Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Иркутск промышленный: вчера, сегодня, завтра

12 июля, 2016

 

Окончание. Начало в № 29

100.jpg

«Вся промышленная биография Иркутска носит несколько навязанный характер, искусственный и временный… Мы все равно возвращаемся на круги своя, в Иркутск допромышленный, в Иркутск просвещенный и артистический, исследовательский, креативный», — утверждает лидер клуба молодых ученых «Альянс», соавтор проекта «Прогулки по старому Иркутску» Алексей Петров (см. «Байкальские вести», № 25 от 6—13 июня 2016 года). Автор предлагаемой статьи придерживается иной точки зрения.

Из-за ликвидации оборонного заказа ИЗТМ в 1990-е годы потерял свое военное производство. Но его высококлассный коллектив инженеров и рабочих позволил сохранить на значительно сократившихся площадях производство горного и металлургического оборудования, в том числе знаменитых драг. Его продукция успешно конкурирует как на российском, так и на зарубежном рынке, особенно в Монголии и Китае. На заводе сейчас около тысячи занятых.

На краю гибели был релейный завод. Его в конце девяностых выручил крупный государственный заказ на производство ракет «Тополь», где у завода нашлась своя ниша. Затем предприятие нашло других, как военных, так и гражданских потребителей. Среди них, в частности, нефтегазовый комплекс. На релейном заводе осталось около 800 человек.

Несколько тысяч работают на ремонтных заводах железнодорожного транспорта, с которых когда-то начиналась металлообрабатывающая промышленность города. Уцелел и Иркутский электротехнический завод, обслуживающий (преимущественно) железнодорожный транспорт.

Упорно боролся за жизнь радиозавод, берясь за любые заказы (например, ремонт автобусов). Но в 2005 году, когда прекратилась поддержка от государства, завод прекратил существование.

Еще в начале девяностых годов, оставшись без платежеспособных потребителей, остановились заводы «Радиан», станкостроительный, карданных валов. Руководители двух последних при первых же трудностях продали оборудование и сдали корпуса в аренду торговле. А вот небольшой (около 100 занятых) завод дорожных машин, выпускающий технику для дорожного строительства, уцелел и успешно вписался в рынок. Он даже в начале девяностых годов имел надежных платежеспособных заказчиков в лице компаний, строящих дороги.

Конкуренция зарубежных товаров, качественных и не очень, в том числе контрабандных, многократно сократила производство в легкой промышленности. Швейное объединение трансформировалось в фабрику «ВиД» (несколько сотен занятых), костюмы которой и школьная форма вполне конкурентоспособны. Обувщиков долгое время представляла небольшая фабрика «БЛИК», которая все же разорилась. Но появилась новые — «Спецобувь», «Каблучок», также небольшие (около сотни занятых).

Пищевой промышленности, продукция которой сразу оплачивается живыми деньгами потребителей и конкуренция привозных продуктов не столь высока, бороться за выживание оказалось легче, чем легкой, да и менеджмент в ней оказался посильнее. Большую помощь пищевикам оказали городская и областная администрации.

Уверенно выжил завоевавший рынок Сибири и Дальнего Востока и создавший мощный агропищевой холдинг Иркутский масложиркомбинат. Его агропредприятия выращивают сою в Амурской области, рапс в Иркутской области и Забайкальском крае. Успешно конкурирует с коллегами из области и других субъектов федерации мясокомбинат. Не ограничиваясь покупным мясом, он создает в области также собственную животноводческую базу. Работают пивобезалкогольный комбинат, собственником которого стала крупная международная компания «Хайнекен», кондитерская фабрика «Ангара», крупный молочный завод, хладокомбинат и ряд других предприятий. В единый холдинг объединились иркутские хлебозаводы, включив в свой состав мельничный комбинат.

200.jpg

Но в девяностые годы погибли фабрики чаеразвесочная и макаронная. Серьезные потери пищевая промышленность города понесла сравнительно недавно. Хозяева кондитерской фабрики «Иркутская», старейшей в области, прекратили на ней производство и разместили в ее корпусах торговый и развлекательный комплексы. Владелец иркутского ликероводочного завода «Байкальский кедр» фирма «Алкогольные заводы Гросс» прекратила на нем производство водки. Когда-то Иркутский завод был крупнейшим поставщиком русской водки в США. А сейчас водка «Байкал», продающаяся в Иркутске, завозится в него из Ульяновска, причем делается на привозной байкальской воде.

Иркутские предприятия строительных материалов сокращали производство и гибли синхронно со снижением в городе и области строительных работ. Погибли Иркутский домостроительный комбинат и крупный завод железобетонных изделий (ЖБИ) «Востоксибстроя». Но ряд заводов ЖБИ с помощью структур, которым они принадлежали, сумели уцелеть, в том числе крупнейший в городе завод «Электросетьстроя». Уцелели и кирпичные заводы. В настоящее время с подъемом в области и городе жилищного и промышленного строительства иркутские предприятия строительных материалов успешно работают. Строится новый домостроительный комбинат.

Без потерь уцелела полиграфическая промышленность города. Уверенно работают обе крупные электростанции: Иркутская ГЭС и Ново-Иркутская ТЭЦ. Старейшую в городе ТЭЦ-2 Иркутскэнерго остановило из-за нерентабельности ее работы на дорогом мазуте.

За годы реформ в Иркутске появились десятки малых предприятий металлообработки, пищевой промышленности, деревообработки (с числом занятых от нескольких до нескольких десятков человек). И не только малых. Местные предприниматели, внедрившись в найденные ими рыночные ниши, создали несколько крупных и средних производств. Так, холдинг с четырьмя сотнями занятых образуют заводы «Энерпром» и «Энерпред», которые выпускают вспомогательный гидравлический инструмент и гидравлическое оборудование. Их дефицит на отечественном рынке увидели собственники холдинга, которым удалось успешно внедриться в эту рыночную нишу. Завод «Профсталь» (свыше 300 занятых) начал работать в 1999 году. Его владельцы удачно уловили начало подъема жилищного строительства в Иркутске и промышленного в области. Предприятие выпускает металлические материалы для строительства (металлочерепица, профнастил). Завод «Иркутскторгтехника» выпускает оборудование для торговли и столовых.

В городе появились также новые производства мебели. Наряду с рядом малых предприятий их представляют крупное, Иркутский промкомбинат, и среднее, «Бытовик». Успешно работает и развивается завод медицинских препаратов компании «Фармсинтез». Его созданию во многом способствовала развитая научная база Иркутска — НИИ СО РАМН и Институт химии СО РАН. Из числа крупнейших малых предприятий в рыночную нишу успешно вписался хозяин небольшого (около 100 занятых) завода низковольтных устройств и владельцы яда друргих, аналогичных и меньших по размерам предприятий.

Так что промышленность Иркутска, несмотря на большие потери, жива, и к ней немало еще прибавилось. Невольно вспоминается Марк Твен, который в одном из своих памфлетов заявил с солидной долей сарказма, что слухи о его смерти «несколько преувеличены». То же можно сказать и про промышленность Иркутска. Кстати, согласно справочнику Иркутскстата «Деловое Приангарье. Товары и производители», в Иркутске в настоящее время работают 67 крупных и средних промышленных предприятий и 43 малых. И это не все, ряд предприятий не представили данных в органы статистики.

В советские годы промышленность уверенно лидировала в экономике Иркутска. Сейчас она также в лидерах, но не первая. Объем производства ее продукции (67,2 млрд рублей) уступает городскому обороту розничной торговли (92,5 млрд). Но продукцию отраслей, идущих на третьем и четвертом местах, — услуги населению (33,1 млрд рублей) и транспорт (20,5 млрд) — она значительно превосходит. В стоимости промышленной продукции абсолютно доминирует машиностроение — около 76 процентов, продукция пищевой промышленности — 11 процентов, производство электроэнергии — 9 процентов.

На крупных и средних промышленных предприятиях Иркутска работает 30,3 тысячи человек, а вместе с малыми предприятиями общая численность занятых в промышленности города составляет 35,7 тысячи. Это 16 процентов от численности занятых в экономике города. При этом необходимо учесть еще и занятых на ремонтных заводах транспорта, которые статистика не выделяет. Они показываются в общей численности работающих в  транспортной отрасли. Это еще около 5 тысяч человек, что увеличивает долю промышленности в экономике города почти до 20 процентов. Промышленность в структуре занятости города занимает первое место, у идущего вторым образования 14 процентов. Промышленность находится на первом месте среди субъектов экономической деятельности по идущим в городской бюджет налогам — около 19 процентов, и это без учета промышленных предприятий железнодорожного транспорта.

Промышленность Иркутска работает как на отечественный, так и на зарубежный рынок. На него идет часть продукции авиазавода. За рубеж также поставляется (частично) электроэнергия, оборудование с ИЗТМ, гидравлический инструмент «Энерпреда», строительные материалы, пищевые продукты масложиркомбината, кондитерские изделия и др.   

Бесспорно, промышленность, несмотря на огромные потери, играет важную роль как в экономике, так и в социальной сфере Иркутска.

Михаил Тараканов, кандидат экономических наук,
старший научный сотрудник отдела региональных
экономических и социальных проблем Иркутского
научного центра СО РАН.

На фото: На Иркутском авиазаводе…;

…и в цехах швейной фабрики «ВиД»

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии