Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Какими будут выборы?

01 июня, 2015

Окончание. Начало в № 23

Законодательное собрание Иркутской области на сессии 5 июня официально назначит досрочные выборы губернатора на воскресенье, 13 сентября. С этого времени начнется отсчет избирательной кампании. И по всем приметам в ней огромную роль сыграет административный ресурс, или, другими словами, использование нынешним главой и правительством региона своих должностных возможностей в целях борьбы с политическими конкурентами, разумеется таких возможностей не имеющими.     

Задачи разные, цель одна

Наверняка важным элементом административного ресурса будут технические кандидаты (по-иноземному — «спойлеры»), выставленные в интересах нынешнего губернатора (сейчас — врио губернатора). И, стоит напомнить, под опекой «Единой России» и губернаторского штаба на раз-два проскочившие «муниципальный фильтр», оказавшийся не под силу куда более известным, но, к их несчастью, нелояльным власти претендентам на губернаторскую должность.

Действуя в одних и тех же интересах, каждый спойлер получит свою задачу. Например, через избирательный фонд одного можно разместить в прессе материалы против реальных противников («черный пиар»). И впрямь, ну не от своего же имени станет заниматься «чернухой» Главный Кандидат? Другой будет действовать против оппозиции через судебные иски, придираясь к формальной стороне дела. Наконец, третий (или третья) — желательно с «пролетарской внешностью» и «рабоче-крестьянскими» манерами — станет лично, «с голоса», разоблачать в теле- и радиоэфире «красных олигархов-перевертышей, изменивших народным интересам».

«Не знаем и знать не хотим»

А в целом против смутьянов, все же одолевших «муниципальный фильтр», будет задействован отработанный комплекс рутинно-административных мер. Это, прежде всего, создание и поддержание  информационного вакуума вокруг главного противника. То есть в действие вступает «стоп-лист»: СМИ не берут публикации, даже оплаченные из фонда оппозиционного кандидата. А в бесплатном формате предусмотрены относительно небольшие печатные площади и не всегда в изданиях, имеющих широкую аудиторию. Плюс вас поставят странице этак на десятой, между парой-тройкой кандидатов-спойлеров. Разумеется, у кандидата от партии власти подобных проблем не возникает. Формальности соблюдены — а на практике издевательство, как, впрочем, почти по всем направлениям губернаторских выборов.          

Второй аспект административного ресурса: блокировка встреч противника с большими группами избирателей. Вот захочет, например, Сергей Владимирович Ерощенко встретиться с коллективом того или иного вуза — наверняка проблем не будет, соберется полная аудитория студентов и преподавателей. А если захочет с коллективами врачей, учителей или библиотекарей? Всегда пожалуйста. Ну а — страшно вымолвить — с полицейскими, пожарными или военнослужащими? В лучшем виде.

А если пожелает конкурент? Ну, скажем, Сергей Георгиевич Левченко. Очень хотелось бы верить, что в университетах и академиях все же найдутся свободные помещения. А студенты и преподаватели не будут все как один на занятиях, от которых, разумеется, невозможно оторваться. И у врачей, учителей и полицейских тоже найдется время. Однако вероятность благоприятного исхода для неугодного власти кандидата ничтожно мала. Скорее всего, будут выдуманы разнообразные предлоги, чтобы такие встречи не состоялись: «по техническим причинам», «срочный ремонт», «закрыто на учет», «нет электричества», «уехали в командировку», «ушли в отпуск», «затопило», «сломалось» и т.  д. и т. п. 

Впрочем, иногда бывает даже «в лоб», без околичностей. К примеру, пять лет назад тогдашний ректор Иркутского госуниверситета ответил на просьбу оппозиционного кандидата в мэры Иркутска Виктора Кондрашова организовать встречу с коллективом по-солдатски прямо: мы встречаемся только с кандидатом, которого поддерживают губернатор и «Единая Россия». И то — не стал уважаемый профессор кривить душой и выдумывать небылицы. Сказал честно, как на духу, за весь коллектив из нескольких тысяч человек: других не знаем и знать не хотим… 

Вездесущ и многолик

Наконец, третья составная часть административного ресурса в ходе агитационной кампании — «черный пиар». Этот жанр на самом деле не топорный, а очень даже филигранный. Как уже говорилось, надо, чтобы «наезд» был не от имени действующей власти и ее кандидата. Она будет как бы ни при чем и как бы в стороне. Говорить, точнее, «транслировать голос нарда» будут кандидаты-спойлеры. Благо «муниципальный фильтр» дает большие возможности зарегистрировать сразу несколько таких кандидатов — на разный вкус и под разные амплуа. А заодно не дать обрести реальному противнику кандидатов-союзников.    

Вообще, административный ресурс настолько вездесущ и многолик, что заслуживает отдельного разговора и даже исследования. Это и пропаганда в пользу Известно Какого Кандидата по основным телеканалам под видом новостей в информационной программе в наиболее смотрибельное время  (прайм-тайм). И, что немаловажно, либо на финансово льготных основаниях, либо бесплатно, точнее — за счет бюджета. А другие кандидаты — пожалуйста, дебатируйте между собой (без Известно Какого Кандидата) в шесть часов утра в специальной программе, посвященной выборам. Тут вам и «сетка» агитаторов, тесно привязанная к избирательным округам по выборам городских депутатов. Здесь и библиотеки, больницы, музеи, срочно закрытые по «техническим причинам» именно в то время, когда у их коллективов все-таки были назначены (упущение!) встречи с «не тем» кандидатом. Это и изъятие силами коммунальных работников «не тех» газет и листовок из почтовых ящиков в подъездах — как будто не существует неприкосновенности частной жизни, ведь с таким же успехом можно изъять и любое иное содержимое. Это и подчас «рваный ритм» работы правоохранительных органов: когда появляются замечания к оппозиции, они буквально «роют землю», но если претензии адресованы Главному Кандидату или его союзникам, то действуют со скоростью черепахи, а то и вообще «дают по тормозам». Это и чрезвычайное усердие некоторых мэров, бегущих «впереди паровоза», — а вдруг губернатор разгневается за недостаточно рьяное исполнение верховной воли?  

Иркутск — дело тонкое

Особая проблема для губернаторского штаба — избиратели крупных городов, особенно региональной столицы. Найти с ними общий язык, особенно в стилистике Сергея Ерощенко, чрезвычайно сложно. Поэтому в Иркутске будет сделана ставка на снижение явки, на отсутствие агитационного внимания к выборам. Даже настроения типа «за нас все решили», «в этих выборах нет смысла», «голосуй не голосуй, результат готов заранее» на руку губернаторскому штабу. А чем ниже процент явки на выборы, тем больше в числе голосующих доля избирателей-бюджетников, политический статус которых можно определить как «полукрепостные XXI века».  Глядишь, через неусыпный учет и контроль (он же — административный ресурс)  удастся худо-бедно подтянуть результат и в областном центре. Но основой, прочным фундаментом победы Сергея Ерощенко должна стать периферия — малые города и сельские районы, где возможности административного ресурса практически неограниченны.

На критику, замечания и на их основе предложения в свой адрес вполне можно назвать тех, кто критикует и предлагает, «стервятниками», «политическими спекулянтами», «разрушителями». Таким образом, делается попытка решить сразу три задачи. Первая: возвысить себя в глазах избирателей, представ эффективным и конструктивным. Вторая: принизить конкурентов, навесив на них пропагандистские ярлыки. Мол, если они разрушители, то чего с ними разговаривать. Третья и, пожалуй, главная: уйти от разговора по существу, тем более что вопросов, на которые нет убедительных ответов, становится все больше. А так — проще простого: сказано вам — это стервятники, вот и весь разговор. Прием, кстати, давний, но к выборам его, словно шубу, побитую молью, достают из чулана, отряхивают, прихорашивают и выдают за обнову.    

Конечно, заявления и призывы — это уже не столько административный ресурс, сколько обычные уловки предвыборной кампании, в которых нет ничего предосудительного. Вроде бы нет. Точнее, во многих других странах — нет. А у нас агитационные «завлекалки» кандидата от власти опираются, как уже сказано, на мощь административного ресурса. Поэтому все равно выходит как всегда: одних слышно даже из утюга, другим крепко заткнули рот.   

«Но как без них прожить — а ну скажи, скажи…»

Подчас можно слышать прагматично-циничное мнение: мол, да, в теории вы правы, но на практике, в жизни, в нашей современной российской жизни, отказ от административного ресурса (так же, как и, например, отказ от коррупции) просто остановит нашу жизнь. Решение многих проблем не только в государственном управлении или бизнесе, но и в частной жизни, в быту будет просто заблокировано, если не дать «на лапу» — хотя бы и по мелочи. Не только олигархи или зажиточные люди, но даже весь средний слой — у кого хоть чуть-чуть есть денег, кроме как на хлеб и молоко — привык «разрулить по-быстрому», чем «долго париться и все равно не решить».

Печально, но это так. Однако еще печальнее другое: вместо того чтобы пусть и медленно, по чайной ложке, но неуклонно, последовательно уходить от административного ресурса, мы наблюдаем обратную тенденцию. За последние двадцать и особенно десять лет административно-коррупционный пресс заметно усилился. Иными словами, вместо прогресса мы видим регресс.

Алексей Ребров, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии