Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Будет скатертью дорога

04 августа, 2015

ВСЖД перевезла за полгода все что должно. Но объем перевозок сократился…

В канун Дня железнодорожника, который отмечают в первое воскресенье августа, начальник Восточно-Сибирской железной дороги Василий Фролов провел традиционную пресс-конференцию для СМИ. Говорили о достижениях, не забыв о проблемах.

150.jpg

Каждый может стать пассажиром

Для внутренней отчетности железной дороги имеют значение три ключевых показателя (в порядке убывания прибыли): грузовые перевозки, пассажирские перевозки дальнего следования и пригородные перевозки. В последние несколько лет, после создания Байкальской пригородной пассажирской компании, больше всего обсуждали именно эту тему — закрывались привычные маршруты, менялось расписание, перевозки были убыточными, а между железной дорогой и властями регионов (Иркутской области, Республики Бурятия) вспыхивали споры вокруг тарифов. В 2015 году, заявил Василий Фролов, БППК перевезла 5,3 млн человек и наконец-то вышла на уровень безубыточности. При этом только из бюджета Иркутской области БППК получит более 600 млн рублей в качестве компенсации за пригородные перевозки. Что касается долгов прошлых лет, то решение по ним будет принято либо в арбитражном суде, либо после реструктуризации долга.

После периода сокращения количества маршрутов маятник качнулся в обратную сторону: в Иркутской области в 2015 году восстановлены четыре пригородных поезда, в Республике Бурятия — два, так что в итоге в области действуют 108 пригородных поездов, в Бурятии — 12. В ближайшее время, видимо, будет решен вопрос о создании совершенно нового маршрута Улан-Удэ — Мысовая, что сделает побережье Байкала еще более доступным для туристов, приезжающих на озеро с восточного направления. Тем самым Бурятия в очередной раз обошла «на повороте» руководителей Иркутской области, которые не смогли решить вопрос о включении Кругобайкальской железной дороги в особую экономическую зону туристическо-рекреационного типа. Василий Фролов объясняет этот факт юридическими казусами: ВСЖД является филиалом ОАО «РЖД», которое, в свою очередь, является стопроцентной государственной собственностью, а такие структуры не могут быть частью ОЭЗ. Как бы там ни было, один из самых крупных и привлекательных туристических объектов остался вне зоны.  

Пассажирские перевозки дальнего следования в купе в первом полугодии 2015 года сократились почти на четыре процента и составили 292 тысячи человек; в плацкартных вагонах перевезли 929 тысяч человек. По мнению экспертов ВСЖД, кризисные явления в экономике заставили многих пассажиров переместиться из купейных вагонов в более дешевые плацкартные. Но и в сумме по двум видам вагонов произошло снижение пассажиропотока на семь процентов. Администрация ВСЖД пытается привлечь пассажиров скидками и сохранить железную дорогу как общедоступный вид транспорта, но уровень сервиса в вагонах все еще не слишком высок. Да и сами вагоны зачастую оставляют желать лучшего — так что поездом пользуются скорее когда иного выхода нет, чем по причине удобства и дешевизны.

«Мы гоняемся за клиентом»

Грузовые перевозки по ВСЖД в первом полугодии 2015 года составили 32,7 млн тонн, в том числе в июне — 5,2 млн тонн. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года перевозки сократились на 2,1 процента, ситуацию не спас даже резкий рост перевозок угля (на 15,8 процента, или 1,8 млн тонн), связанный с увеличением выработки электроэнергии на тепловых станциях. Если в течение лета и осени Байкал восстановится после резкого падения уровня в 2014 году, то зимой-2015/16 энергетический баланс Иркутской области снова сместится в сторону ГЭС, и перевозки угля вернутся на прежний уровень. Отчасти железнодорожников выручили предприятия цветной металлургии (принадлежащие, как и «Востсибуголь», компании РУСАЛ, независимой от иркутского «серого дома»), увеличившие объем перевозок на 7,2 процента, или на 29,5 тыс. тонн. А также производители бумаги (в основном корпорация «Илим» с опять же неиркутской пропиской), отгрузившие на 40 тыс. тонн, или на 8 процентов, больше, чем годом ранее.

Все остальные отрасли экономики демонстрируют глубину экономического кризиса, охватившего Иркутскую область и (отчасти) другие регионы Восточной Сибири. Как пояснил Василий Фролов, снижение цен на черные металлы на рынке Китая привело к снижению производства и, соответственно, отгрузки железной руды предприятиями Иркутской области на 868 тыс. тонн, или на 18,6 процента. Заметно снизился объем перевозок промышленного сырья — 221,5 тыс. тонн, или 24 процента, химикатов — 96,2 тыс. тонн, или 17 процентов. Почти на прежнем уровне остались лишь перевозки предприятий лесного комплекса, но и там есть снижение перевозок на 5,6 тыс. тонн.

Особенно тревожно выглядит факт снижения перевозок строительных грузов на 400 тыс. тонн (минус 37 процентов по сравнению с прошлым годом!). Если учесть, что в Иркутскую область везут в основном отделочные материалы, которые в Прибайкалье не производят, это означает, что в ближайшие годы нас ждет снижение ввода жилья и других объектов. С вводом в строй очередных участков нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» Иркутская область теряет свое значение как центр перегрузки нефти и нефтепродуктов. В первом полугодии 2015 года перевозки нефти сократились на 1,07 млн тонн, или на 16 процентов, и это только начало.

— То, что мы раньше отгружали на станции Суховская, теперь грузят в Сковородино и далее отправляют на нефтеперерабатывающий завод в Хабаровск, — пояснил Василий Фролов. — До конца года мы ожидаем ввода еще одного комплекса на нефтепроводе ВСТО и сокращения наших перевозок на 200—300 тыс. тонн. Если учесть, что каждый второй рубль ВСЖД получает на перевозках нефти, это серьезные потери. 

Прогноз нефтяников уже известен, а вот по другим отраслям картина не настолько очевидна. Правительство Иркутской области, например, говорит о росте промышленного производства, отрицая свидетельства тех, кто имеет к экономике самое непосредственное отношение. Надежды железнодорожников связаны с освоением Удоканского медного, Апсатского угольного и Чинейского железорудного месторождений (все три — в Забайкальском крае). Есть планы освоения железорудных и полиметаллических месторождений в Якутии. В Иркутской области все несколько скромнее: до миллиона кубометров лесоматериалов от компании «Русский лес», некие неозвученные планы ВСГК, «Иркутскэнерго» и «Полюс-Золото». Остается дождаться подведения итогов за год и проверить, кто же говорил правду и чьи прогнозы оказались точнее.

— Прошли те времена, когда железная дорога была «государством в государстве», — констатировал Василий Фролов. — Сегодня мы гоняемся за клиентом, и это не преувеличение. Мы хотим создать единый сервисный центр, чтобы человеку не пришлось ехать, например, в Усть-Кут договариваться, следить за погрузкой и так далее, а чтобы можно было прийти в здание на улице Карла Маркса и решить все вопросы в одном месте.

И все-таки инвестировать в будущее

Несмотря на трудности, руководство ВСЖД смотрит в будущее с осторожным оптимизмом. Руководство ОАО «РЖД» принципиально против сокращения персонала, каким бы сложным не было положение дел. Такую же политику проводят и филиалы, благодаря чему в ВСЖД (вместе с дочерними предприятиями) работают более 46 тысяч человек. Средняя заработная плата в компании составляет 52 тыс. рублей, что почти вдвое выше, чем средняя заработная плата по области.

ВСЖД является и одним из крупнейших инвесторов: только программа расширения БАМа обойдется компании в 53,9 млрд рублей в течение 2015 года. Работы ведутся по двум направлениям: расширение станционного хозяйства и строительство второго пути (в сумме на трех перегонах будет построено 60 км) и строительство второго хода Байкальского тоннеля протяженностью 7 км.

— На сегодня в этом месте, одном из самых узких и сложных на всей трассе, пройдено 1,4 км, — пояснил Василий Фролов. — Мы должны полностью завершить работы в 2016 году, а общая сумма инвестиций до 2018 года на БАМе превысит 120 млрд рублей.

Повышению пропускной способности будут способствовать и меры по увеличению веса составов. Проведены несколько опытных поездок, в результате которых по БАМу прошли составы весом 7100 тонн, а по Транссибу — 8000 тонн. Для перевозки таких составов приобретены три новых электровоза 2ЭС5 «Скиф» с асинхронными двигателями. Однако такие поезда могут двигаться не на всех участках дороги, и сейчас на ВСЖД разработана программа, предполагающая увеличение скорости движения по боковым веткам, увеличение веса среднего грузового состава до 6300 тонн по Транссибу и до 6000 тонн — по БАМу.

30 июля, через два дня после пресс-конференции,  на станции Большой Луг открылось новое депо для обслуживания электровозов, подталкивающих тяжелые составы на горных участках пути. Раньше их обслуживали в Слюдянке или в Иркутске, что увеличивало нагрузку на самый сложный участок пути.

Вообще же, на Транссибе приоритетом является борьба за повышение безопасности. Несмотря на некоторое снижение количества происшествий, травм и смертей, положение дел на дороге и вокруг нее все еще далеко от нормального. Между руководством железной дороги и области идут постоянные переговоры и консультации, в результате которых принято решение оснастить два переезда в Смоленщине и Тулуне системами видеофиксации нарушений «Автоураган» (что приведет к лишению прав, но вряд ли охладит всех чрезмерно горячих «гонщиков»). Отремонтированы пешеходные переходы, знаки и плакаты по безопасности, улучшено освещение на пассажирских платформах.

— Мы понимаем, что многие населенные пункты строились именно на железной дороге, встали на нее «обеими ногами», — говорит Василий Фролов. — Мы делаем все возможное, чтобы люди могли перемещаться из одной части города или поселка в другую, но строительство пешеходного перехода на станции Половина, например, возможно лишь в течение ближайших трех лет.

Пока же военизированная охрана железной дороги и подразделения МВД в ходе 420 совместных рейдов задержали на путях 20 граждан, которым там находиться вовсе не следовало. Более 50 травмированных и 37 погибших за полгода — это все-таки перебор, граждане.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести».

На фото: Василий Фролов сообщил, что в рамках ВСЖД
будет создан единый сервисный центр

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии