Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Иркутск должен стать городом оперы!

16 июня, 2011

 

 

Эхо фестиваля. Мнения специалистов

Фестиваль оперной музыки завершился только в реальности — в памяти многих людей еще звучат любимые оперные арии в исполнении полюбившихся участников, выходивших на иркутскую фестивальную сцену.

Но кроме эмоций, есть и оценки специалистов. После завершения фестиваля мы успели пообщаться с профессором вокала двух европейских консерваторий Ириной Гавриловичи, которая вела мастер-класс с иркутскими вокалистами, работала в составе жюри отборочного тура конкурса «Бельведер» и вообще прослушала все фестивальные программы.

— Ирина Александровна, вы — женщина-мэтр, которую все здесь безумно уважают, не могли бы вы прокомментировать итоги фестиваля, сказать о своих впечатлениях? Ведь наш город — не консерваторский, у нас нет оперного театра… Но не ошибусь, наверное, если скажу: у нас очень любят оперу. Да вы и сами это, должно быть, почувствовали.

— Да, любят — и мне так показалось. При том, что здесь публике могут предложить не так много оперных впечатлений. И тем не менее публика была очень подготовленная, правильно реагирующая, — это меня по-хорошему удивило и порадовало. Такое видишь где-нибудь в Италии, в Австрии — в странах, где есть изобилие этого искусства. Но я не ожидала увидеть такое в этих краях. Видно, это старая русская традиция — проявление интереса к культуре. Я с радостью это обнаружила.

— Вы работали с вокалистами из филармонии, музыкального колледжа, с музыкального факультета Академии образования. Есть какие-то общие тенденции, направления, может, и ошибки? Что вы заметили?

— Я бы сказала, что у вокалистов несколько устаревшая манера пения. Была прежде такая традиция — славянские, русские голоса так звучали… Они были такие… я бы сказала — темные… Сегодня это уже неактуально. Оркестры теперь гремят, настройка выше, голоса звучат звонче и светлее.

— Это как раз то, что демонстрировали вокалисты — участники фестиваля?

— Не все. Но такова сегодня тенденция пения в Европе. Взять хотя бы болгарских певцов. Между славянской и европейской традициями пения они сумели создать такой симбиоз — очень благотворный, позитивный.

— У всех вас не было ощущения, что вы попали в медвежий угол?

— Болгары люди скромные, им обоим это приглашение было большой честью, они, как и я, кстати, очень ценят выдающихся русских певцов. Надо подчеркнуть и тот факт, что они очень хорошо интегрированы в мировое искусство. Они понимают, что современное настоящее развивается на базе хорошего, классического бывшего. На эту тему скажу, что этот фестиваль соединил разные школы, разных исполнителей. Это космополитизм в хорошем смысле слова, и это очень важно.

— Есть у нашего фестиваля будущее? Каким вы его видите?

— Да, и об этом я уже говорила. На фестивале был такой накал, такой энтузиазм, который не исчерпывается одним выплеском, одноразовым проведением. Фестиваль должен окрепнуть, непременно повториться и после второго — третьего раза стать традиционным. Это будет иметь огромное влияние на все — на экономику, на престиж города, это будет привлекать людей, здесь начнет расцветать гостиничный сервис, ресторанный… Как это произошло в Зальцбурге — ведь Зальцбург живет своим фестивалем. А Иркутск имеет свою интеллектуальную и культурную традицию. И пусть не все знают, что где-то есть Иркутск, где были декабристы, где было развитое купечество и меценаты, — пусть это не всем известно, но это будет как раз и интересно. Я расскажу об этом своим студентам, которые были немножко ошеломлены: куда это едет их маэстро? Я им расскажу об этом, и думаю, это будет ново и неожиданно для них. В этом проявляется та хорошая, позитивная глобализация.

— Илмар Артурович Лапиньш, художественный руководитель фестиваля, вынашивает идею оперного театра…

— Да, это вполне возможно! Потенциал для этого есть, голоса есть, надо только совершенствоваться и расти. Что меня немного разочаровало — это то, что некоторые артисты поют с минимальным знанием языков. Очень страдает произношение, ускользает смысл того, о чем поется, а певцы должны это всегда очень хорошо понимать.

— Вы устали за эти дни?

— Нет, вовсе нет. Я вообще очень загруженный человек, но за эти дни не устала, наоборот, набрала очень много хороших впечатлений и не дождусь возможности рассказать об этом своим ученикам и друзьям, открыть им этот мир, который для них не существует, поскольку они о нем не знают. Иркутяне, конечно, знают, что есть какая-то Вена, но там не многие знают, что есть такой город — Иркутск. Так что я в Европе буду послом этого региона и вашего фестиваля и думаю, что многое изменится. В Вене будет вручаться наш приз!

...А вот какую информацию хочет донести до читателя художественный руководитель фестиваля и Губернаторского оркестра Илмар Лапиньш:

— Я в скором времени должен ехать в Вену — там будет проходить такой же отборочный тур, как и у нас в Иркутске, где я работаю в составе жюри. Правда, масштабы там другие: если у нас прослушивались 15 человек, то в Вене это идет обычно два дня с утра и до вечера, и мы прослушиваем в каждый из этих дней до 110 конкурсантов.

Хочу заявить всем, что «Бельведер» — это конкурс, где даются различные премии — например, от Миланского театра оперы Ла Скала, от Английской Королевской оперы. Так вот, в этом году впервые будет вручаться премия Губернаторского оркестра Иркутской филармонии. Что это значит? Молодому певцу или певице, который или которая получит премию, будет оплачена дорога от Иркутска до Вены и обратно, а в течение сезона лауреат будет участвовать в программах фестиваля. Премию буду вручать я, и я буду смотреть, чтобы лауреат премии Губернаторского оркестра Иркутской филармонии был таким же, какими были гости нашего фестиваля, — прежде всего Музыкант, Певец и Человек.

Венский фестиваль молодых оперных вокалистов будет проходить в Вене с 27 июня по 4 июля. Но я поеду раньше на этот отборочный тур.

— Вы верите в наших вокалистов — тех, что прошли отборочный тур в Иркутске?

— Конечно верю… В иркутянина Владислава Кузнецова хотелось бы верить… Верю в братчанку Ольгу Басову, которая работает сейчас в красноярской опере. И конечно, очень хотелось бы, чтобы пошли дальше ребята из Улан-Удэ. Здесь они выступили блестяще. (Напомним, это Аюна Базаргуруева и Михаил Пирогов.) Хотя всякий подобный конкурс — это немножко игра в счастье.

— Спасибо! Думаю, мы все будем болеть за победителей иркутского тура.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии