Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Иркутск в стиле ретро. Выпуск № 32. Глазковский мост: страница репрессий

05 декабря, 2016

Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов

most.jpg

Недавно 80-летний юбилей отметил старый ангарский мост, ныне называемый Глазковским. В середине ноября 1936 года он был сдан в эксплуатацию и с тех пор верой и правдой служит городу, доказав свою надежность и прочность.

О нем опубликовано огромное количество интересных материалов, но вот отдельной книги, насколько нам известно, до сих пор не издано. А жаль: это могло быть совершенно уникальное издание, ведь история строительства моста зафиксирована едва ли не пошагово. Особенно много снимков относится к 1934—1936 годам — они вошли в специальный альбом, подготовленный к окончанию строительства.

Об авторе этого альбома — технике-строителе Бориславе Францевиче Шумане – мы уже не раз рассказывали (в рубрике «Уголок шахматиста»). Он запечатлел не только разные этапы строительства моста, но и участвовавших в работе инженерно-технических работников. На коллективном снимке-фотомонтаже насчитывается больше 120 человек, включая главное руководство в лице наркома путей сообщения Кагановича (он даже не подписан) и еще двух человек,  которых впоследствии были вырезаны (хотя в отдельных альбомах остались). Возможно, это было руководство Мостотреста — организации, ведшей строительство.

Почему их лица были вырезаны — понятно всем. Вслед за 1936 годом пришел 1937-й, положивший начало Большому террору, который унес сотни тысяч человеческих жизней и искалечил миллионы судеб. Не обошла эта участь и строителей моста, причем многие стали попадать в жернова репрессий еще в 1932—1933 годах, когда стройка находилась в самой начальной стадии. В основном это были рядовые рабочие — плотники, арматурщики, электромонтеры, возчики и т. д., причем многие из них просто физически не могли быть причастны к Белому движению, так как родились слишком поздно для этого. Отдельных лиц «выхватывали» на протяжении всего строительства, вплоть до самого его окончания.

До инженерных и руководящих работников очередь дошла уже после завершения строительства. Избежал тяжелых последствий начальник строительства и главный инженер Н.А. Холин — более того, он после этого возглавил Мостотрест, предыдущий начальник которого Макар Александрович Киеня (он мог быть одним из вырезанных на снимке) был сначала снят с должности и «разжалован» в прорабы, а впоследствии — расстрелян.

Не повезло предыдущему главному инженеру — Матвею Яковлевичу Райхбауму, внесшему огромный вклад в строительство: в 1938 году он был расстрелян. Разделил эту участь и заместитель главного инженера Эдуард Иванович Краснопольский. Многие специалисты к этому моменту уже покинули Иркутск, и их органы НКВД настигали в других местах. Бывшего начальника Востсибстройобъединения (организации, начинавшей строительство моста, а затем участвовавшей в возведении жилья для мостостроевцев) Александра Семеновича Андрейчика выловили в Москве, привезли в Иркутск и расстреляли в том же 1938-м.

По разным оценкам, в строительстве моста участвовали от 1300 до двух тысяч человек, поэтому понятно, что несколько десятков обнаруженных на данный момент жертв репрессий на этом фоне погоды не делают. Можно твердо сказать, что ударники-стахановцы, о которых постоянно писали в те годы, в подавляющем большинстве не пострадали. По крайней мере, в базе репрессированных по Иркутской области их нет. Да и в целом таких людей старались не трогать — стране нужны были не только их умелые и работящие руки, но и положительные примеры, которые ими создавались.

Говорят, что были репрессированы почти все поляки, задействованные в строительстве. К примеру, тот же Б.Ф. Шуман — изготовитель альбома. Поляков действительно попадается немало, но проверить это практически невозможно — доступа к уголовным делам нет, а попавшие в Книги памяти — это всего, как утверждается специалистами, половина пострадавших. Огромное количество людей до сих пор не реабилитировано, хотя проходило по тем же делам, что и те, кому удалось вернуть честное имя. Более того, их нет ни в каких списках. Почему так произошло, вопрос остается открытым.

Недостаток места не позволяет нам ближе познакомиться с инженерно-техническим составом строителей моста. 120 фамилий даже просто перечислить – это уже сколько места надо, а ведь есть еще и какие-то подробности по ним. Но кто знает, может, дойдем и до этого. Снимок с этими персонами уже не раз публиковался, а вот поименно перечислить всех до сих пор никому не удавалось. А ведь это в основном наши, иркутские люди, у которых сейчас растут потомки. Чем не повод для гордости?

Ждем ваших уточнений и дополнений.

Связаться с ведущим рубрики можно каждую субботу
по телефону (3952) 209-604 с 18 до 20 часов.
E-mail: chessns2016@yandex.ru.
Или каждый понедельник, вторник, среду
по телефону (3952) 208-651 с 11 до 16 часов.

На фото: На этой фотографии 1936 года
репрессированные не вырезаны (они по бокам
от Кагановича), но прочесть фамилии невозможно.
Может, кто-то сумеет их определить по внешнему
виду или имеет доступ к оригиналу фотографии?

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии