Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Иркутск, судьбы моей столица…

05 мая, 2012

 

 

Вышла в свет новая книга Виталия Венгера

 

Виталий Венгер, человек и гражданин, родился в столице нашей Родины,  в Москве, а вот народный артист России и лауреат Государственной премии, обладатель престижной «Золотой маски» и почетный гражданин города — этот Виталий Венгер родился в Иркутске — городе, который он назвал столицей своей судьбы. И его новая книга названа так же — «Судьбы моей столица». Она вышла в свет только-только, и 27 апреля в Музее истории города Иркутска состоялась ее презентация.

Виновник торжества — автор новорожденной книги — с момента появления в музейном зале был окружен вниманием своих друзей. Как отметил сам Виталий Константинович, здесь собрались именно друзья, да и то далеко не все. И он, конечно же, прав – его знают, любят и могут называться его друзьями сотни и тысячи иркутян.

О чем его книга? Представляя ее в коротком вступительном слове, сам автор признался: книга создавалась для серии почетных граждан Иркутска, и потому она не могла не рассказывать читателю об этом городе. Но никакой натяжки в этом нет: во-первых, это книга об Иркутске театральном, а на сцене драмтеатра Виталий Константинович проработал больше полувека и сыграл ни много ни мало — 300 ролей, а во-вторых, он полюбил Иркутск и доказывает это всей своей жизнью.

Ведущий презентацию театральный критик Сергей Захарян начал с того, что напомнил всем истинный смысл высказывания римского сатирика Ювенала «Здоровый дух — в здоровом теле», делая акцент именно на здоровье духа. Действительно, можно ослабнуть телесно, но если крепок и силен дух, человек, особенно если это творческая личность, может многое! Автор книги недавно отметил свой 84-й день рождения и имеет не самое богатырское здоровье, но, как сказал ведущий, этот крепкий и веселый дух породил очередную книгу, уже пятую по счету.

— Года полтора назад, — вспоминает Виталий Венгер, — Светлана Домбровская спросила меня: а когда ты присоединишься к Библиотеке почетных граждан Иркутска? Я задумался… И понял, что если я буду писать такую книгу, то тема моя будет — Иркутск, Иркутск ностальгический, театральный… Я думал успеть к 350-летию города, и хотя она вышла только сейчас, я доволен: мне очень хотелось поведать о многом, что я застал в этом городе, начиная с того дня в 50-м году, когда я приехал сюда по приглашению директора драматического театра Осипа Волина…

На презентацию собралось, как уже говорилось, немало народу, и многие встречи стали для Венгера приятной неожиданностью. Одна из таких — встреча с экс-губернатором Иркутской области, а ныне председателем совета почетных граждан Иркутска Борисом Говориным, который сказал:

— Такие книги, как ваши, очень важны. Особенно сейчас, для нынешнего времени — неоднозначного, динамичного, но и противоречивого. И может, мнения людей, которые познали эту жизнь на собственном опыте, сегодня в первую очередь нужны иркутянам. Вы называете этот город, давший вам возможность так полно реализоваться, родным городом. И мы благодарны вам за эти признания, за то, что вы напомнили нам об ушедших, но значимых людях, которые оставили свой след в истории города.

Ваша книга, вышедшая фактически к юбилею города, очень нужна ему. На пути продвижения России на восток были поставлены сотни острогов, но далеко не каждый из них стал крупным административным и культурным центром. По переписи населения 1897 года Иркутск входил в число 15 крупнейших городов России, вместе с Москвой и Петербургом. Вот в чем заключается уникальность Иркутска. И вы положили свой очередной кирпичик в строительство нашего большого общего Дома. Это важно и для рядовых иркутян, и для тех, кто сегодня управляет городом, — важно для понимания тех особенностей, которые отличают его от других городов, для понимания души Иркутска, ее самобытности и уникальности. Мы очень признательны вам, Виталий Константинович, за вашу работу.

От лица нынешней городской власти выступил Игорь Борисов, заместитель мэра Иркутска, председатель комитета по социальной политике и культуре:

— Иркутскому театральному сообществу, вообще городу Иркутску повезло – на его небосклоне сияет звезда Артиста с большой буквы. Когда я позвонил вам 18 апреля, чтобы поздравить вас с днем рождения, — я буквально заразился от вас силой вашей творческой энергии. И, думаю, эта книга вышла как раз вовремя, и мы постараемся издать ее дополнительно к тому небольшому тиражу, что мы имеем сейчас.

Слово взяла редактор Лина Иоффе — автор книги считает ее своей литературной мамой:

— Большего счастья, чем обрести такого автора, просто не может быть. Были у нас в ходе подготовки текста и рабочие моменты, и спорные, но никогда не было пафоса, фальши — только искренность, непридуманность, правда. Он любит этих людей, о которых пишет, — и москвичей, и иркутян, и имеющих отношение к театру, и не имеющих. Наши иркутские литераторы могут гордиться таким собратом-писателем. Пишущих о театре не так мало в России, и я не думаю, чтобы Виталий Константинович уступал им в чем-то. Возможно, нужна более полная книга, книга избранного, которая будет радовать и сегодняшних, и будущих читателей.

А вот Арнольд Харитонов, автор предисловия, представил собравшимся и эту книгу, и, что самое забавное, — книгу будущую, которая сейчас только готовится к печати:

— В качестве предисловия к этой своей книге Виталий Константинович поставил мой очерк, который я как-то о нем писал, чему я несказанно рад. Я счастлив также, что мне предстоит провести несколько приятных вечеров за интересной книгой Виталия Константиновича. Но должен вам сообщить, что вот уже лет пять потихоньку готовится еще одна книга моего друга, которая вас позабавит и развеселит. Она называется «Вот тебе и здрассьте!», а подзаголовок к ней — «Байки дядюшки Вилли». По-моему, это будет очень хорошая книга, в ней собраны байки от молодых его лет до нынешних, и выстроены они в хронологическом порядке, как бы следуя вслед за биографией, за реальными событиями его жизни. Так в байках можно будет проследить творческий и жизненный путь нашего замечательного артиста, а они, эти миниатюры, у него очень веселые.

И еще одна его книга — «Перекрестки судьбы» — лежит у меня на рабочем столе: я ее набираю на компьютере и заодно редактирую. И скажу вам: это благодарный труд и такое удовольствие! Автор свою часть работы сделал, и если я тоже осилю эту работу и книга выйдет — вы все получите огромное удовольствие.

Сергей Захарян напоминает: «заказчиком» этой книги стала Светлана Домбровская — ныне ректор Института культуры и искусства. Ей слово.

— Виталий Константинович человек очень талантливый, Бог одарил его щедро. А сегодня я просто счастлива. Ну представьте: идет спектакль, актеры играют зажигательно, талантливо, публика в восторге… Но гаснет свет, опускается занавес — и этот спектакль остается только в наших эмоциях, в наших воспоминаниях. К сожалению, спектакли нашего драматического театра никто не снимал. Никто не снял тот давний «Забыть Герострата!», в котором Виталий Константинович играл главную роль и в которого я была буквально влюблена. Но и тот Герострат остался лишь в нашей памяти… А книга — книга останется и через месяц, и через годы. Останется навечно и найдет своего читателя. И, несмотря на компьютерную эпоху, я уверена: у ваших книг всегда будут свои читатели. Пусть это будут не миллионы, но они всегда найдут над чем поразмышлять.

 


Удивительна его биография, удивителен путь! Рожденный в Москве, он несколько детских лет провел в Германии, где вызревал нацизм, — мальчиком даже видел Гитлера. (На презентации это прозвучало так: «Венгер видел Гитлера». — «Да? Это большая честь! Для Гитлера…»)  Потом в Москве окончил Щуку, потом, с 1950 года, — играл в Иркутском драматическом. И в том, что театр позднее получил статус академического, есть и его, Венгера, заслуга, и немалая!
 

 

Фотохудожник Александр Князев, автор многих хороших снимков о театре, подарил Венгеру один из недавних его портретов.

— Я знаю, эта твоя книга уникальная — она, как и две предыдущие, написана на пишущей машинке одним пальцем левой руки, в то время как все другие писатели пересели за компьютеры. А он — продлил жизнь пишущей машинке, в том числе и моей собственной, подаренной ему. (Все смеются.) А вообще, у него коллекция — машинка Харитонова, машинка Голованова… Но я хочу сказать, что, будучи отделенным от сцены, Виталий Константинович недолго искал применения своей творческой энергии — она легко перенеслась на бумагу. Это то, о чем говорил Станиславский, — о перевоплощении из одной ипостаси в другую. И это новое воплощение оказалось удачным и чрезвычайно интересным. Предыдущую твою книгу «Птицы небесные» я в свое время открыл и не смог отложить в сторону. Я читал ее всю ночь, и это была ночь восторгов от прочитанного. И сейчас ожидаю эффекта не меньшего. Спасибо тебе! Пиши так же красиво, с тем же молодым задором и с той же энергией, которая стремится к бесконечности.

Тему пишущих машинок продолжил Александр Голованов:

— Мои родители, моя семья и я — мы все поклонники Венгера. Деятельность его в основном разворачивается в Иркутске, но масштабы его личности куда как шире. Он — действительно народный артист России. И я все время хочу понять, хочу прочитать это в его книгах: ну как он это делает? Выходит в главных, в больших ролях, выходит в эпизодах… В Театре сатиры я его смотрел. С одной стороны Менглет, с другой — Державин, прямо — Миронов. И среди них — наш Виталий Константинович. Ему, как приехавшему из Иркутска, дали роль, где играть было совсем нечего…

— Более скромный драматургический материал трудно себе представить! — комментирует Венгер. — А вообще, по духу своему мы с Театром сатиры — разных кровей. Да и то — я много играл там, мне завидовал Спартак Мишулин, который подходил ко мне со словами: «Слушай, у тебя двенадцать, тринадцать ролей в месяц, а я играю семь, ну восемь… Это как?». Да, я играл и мелочевку, и эпизоды… Но я не чувствовал себя там на своем месте. И спасло меня то, что я получил из дома телеграмму и в срочном порядке вернулся в Иркутск, вернулся в театр. Так что жена Эльза Павловна — мой ангел-хранитель.

— Но я видел и еще одну более чем скромных достоинств пьесу, — продолжает Александр Голованов. — Виталий Константинович вышел в эпизоде минуты на две-три… Но он вышел — зал оцепенел… Я говорю про «Звезду адмирала», что шла на охлопковской сцене. Что происходит? Может, вы и сами не знаете, Виталий Константинович? Может, просто энергетика актерская настолько сильная? Виталий Константинович, вы пишите, хоть и одним пальцем! А машинками мы вас обеспечим!

Завершая разговор о книге, Виталий Венгер признается:

— Меня называли везунчиком, удачливым… Но я никакой не везунчик. А удачлив, может, лишь в том, что из 300 работ, сыгранных на сцене, есть менее удачные, есть более удачные, ну а есть и по-настоящему удачные. Но что такое мои 300 ролей и вот сейчас эти книги? Они свидетельство того, что я просто трудоголик. Когда я еще только пришел в Щукинское училище, я видел, как четыре года рядом со мной работал Миша Ульянов, и меня это очень вдохновило; я понял, что только так можно добиться результата в нашей профессии. Если работать так, как он.

А вообще, я безумно счастлив, что тогда, в 50-м году, я поверил директору театра Волину и приехал в Иркутск. Здесь я вошел в коллектив, стал играть, и играть много… За первые пять-шесть сезонов я сыграл уже 30 ролей! И мне повезло, что по уровню уже в то время труппа театра была академическая: Терентьев, Крамова, Юренев, Харченко, Лещев, Баранова, Тишин, Шатрин, Головчинер, Табачников — великие люди! Я в Щуке того не получил, что получил здесь, у этих артистов и режиссеров. Очень бы хотелось, чтобы и сегодня состав труппы был таким же…

Можно еще много говорить и цитировать выступавших. Можно говорить о новых творческих планах артиста, связанных с написанием новых книг; можно говорить о той заботе, что проявляет о нем его родной театр и его руководство; о том, что возвышенную атмосферу в зале создавали в этот день музыкальные номера, исполненные струнным квартетом музыкального колледжа имени Шопена — того самого, где успешно работает дочь героя Наталья Венгер, известный в Иркутске пианист-педагог.

…Книгу не перескажешь, ее нужно читать. Жизнь в двух словах — тем более не изложишь. В книге говорится и о первых впечатлениях от Иркутска, и о дружбе и общении с людьми «особой иркутской культуры» — артистами, литераторами, музыкантами, журналистами, художниками; о встрече с «сибирской Джокондой» — будущей женой Эльзой и о счастье от рождения дочери, а потом внука; о том, как о нем, Венгере, снимали фильм… И еще о многом, что можно не только прочесть, но и уловить «между строк».

И потому важно, что с этого дня книга «Судьбы моей столица» попала в руки многих читателей, и можно с уверенностью сказать: ее не просто перелистают — ее прочтут с интересом, и читательские ожидания не будут обмануты.

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Виталий Венгер в окружении друзей и поклонников

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии