Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Иркутский колорит итальянской дель арте

23 июня, 2014

В ТЮЗе имени А.Вампилова 5 и 6 июня с успехом прошла премьера спектакля «Король-олень» Карло Гоцци в жанре комедии дель арте в постановке итальянцев Феруччо Меризи и Клаудии Контин Арлекино. Третий премьерный показ — 26 июня, начало в 18.00.

Спектакль поражает. Поражает многими составляющими: совершенно новой формой подачи, новым сценическим языком. В этом был риск: как воспримет зритель, поймет ли, примет ли?  Театр рискнул — и не проиграл. Зритель и понял, и принял спектакль.

Сказка  Карло Гоцци «Король-олень» — редкий гость на современной  сцене, потому что написана в старинной традиции площадной, уличной комедии дель арте (комедии масок), популярной в Италии с середины XVI века. Этот площадной народный театр стал, по сути, первым в истории профессиональным театром и оказал большое влияние на развитие всего драматического искусства в Европе.

Понятное дело, что сегодня возродить древний театр дель арте  и вынести его на сцену – дело трудное, но не безуспешное, когда веришь в результат. Наш вопрос — директору театра Виктору Токареву:

— Виктор Степанович, какие ощущения от премьеры?

— А вы книгу отзывов полистайте. За две прошедшие премьеры ее изрядно успели отзывами исписать. Вот, смотрите:

«Потрясающий спектакль, необычный, неординарный, зажигательный. Хотелось праздника и сильных эмоций. Я их здесь получила!!! Ольга, 20 лет».

«Спасибо вам за этот праздник! Ваш театр жив и живее всех живых! Студенты БГУЭП».

А вот на немецком языке, разобрал только слово «спасибо».  Как видите, встречается чаще других слово «праздник», но к этому мы и стремились.

Для меня это тоже праздник. Я видел, как радостно, с каким желанием актеры работали, с каким воодушевлением. За полтора месяца сделали замечательный спектакль: красочный, яркий, карнавальный, фееричный. Режиссер Феруччо Меризи вложил в него дух итальянского театра, итальянского солнца,  итальянский характер и темперамент. Спектакль всем нравится.

Казалось бы, очень легкий жанр, но это обманчиво. Актер театра комедии дель арте должен уметь делать все: прекрасно владеть телом, пластикой, голосом, приемами акробатики, уметь играть на музыкальных инструментах, петь. Сочетать все это очень тяжело, и так же тяжело это все постичь, очень тяжело сделать это все легким, чтобы зритель не догадался, каких трудов это стоило актерам.

Такой творческой, напряженной жизнью, как работали над «Королем-Оленем», театр не жил давно. Цеха еле поспевали за сроками. Бутафоры работали без отдыха, монтировщики  примерялись к катающимся ставкам, смена которых во время действия должна проходить быстро, неслышно и стремительно,  костюмеры и швеи дорабатывали костюмы, актеры оттачивали своеобразную пластику театра дель арте и не только те, что репетировали  на сцене, но и второй состав, за кулисами. Куда ни бросишь взгляд, в каждом уголке кто-то что-то, уединясь,  репетировал. Режиссер Феруччо Меризи и художник, сценограф, автор пластического решения спектакля, автор уникальных  масок и костюмов Клаудиа Контин  так умело вели дело, так доброжелательно, без криков и нервов общались с актерами и цехами, что работа была в удовольствие.

Есть два таких понятия в актерской энергетике: момент быка, когда происходит набор энергии, и момент тигра, когда происходит бросок. Бросок произошел. На премьере публика замерла и  решала, примеривалась, оценивала — выплывет ли этот корабль или пойдет ко дну. Но уже через 15 минут после начала зал сдался и с детской радостью принял все условия игры.

Жанр комедии дель арте — один из самых любимых зрителями и самых тяжелых актерски.

— А что ты на это скажешь, Дмитрий? (Я обращаюсь к актеру Дмитрию Иванову, исполнителю роли Бригеллы.)

— Нам было очень интересно с ними работать.  Комедия дель арте —  особая игровая среда, мы привыкли  жить  и мыслить только  психологическим театром, а здесь  новый сценический язык, стилистика, приемы. Это много дает актерской природе в плане творческого роста. Пробуешь себя, что ты можешь, на что способен.  Рассиживаться было некогда, сроки премьеры поджимали, а тут начала сказываться усталость. Работали почти без отдыха.  В какой-то момент я почувствовал, что безумно устал, что силы уже иссякают. У нас ведь незадолго до премьеры репетиции шли до двух часов ночи, потом по домам развозили. Но наутро, еле выспавшись, снова хотелось бежать в театр и пробовать, репетировать… Откуда-то брались силы, и с новой энергией я выходил на сцену, чтобы вновь и вновь начинать работать.  Я очень рад, что «Король-олень» дал возможность и мне, и актерам труппы увидеть свой потенциал, показать себя, на что мы способны. Поэтому то, что мы прошли, — хорошая актерская школа.

Сидя время от времени на репетициях, я наблюдала, как  Феруччо и Клаудиа задавали актерам такие условия, в которых они  даже сами не понимали, на что те вдруг оказались способны. Они превратили актеров в детей. Они все у них на сцене — дети.

Наталия Маламуд, исполнительница роли Труффальдино:

— Феруччо Меризи сумел найти и показать смешное в грустном и, наоборот, печальное в смешном. Он широко использовал для передачи замысла актерскую пластику, что, собственно, и требует театр дель арте. Пластикой с нами занималась Клаудиа Контин, которая виртуозно, как высокий профессионал, ею владеет.  В ходе репетиций спектакля она давала мастер-классы, и мы многому у нее научились. Она и Феруччо многих актеров просто заново открыли. Мы все ушли в работу с головой! Я им очень благодарна. Репетиции с ними были в радость. Это были ежедневные пробы, эксперименты. А сколько интересных находок! А какие уникальные маски она создала, в которых актеры работают! А костюмы! Это произведения искусства.

Звуковая и музыкальная партитура спектакля заслуживает отдельной благодарности. Весь спектакль на сцене живой маленький оркестрик, состоящий из пяти музыкантов, который органично и естественно сопровождает спектакль музыкальными вставками, или, точнее, смыслами. Невозможно представить себе спектакль без его живого участия, без этих раскатистых громов барабана и трубы, тонкой скрипки, грустной виолончели и изысканной  флейты. Подбор музыки к спектаклю из произведений композиторов XVII столетия осуществил заведующий музыкальной частью театра Сергей Маркидонов.

Вопрос режиссеру Феруччо Меризи:

— А что вас привлекло в этой старинной  пьесе Карло Гоцци?

— Трагикомичность. В этом жанре все перемешано, как и в жизни.  Не может быть только одной краски: либо все плохо, либо только хорошо. В сочетании грустного и смешного есть своя прелесть, что составляет особый интерес для меня. В жизни хватает всякого, и от нас зависит, каких красок будет больше. В пьесе Гоцци много смешного, но и серьезного, когда человек должен сделать свой выбор. В какую сторону он пойдет, в сторону зла или добра и любви? Решая проблему, артисты театра дель арте все равно остаются верны своему девизу: жизнь — это праздник.

Такой спектакль я и хотел сделать для зрителя, хотел сказать, что нужно больше радоваться жизни. А завтра мы не знаем, что будет, ведь жизнь так коротка. Этого нельзя забывать. Я думаю, что самые веселые люди — те, которые  об этом не забывают.

Вообще работать с пьесами комедии дель арте всегда интересно. Это как вернуться к истокам театра и понять, с чего все начиналось. Это такая база, объясняющая, что такое сценическое искусство, и она необходима для театра, который всегда находится в поиске нового языка, новых стилей и направлений. Сегодня уже не устраивает чисто психологический или только формальный театр — режиссеры пытаются найти баланс между этими тенденциями.  Вашему театру это тоже полезно. Но в любом спектакле или жанре искусства должна быть легкость, такая, какая возникает, когда слушаешь Моцарта.

—  Как работалось с артистами ТЮЗа?

— Работалось хорошо. Наш спектакль — это полезный опыт и для меня, и для артистов театра. Я думаю, что необходимо пробовать разные школы и стили, встречаться с разными режиссерами. Хороший актер способен переходить из одной системы в другую. Для меня, как режиссера, главное и самое важное — открыть возможности артиста, может быть, даже те, о которых он и сам не подозревал.

Чтобы поставить такой радостный спектакль, нужно быть итальянцами. Надо вырасти там, где очень много солнца. Где все зимы чуть-чуть, почти понарошку. Где все улыбаются,  все влюблены и весело насвистывают, шагая по улице. Это такое состояние души. Когда ты рад оттого, что просто живешь, просто идешь, а навстречу идут такие же люди…

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото из архива Иркутского театра юного зрителя имени А.Вампилова.

На фото:

Браво! Третья слева — Клаудиа Контин,
второй справа — Феруччо Меризи;

Над премьерой работал талантливый,
дружный коллектив ярких индивидуальностей;

Сцены из спектакля «Король-олень»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии