москву. Центральная комиссия партийного контроля провела проверку, установила, что из партии Голованов исключен ошибочно, в партии Голованов был восстановлен, но в Иркутск уже не вернулся, остался работать летчиком в Московском управлении ГВФ. Вскоре он становится шеф-пилотом эскадрильи особого назначения, считается одним из лучших летчиков Советского Союза.

 

Дыхание войны

С мая по октябрь 1939 года А.Е.Голованов находился в распоряжении ВВС РККА, участвовал в боевых действиях на реке Халхин-Гол (лето 1939 года), затем в советско-финской войне зимой 1939—1940 годов.

31 декабря 1940 года в Москве, на новогоднем вечере в Доме летчиков, Александр Голованов встретился и долго беседовал о проблемах развития авиации с дважды Героем Советского Союза генерал-лейтенантом авиации Яковом Смушкевичем. После этого по совету Смушкевича он написал письмо Сталину о необходимости специальной подготовки летчиков дальней бомбардировочной авиации к полетам в плохую погоду, вне видимости земли.

В письме Голованов отмечал: «Именно этот вопрос, по существу, и будет решать успех предстоящих военных операций в смысле дезорганизации глубоких тылов противника, его промышленности, транспорта, боепитания и т.д. и т.п., не говоря уже о возможности десантных операций. Имея некоторый опыт и навыки в этих вопросах, я мог бы взяться за организацию и организовать соединение в 100—150 самолетов, которое отвечало бы последним требованиям, предъявляемым авиации, и которое летало бы не хуже англичан или немцев и являлось бы базой для ВВС в смысле кадров и дальнейшего увеличения количества соединений».

Голованов неожиданно был вызван в Кремль, где состоялась его личная встреча со Сталиным, в ходе которой Сталин решил сформировать отдельный бомбардировочный авиаполк. В феврале 1941 года Александр Евгеньевич был назначен командиром 212-го отдельного авиаполка дальнебомбардировочной авиации, который базировался в Смоленске, и ему было присвоено воинское звание подполковника. Так, в феврале 1941 года шеф-пилот Аэрофлота Голованов стал военным, и началась его служба в Военно-воздушных силах СССР.

Николай Кустов, председатель оргкомитета по проведению
патриотической акции «Память жива», ветеран Дальней авиации,
капитан в отставке, специально для «Байкальских вестей».

Фото из архива автора.

На фото: Личный состав Восточно-Сибирского управления ГВФ.
Начальник управления Александр Голованов —
четвертый слева во втором ряду. Иркутск, май 1935 года;

Александр Голованов — шеф-пилот Аэрофлота. 1940 год

 

Продолжение следует.


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии