Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Вместо Ленина — Амурская?

08 октября, 2012

 


Зачем переименовывать улицы города? Для заключительной встречи в рамках проекта «Прогулки по старому Иркутску» тема была выбрана не просто интересная, но и дискуссионная.


Клуб молодых ученых «Альянс» еженедельно в течение нескольких месяцев организовывал бесплатные экскурсии для желающих узнать историю Иркутска и познакомиться с удивительными фактами, касающимися известных личностей и значимых мест областного центра. Всего в течение лета на улицах столицы Приангарья прошло 13 лекций. Иркутяне, объединенные интересом к краеведению, прошлись по местам славы Владимира Сукачева, Василия Жарникова и других крупных исторических фигур, узнали много нового об Иркутском остроге, Амурских воротах, Иерусалимском кладбище, драматическом театре.…

Итоговая же, четырнадцатая, беседа состоялась в актовом зале городской администрации. Прогулкой в полном смысле ее не назовешь. Просто лекция на актуальную тему: «Зачем переименовывать улицы Иркутска?». Ответ на этот вопрос собравшимся попробовал дать профессор Иркутского государственного университета Александр Дулов. Начал он с небольшой справки по истории иркутской топонимики.

Улицы появляются в Иркутске с XVII века. Самая древняя — Луговая (ныне носит имя Марата), по ней в луга выгоняли скот. Наименования у улиц раньше появлялись естественным образом: по названиям ближайших церквей, по торговым или иным особенностям, иногда по именам первопоселенцев и купцов. В истории Иркутска было несколько попыток провести топонимическую реформу, но первая более или менее удачная пришлась лишь на начало XX века. Город расширялся, строились новые улицы, и их впервые стали называть в честь писателей и других культурных деятелей, хотя доля таких номинаций и была очень мала. Подавляющее большинство топонимов отражало местные особенности, многие из них невозможно было встретить ни в одном другом населенном пункте.

Радикальные изменения произошли в 1920 году, после смены власти, когда были отредактированы 70 наименований, 60 из которых — улицы. Тогда-то Амурская, названная в честь генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева-Амурского, превратилась в улицу Ленина, а Большая стала носить имя Карла Маркса. Площадь графа Сперанского (известная сейчас как сквер Кирова) была переименована в Площадь III Интернационала. Реформы продолжались в течение всего советского времени. Итог: 170 изменений, кстати, некоторые места на карте города подвергались им неоднократно. Лишь двум улицам в центре Иркутска удалось сохранить свои имена — Подгорной и Ямской.

В тот период, по мнению профессора Дулова, благодаря «революционным» названиям, Иркутск утратил часть своей уникальности. И вот тема ее восстановления регулярно поднимается уже двадцать лет. Самое значительное реальное продвижение на данный момент — таблички с историческими названиями, появившиеся под современными в 2009 году.

А летом этого года появилась информация: сбываются мечты историков и краеведов — четыре улицы Иркутска получат свои прежние имена. На сайте городской администрации организовали голосование для жителей «Как вы относитесь к возвращению улицам Иркутска исторических названий?». Впрочем, на этом все и закончилось. Но профессор убежден, что восстановить наименования, а вместе с ними и историческую справедливость необходимо. Не все, но хотя бы двадцать. По его словам, это также поспособствует росту туристической привлекательности областного центра, а сейчас ведь как раз ведется активная работа в этой сфере.

Прежние названия, рассказывает Дулов, нужно вернуть улицам «с большой историей» — Луговая, Большая, Арсенальская (Дзержинского), Адмиралтейская (Сурнова)… Амурской снова стоит назвать улицу Ленина. Трудно представить российский город без «ленинской» улицы, но профессор приводит веский аргумент: Владимира Ильича и так не забудут. Министр культуры и архивов Иркутской области Виталий Барышников, который присутствовал на лекции, признался, что восстановить Амурскую  полностью удастся вряд ли, но стоит рассмотреть вариант о присвоении такого имени улице 3-го Июля, изменив нумерацию домов.

Хорошо бы улице Валентины Терешковой вновь стать Кругобайкальской, ведь такое название — уникально, отмечает Александр Дулов. Также среди первых кандидатов на восстановление исторических имен оказались улицы Халтурина, Перовской и Ширямова как названные в честь террористов. Следом — улицы, называвшиеся по церквям: из Бограда обратно в Чудотворскую, из Сухэ-Батора — в Тихвинскую, из улицы Пятой Армии в Троицкую. Также центральная площадь города должна называться не в честь Кирова, а вновь в честь Сперанского.

Однако, по мнению следующего выступающего, мецената и антиквара Александра Снарского, переименование двадцати улиц является полумерой. Если уж возвращать названия, то мелочиться не стоит.

— Я родился не так давно, в середине 50-х годов, — вспоминает Александр. — Рос на улице Шалашниковской, которая сейчас называется Октябрьской Революции. Очень хорошо помню, как соседи общались: «Ты где была, на Большой? Сейчас на Ланинскую?». Люди продолжали говорить по-старому.  Потому что они родились на этих улицах, на этих улицах они влюблялись и женились, жили. Даже в память о них мы должны восстановить все исторические названия.

На этих словах в зале поднялся неодобрительный гул.

— Сколько затрат! — восклицает одна из зрительниц. — Что нам, легче от этого будет?

— Вот именно, — поддерживает другая. — Лучше бы дороги нормальные сделали.

Выступающий спешит поделиться:

— Часто в спорах по данному поводу мне говорят: «А вы знаете, каких деньжищ это стоит?» (В зале одобрительно кивают). Каких? За  много лет никто мне так и не дал ответа. Даже примерно. И у меня вкрадывается подозрение, что не таких уж и больших. Средства нужны разве что на новые таблички. Что ж, их я готов оплатить из собственного кармана.

 


Главный редактор и издатель газеты «Восточно-Сибирская правда» Александр Гимельштейн  сослался на опыт других городов России, в том числе Перми, где не так давно восстановили наименования улиц. И уложились в весьма приемлемые суммы. К тому же людям не потребовалось менять паспорта и другие документы (чего опасаются многие иркутяне). В этом, утверждает Гимельштейн, с точки зрения законодательства необходимости нет. Заняться переоформлением бумаг придется только в случае  продажи или обмена жилья.
 

 

Разделяет эту позицию и следующий оратор — Александр Гимельштейн, главный редактор и издатель газеты «Восточно-Сибирская правда». Он в качестве аргумента сослался на опыт других городов России, в том числе Перми, где не так давно восстановили наименования улиц. И уложились в весьма приемлемые суммы. К тому же людям не потребовалось менять паспорта и другие документы (чего опасаются многие иркутяне). В этом, утверждает Гимельштейн, с точки зрения законодательства необходимости нет. Заняться переоформлением бумаг придется только в случае  продажи или обмена жилья.

Если же и такие перспективы людей пугают, журналист предложил городским властям начать возвращение старых названий с двух точек, где нет ни одного жилого дома, — сквера Кирова и улицы Урицкого, которая и десятки лет назад была в первую очередь торговой.

Завершил свое выступление Александр Гимельштейн довольно резко и, по его собственным словам, публицистично:

— Почему это все так долго тянется? Городская комиссия по топонимике регулярно ставит вопрос о переименовании улиц города. Но меняются мэры, и не меняется подход. Это какая-то системная политическая трусость.

Он также отметил, что большая часть иркутян, скорее всего, к переменам не расположена, но было бы хорошо донести до всех значимость восстановления исторической справедливости.

Удивительно, но никто из ораторов не высказался против перемены названий. Вот и президент фонда «Наследие иркутских меценатов» Марина Кондрашова убеждена:

— Здорово, если в нашем городе зазвучат те же имена и названия, что и много лет назад. За каждым из них кроется целый пласт иркутской истории. Я уверена, что возвращение исторических названий произойдет. Правда, хочется получить поддержку людей. На самом деле власти города работают для его жителей, и многое зависит от вашей позиции.

По официальной информации, мэрия Иркутска сейчас изучает прецеденты, а администрация города направила запросы в различные заинтересованные структуры, такие как ЗАГС и Федеральная резервная система, чтобы с помощью специалистов этих ведомств выработать механизм возвращения прежних имен.

Цикл лекций «Прогулки по старому Иркутску» прошел успешно, и весной следующего года все желающие смогут принять участие во втором сезоне акции. А уже этой осенью клуб молодых ученых «Альянс», Общественная палата Иркутска и истфак ИГУ запускают совместный проект «Улица Большая», в рамках которого пройдут фотовикторина и конкурс научно-исследовательских работ.

 

Елена Пьянова, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Александр Дулов:
«Из-за «революционных» названий улиц
Иркутск утратил часть своей уникальности»;

Марина Кондрашова:
«Здорово, если в нашем городе зазвучат те же
имена и названия, что и много лет назад»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Гим 24 октября 2012, 02:42
Улица - Шелашниковская. Через Е.