Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

В этих глубинах чувствуешь себя свободно и легко…

08 марта, 2016


1.jpg

В иркутской филармонии открылась персональная выставка художника Евгения Турунова

Свою выставку художник посвятил двум предстоящим юбилеям: своему и родного Иркутска. Вместе им исполняется в этом году 420 лет! Так гласит афиша.  Зашифровав таким образом свой возраст (кому не лень, пусть отнимут от этой  даты  предстоящую юбилейную дату Иркутска, и что останется, то и будет  возрастом  нашего виновника торжества). Но кому это нужно, заниматься скучными подсчетами на такой выставке! Тем более что художник Турунов молод: и сердцем,  и душой, и лицом, и мыслями, если немного перефразировать классика.

Начав перечислять все регалии и награды художника, все его лауреатства и участие в многочисленных международных и российских выставках, боишься что-то забыть, да это займет немало времени. Евгения Орестовича хорошо знают  без всех этих перечислений по его прекрасным работам, и лучше поговорить об открывшейся выставке и о нем самом.

Человек с редким, благородным, ласкающим ухо отчеством —Орестович, с мягкими чертами лица, вьющимися волосами,  не выдающимся вперед, но упрямым подбородком и профилем,  напоминающим римского патриция. Зря он не снялся на афишу своей выставки, например, в той же древнеримской тоге, она была бы  ему очень к лицу.

Выставка называется ни больше ни меньше, а просто — «Апельсиновый рай», что  для наших сибирских краев звучит нетипично, но так как Евгений Орестович — человек с тонким чувством юмора и по отношению к себе самоироничен, то такое название очень к месту и звучит эффектно. А еще в атмосфере выставки витает ощущение свежести, весны, новых сил и  жизнелюбия, пронизанных радостью, добротой и праздником. На этот свой праздник, под свои «апельсиновые знамена» художник решил собрать своих друзей и тех, кто любит его творчество, и  со всей своей щедростью и размахом обрушил на нас, истомившихся за долгую  зиму по солнцу и ярким краскам, свои  цветочные  россыпи загадочных букетов. А в придачу — жар-птиц и павлинов, живущих в этом земном раю и поющих для нас гимн красоте и могучему, светлому чувству жизни.

Немыслимо красивые и роскошные букеты пионов расцвели  на стенах филармонии, причем многие из них написаны на черном фоне, не типичном для нашей живописи. На мой взгляд, здесь напрямую читается связь с Китаем, его любовь и нежность к этой стране. А потому закономерно и авторство одного из многолетних успешных проектов под названием «Китай в моем сердце, Россия в моей душе». Откуда возникла эта любовь? Трудно объяснить. Пришла и завладела. Какие-то внутренние импульсы подсказывали и просились наружу. Все, что жило в нем ранее, слилось с увиденным в этой стране. И из такого симбиоза начали прорастать эти дивные цветы. Они сами просились на полотно — яркие, загадочные, грациозные, благородные, полные внутреннего достоинства и чувственности.

Вообще, на той или иной выставке для меня важна атмосфера. Забирает она меня в свой плен? Создает ощущение гармонии и примирения с миром? Хочется ли, уходя, радоваться жизни? Сподвигает ли на фантазию, размышления, на сотворчество? Если да, то это хорошая выставка и это хороший художник.

Когда-то давно прочла очень точно высказанную мысль Ренуара: «Искусство должно налететь на зрителя, охватить его целиком и унести с собой…» С тех пор именно с таким прицелом я подхожу к любому произведению искусства. Здесь погружение происходит: глубокое, полное, безраздельное. И в  этих глубинах  выставки Евгения Турунова чувствуешь себя свободно и легко.

На всех представленных полотнах Евгений Орестович избегает композиционной усложненности, которая зрительно дробит впечатление, а выводит  на первый план главное, и ничто не мешает созерцанию, ничто не отвлекает глаз. Все работы вызывают желание неторопливого рассматривания. Художник мастерски умеет приковать внимание, запечатлевая  свое понимание красоты и гармонии.

Турунов, как скульптор, лепит цветом объемные букеты, сжимая пространство в одних работах и чудесным образом вдыхая воздух в другие, которые становятся невесомыми. Отбрасывая все обыденно-повседневное, лишнее, серое и безликое, он устраивает для зрителей настоящий пир для глаз и души. Красочное великолепие. Большие пятна бутонов красного, синего, бежевого, розового сталкиваются,  но не разрушают гармонию, а, напротив, усиливают ее.

Он щедро забрасывает нас своими дивными пионами, и наш глаз  не устает захлебываться от их чувственной  красоты. Мы очарованы. Широкими, щедрыми мазками он подчеркивает не только красоту цветка, но и его внутреннюю тайну, гармонию, недосказанность, грацию, даже какую-то мистику. Неторопливо двигаясь по залу, вновь и вновь возвращаюсь к букету с синими пионами. Невозможно отвести взгляд. Они манят, притягивают, не отпускают, и я пытаюсь разгадать  скрытую в них тайну.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Евгении Чеботаревой.

На фото: «Апельсиновый рай» Евгения Турунова 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии