Иркутские карнавалы: обратная сторона медали
Публикуя материал Александра Князева, редакция нашей газеты готова познакомить читателей и с другими, в том числе противоположными, точками зрения на историю, развитие, проблемы Иркутска.
Иркутск жил, взрослел, старился вместе со мной. Это был свежий, уютный и всегда с утра умытый город с улыбкой на лицах его обитателей. Это был город-семья, который вынянчил его первый мэр (тогда и слова такого не знали) Николай Францевич Салацкий, — старожилы дорожат его памятью… Я помню свежую зелень тополей на главных улицах, цветущую черемуху во дворах, увешанных сохнущим бельем, променад на вечерней набережной, родные в своей убогости кафе и гастроном «У попа»… Между первыми троллейбусами, которым мы радовались, и последними, за которые арестовали заместителя мэра, прошла целая жизнь, наполненная еще и несколькими поколениями, и сменой времен, на которые нет нужды сетовать…
Вчерашний товар в новых упаковках
Единственный капитал, что мы нажили за эти годы, — способность видеть ложь и отворачиваться от нее. Но, скорее всего, этим нас одарил Иркутск, который и теперь остается городом правдоискателей, — иначе зачем эти холодные зимы?!
Терпеливые поиски красоты и правды в обитаемом пространстве последних лет наталкиваются на карнавалы, вынужденные городские праздники, спотыкающиеся о собственный мусор при отсутствии дворников. А мутная волна пиара после карнавального шествия величает городских чиновников, нанятых нами за наши же налоги, до масштаба благодетелей отечества. Мы рядом, и нам смешно!
Вокруг «Модного квартала» новогодняя распродажа и пиршество тщеславия, когда гордыня хочет быть обманутой новыми технологиями продаж, а власть особенно озабочена собственным имиджем. Потому всюду рассыпан вчерашний товар в новых соблазнительных упаковках и невероятных скидках.
«Здравствуй, Дедушка Мороз! Ты нам рейтинги принес?!»
Живем мы в своем городе и, оказывается, так и не узнали бы никогда, что он комфортен для бизнеса, обладает дружелюбной средой и архитектурно выдающийся среди других городов страны. Одно слово – «столичный город». Просыпав на страницы СМИ прошлогодний снег рейтингов, городская администрация решила прикрыть им дорожные ухабы на улицах Мира и Партизанской, на плотине ГЭС и всюду, где только можно… Рейтинги не асфальт, на все хватит!
Как оказалось, производство рейтингов — дело современное и прибыльное, потому рейтинговые агентства плодятся, как в старину мыши, где каждой свой сухарь обеспечен. Озаботясь «имиджем пуще неволи», иркутские чиновники и заказали рейтинги с избытком. И оказалось тогда, что Иркутск не просто «столичный город», а, как утверждают присяжные социологи: В рейтинге городов по состоянию и обслуживанию жилого фонда Иркутск занял 14-е место, по состоянию дорожного хозяйства — 33-е, по качеству здравоохранения — 35-е место, по качеству работы сферы образования — 16-е.
Теперь обернемся на институт территориального планирования (как оказался кстати). В «Топ-100» городов России по уровню качества жизни Иркутск занимает 16-е место. Интегральный рейтинг составлен Институтом территориального планирования «Урбаника».
Следующая информация годится, скорее всего, Деду Морозу, получившему письмо счастья от иркутских чиновников… Десятое место занимает Иркутск в рейтинге благосостояния городов России, составленном журналом «Коммерсантъ «Секрет фирмы» по результатам анализа объявлений, размещенных на конец третьего квартала 2014 года на сайте Avito.ru. По данным сайта, в расчете учитывалась средневзвешенная стоимость автомобиля и квадратного метра жилья. В Иркутске эти показатели составляют 59 тыс. рублей за средний квадратный метр и 265 тыс. рублей за средний автомобиль.
Теперь, осведомленные о ценах на авто, начинаем дышать полной грудью, но не тут-то было… Министерство природных ресурсов и экологии РФ составило экологический рейтинг по итогам 2013 года, в котором Иркутск занял 80-е место среди 87 городов России, сообщается 23 ноября на сайте ведомства. Это и означает, что пьем мы плохую воду, дышим окисью свинца, переполнены свалками и автомобильными пробками… А красивые рейтинги хороши лишь для сказочников мэрии. Нас же, еще не отъехавших в более теплые места, попросту дурят Дедом Морозом, вовсе не полагая нас повзрослевшими.
И эти прибаутки напоминают почти отживший сетевой маркетинг, когда вертикаль управления становится перевернутой пирамидой торговли: скверная реальность тогда и оборачивается высоким рейтингом, на котором хитро держится вся пирамида. Сами посудите: чем громче речи о городских достижениях, тем длиннее пробки на дорогах, не очищенных после вчерашнего снегопада, а громогласная забота о детях оборачивается если не обрушением стен в детском садике, то уж поспешной «реставрацией» детского сада в китайский ресторан. Последняя история — сенсация в криминальном мире.
«У бабра уже когти светятся...»
Так сказал намедни В.И.Кондрашов, переполненный столичных забот: «Вот говорят: 130-й квартал стал «едальней», это плохо. А что надо там сделать — никто не говорит, никто не предлагает. Давайте спросим жителей города, нравится ли им это место. Да там у бабра уже когти светятся, столько людей туда ходят».
Логика сказанного так и просится в прозу М.Е.Салтыкова-Щедрина, известную и актуальную: «… наш город, производя обширную торговлю квасом, печенкой и вареными яйцами, имеет три реки и, в согласность Древнему Риму, на семи горах построен, на коих в гололедицу великое множество экипажей ломается и столь же бесчисленно лошадей побивается. Разница в том только состоит, что в Риме сияло нечестие, а у нас — благочестие, Рим заражало буйство, а нас — кротость, в Риме бушевала подлая чернь, а у нас — начальники».
Пусть наши дороги разбиты, зато «как хороши, как свежи были рейтинги», нам пробки и загазованные улицы нипочем, мы даже детские сады в рестораны перестраиваем из патриотических побуждений и аварийных забот. Это ничего, что мы заблудились средь бездарных памятников, — зато нашей духовности никто не угрожает… Сохраняя кротость на парковках и сберегая благочестие в «едальнях», мы все уже залюбовались светящимися когтями и «стратегическими разработками» мэрии. Такова логика пиара.
Секрет «иркутского прорыва»
«Секрет этот на самом деле прост – системная, планомерная работа администрации, объединение всего городского сообщества для решения актуальных задач и немного нашей сибирской смекалки. Освоить бюджетные деньги несложно, гораздо сложнее, интереснее и эффективнее найти решение, когда за меньшие деньги можно достичь большего результата. И у нас это получается».
А мы и не сомневались, что получится. Ждать долго не пришлось — до первого обычного снега в ночь на 20 декабря. И наутро городское движение увязло в нечищеных дорогах, последовали пробки, аварии, жертвы… Автомобильная езда по иркутскому гололеду учредила в городе «день жестянщика». Куда хуже «безлошадным» пешеходам: горбатые тротуары с выбитыми плитками вдоль Карла Маркса покрыты коркой льда, и лопата дворника их не касалась. Тут-то бы как раз впору градоначальнику публично повиниться за безответственность чиновников перед горожанами…
Но прозвучали совсем иные речи. Живописный монолог мэра был роскошно издан в агентстве «Регнум» (самом дорогом и респектабельном), где рассказывается о виртуальном городе Иркутске, где ему случилось жить. В этом городе есть стратегия развития до 2025 года, но нет элементарной заботы о городском хозяйстве, в этом пространстве в стиле «фэнтэзи» масштабные проекты, один чуднее другого, но отсутствуют дворники, есть место карнавалам и горностаевой моли, но некому посадить дерево, сохранить сквер, вовремя почистить тротуар…
Я с вынужденной брезгливостью цитирую «стратегию» стратегов. Попробуйте отыскать смысл в этом словоблудии: «Стать российским центром создания и продвижения новых эколого-ориентированных и гуманитарных технологий, продуктов и услуг, конвертируемых в пополняемые ресурсы развития экономики, социальной сферы и человеческого капитала города Иркутска».
Кто уразумел, о чем речь? И чем нам угрожает 2025 год?
За немедленным ответом можно снова обратиться к Салтыкову-Щедрину, российскому пророку на долгие времена: «Сейчас же они вздумали строить башню, с таким расчетом, чтоб верхний ее конец непременно упирался в небеса. Но так как архитекторов у них не было, а плотники были не ученые и не всегда трезвые, то довели башню до половины и бросили, и только, быть может, благодаря этому обстоятельству избежали смешения языков».
Приступы своевольной виртуальной фантазии день ото дня прогрессируют. Почему не вспомнить мэрский проект восстановления Кафедрального собора с переселением правительства в бывшую чаепрессовочную фабрику или его же предложение прорыть тоннель от Академического моста до Байкальской сквозь могилы Иерусалимского кладбища… если бы на этом закончилось. Так нет же — продолжается благополучно.
«Сибирской лаборатории урбанистики мы заказали масштабный концептуальный проект развития территории 11 исторических кварталов на площади в 42 га. Рабочее название проекта «Торговая ось Иркутска». Это пешеходный торговый, туристический маршрут, который проходит по всему центру Иркутска, соединяя крупные торгово-развлекательные, исторические, культурные объекты Иркутска».
Симптомы очевидны, пора собирать консилиум или, как говорит мой друг-врач, «конвульсиум»…
Вот и вопросы непустячные:
— неужели Иркутск все еще нуждается в торгово-развлекательных центрах?
— пешеходная зона в 42 гектара в центре города вытеснит проезжие пути и приведет к транспортному коллапсу?
— если Маратовскую развязку якобы строят уже не один год, то на сколько поколений иркутян растянется новый проект?
На все вопросы может ответить только знаменитый иркутский карнавал, уже описанный однажды известным российским сочинителем больше века назад:
«При самом въезде в город он встретил процессию, которая сразу заинтересовала его. Шесть девиц, одетых в прозрачные хитоны, несли на носилках Перунов болван; впереди, в восторженном состоянии, скакала предводительша, прикрытая одними страусовыми перьями; сзади следовала толпа дворян и дворянок, между которыми виднелись почетнейшие представители купечества (мужики, мещане и краснорядцы победнее кланялись в это время Волосу). Дойдя до площади, толпа остановилась. Перуна поставили на возвышение, предводительша встала на колени и громким голосом начала читать «Жертву вечернюю».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин и предположить не смел, что его слова так надолго отольются в скульптурные образы Иркутска со «светящимися когтями». Карнавал продолжается, только уже в коммерческом измерении — оказалось вдруг, что Иркутск чуть ли не самый богатый город в России, где на каждого жителя тратит мэрия 26 000 рублей в год. Как приятно вдруг настолько разбогатеть… но не волнуйтесь прежде времени: расходы на содержание мэрии и ее служб составляют 800 000 000 рублей — вот где зарыто наше «богатство»!
Этот карнавал нескончаем: выясняется, что в обход городской думы мэрия влезла в кредитные отношения с несколькими банками, заложив в обеспечение кредитов Центральный рынок и здания Октябрьской и Правобережной администраций. Кредитные отношения банками не афишируются, но, как выяснилось, на 1 ноября 2014 года сумма кредитов составляла 1 млрд 300 млн рублей.
Долг будет только расти, и придется платить проценты. Cтавка кредитования составляет 12,5 процента. То есть город будет ежегодно терять 162 млн рублей только на оплату процентов. В то время как один из заложенных объектов, МУП «Центральный рынок», должен приносить городу доход не менее 500 млн рублей в год от аренды торговых мест и автомобильной парковки, или почти половину кредитной кабалы. Каков тогда смысл кредита? Дальнейший сюжет карнавала прост: залог — банкротство — приватизация…
Миф про АРПИ
«ОАО «Агентство развития памятников Иркутска» учреждено администрацией г. Иркутска в 2012 году. Цель создания Агентства — реставрация, восстановление и приспособление к современному эффективному использованию деревянных памятников архитектуры».
«Объект культурного наследия передается частному инвестору с отлагательным условием: покупатель принимает на себя обязательства по воссозданию, реставрации и приспособлению объекта к современному использованию, право собственности на объект он получает только после исполнения этих условий. Нашей разработкой заинтересовались в Министерстве культуры РФ: опыт Иркутска взят за основу федеральной концепции «Зеленый коридор для инвесторов», и по примеру Иркутска могут реставрироваться памятники архитектуры по всей стране».
Пример «иркутского прорыва» применим только при особо криминальных условиях. Ритуал вкратце таков.
Детский сад в центре города на улице Горького, 41, старинная усадьба Жарникова, оказался непригоден для пребывания детей — специальная комиссия признала его аварийным. Не выставляя на аукцион, мэрия пытается его продать за 300 000 рублей (участок 2000 кв. м и дом площадью 500 кв м в центре города) — желающих не нашлось. Тогда мэрия передает в качестве уставного капитала (муниципальная собственность!) всю усадьбу ею же учрежденной коммерческой фирме ОАО АРПИ, которая по уставу своему способна на все виды деятельности: от посредничества до реставрации. АРПИ с небывалой легкостью переуступает права на собственность некоему предпринимателю за 11,5 млн рублей и занимается реставрацией стоимостью 15 млн рублей из кармана собственника. Заменены перекрытия, перестелена кровля, обновлен интерьер… еще одна пиар-победа городских чиновников. Только на обновленном доме появляется вывеска «Золотой Гусь. Ресторан китайской кухни», а открытие обошлось почему-то без господина Паниковского из «Золотого теленка» — как известно, охочего до гусей…
А что же дети?
«Мы расставили приоритеты: самое главное для нас — дети. Если упустим еще одно поколение, то никому и дороги не будут нужны. А если сейчас вложиться в образование, воспитание, развитие юных иркутян, то через несколько лет они придумают, как сделать дороги идеальными. В России две беды — дураки и дороги. Если решим первую, то они справятся со второй».
Вот так-то, сограждане-иркутяне, ездить нам по колдобинам и любоваться, как вместе с прошлогодним снегом сходит и асфальт с дорог, пока не взойдет следующее поколение, в котором и дураки исчезнут, и дороги вырастут, словно по волшебству «карнавального мэра».
Тем временем растут пиар, посредственность, продажа. Обыкновенная «операция прикрытия», чему учат в школе для особо бдительных, кто всю оставшуюся жизнь проводит где-нибудь вблизи бюджетных денег.
Простое житейское благополучие города усердно подменяется виртуальной «дружелюбной средой», городской бюджет успешно растаскивается по банкам при «виртуальном обогащении» горожан, город переполняется рейтингами, как изваяниями кладбищенских мастеров, сгоревшими деревянными усадьбами и китайскими ресторанами (не счесть их сколько!)…
Это и есть «иркутский прорыв», если не сказать, что нарыв!
Александр Князев, специально для «Байкальских вестей».
Фото Ярослава Князева.
На фото: Замечательный «образ Иркутска» на средства мэрии.
Впервые в культурной практике геральдический символ стал
скульптурой, хищное животное на фоне храма…;
Нет торговли без рекламы даже в древних окнах 130-го квартала…;
Облицевали цоколь «под Китай», вкусы хозяев жизни таковы!;
Вот и памятник «Стрелецкой»!
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.