Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Тридцать лет и три года

30 ноября, 2015

Вышла в свет журналистская летопись Иркутской области

Ходий-001.jpg

Известный иркутский журналист Владимир Ходий, работавший на протяжении 30 лет собственным корреспондентом ТАСС в Иркутской области, издал книгу, которая станет достойным пополнением списка иркутских летописей. В книге «Время строкой ТАСС», вышедшей в издательстве «Оттиск», собраны несколько тысяч новостных сообщений, отправленных по горячим следам в день события или, в крайнем случае, на следующий день.

Специфика журналистской работы в главном информационном агентстве Советского Союза требовала от корреспондента несколько важных качеств: мгновенную реакцию на события, умение писать быстро и кратко, но в то же время полно и точно.

— Каждое мое сообщение отвечает на четыре вопроса: «что случилось, где, когда и при каких обстоятельствах?», — вспоминает Владимир Ходий. — Иной раз приходилось писать какие-то краткие заметки для самого себя, потом передавать текст по телефону в Москву, стараясь опередить коллег-конкурентов. В советское время изданий было мало, но все-таки скорость ценили. Все эти заметки я потом складывал в папки, хранил, а три года назад решил вывезти из дома — и пока перебирал, вдруг понял, что это может быть интересно и сегодня.  

Автор сохранил огромное количество записей в личном архиве. На протяжении трех лет пришлось приводить их в порядок — на разрозненных листках бумаги стояли лишь день и месяц, но практически никогда — год. Какие-то яркие события, конечно, остались в памяти, но многое пришлось восстанавливать, обращаясь к библиотечным подшивкам газет и журналов, а иной раз и к архивам. В этом вторая важная особенность книги Владимира Ходия: информация, которая в свое время распространялась по всей стране, перепечатывалась газетами с миллионными тиражами, сегодня практически недоступна — ни историкам, ни любым другим читателям.

С другой стороны, тысячи коротких публикаций, малозначительных по отдельности, собранные вместе, дали совершенно новый эффект. Как из отдельных кусочков стекла, мазков кисти или пикселей на мониторе складывается огромное изображение, так и из новостных сообщений, каждое из которых малозначительно само по себе, в итоге сложилось огромное полотно трех десятилетий истории одного из самых больших регионов России.

Да, у каждого из нас есть собственные представления о пережитом — но никто не может сказать, что видел достаточно много, чтобы написать собственную книгу об истории области. Да, уже сегодня у нас есть несколько книг мемуаров, описывающих этот период, причем написанных первыми лицами партийных и исполнительных органов власти. Но в силу специфики жанра эти произведения больше говорят об авторах, чем о регионе и времени, в котором они жили. Да, появились — буквально в последние два-три года — первые обобщающие исследования. Увы, историки вынуждены втискивать свои исследования в рамки концепций, планов, требований грантов, в прокрустово ложе финансирования, а в итоге получаются произведения, безусловно отвечающие всем требованиям научности, но не дающие никакого представления о реальной жизни страны в один из самых сложных и интересных периодов ее истории.

По книге Владимира Ходия это можно показать на двух примерах. Изучая экономику области, историки укажут лишь самые крупные показатели — валовой региональный продукт, объем выработки того или иного вида сырья, динамику производства электроэнергии. Будет, разумеется, рассказ об экспансии крупных государственных и частных корпораций, постепенно прибравших к рукам наиболее интересные предприятия, — в очень сухих и обтекаемых выражениях. Летопись Владимира Ходия рассказывает о том же самом, но гораздо подробнее, раскрывая, например, полукриминальные схемы проведения собраний акционеров, способы создания панических настроений с последующей скупкой активов и уничтожением «непрофильных видов деятельности».

Историки, имеющие дело лишь с состоявшимися фактами и реализованными проектами, практически никогда не освещают в своих трудах фантастические по замыслу планы федеральных и областных властей, заключенные, но неисполненные соглашения, подписанные и сорванные по разным причинам контракты. Одно только то, что в книге Владимира Ходия все эти нереализованные возможности собраны под одной обложкой, делает ее незаменимой для любого руководителя муниципального и регионального уровня. Читайте и помните, что придумать вы можете многое, а сделать — лишь малую часть.

Другой поучительный пример из той же книги — это, если так можно выразиться, роль народа в истории области. В нормальном научном труде население области присутствует минимально и безлично: численность такая-то, распространение туберкулеза и СПИДа такое-то, уровень образования, половой и возрастной состав. Летопись дополняет эту картину и придает ей объем: в 2001 году, например, половина жителей Иркутской области жила за чертой бедности, каждый четвертый имел доходы ниже прожиточного минимума. И вопреки сложившимся представлениям о «лихих 90-х» и более спокойных 2000-х, по летописи Владимира Ходия можно проследить, что большая часть забастовок и голодовок случилась уже после 2000 года. То же самое можно сказать и о криминале — большая часть заказных убийств приходится не на второе, а на третье десятилетие описываемого в книге Владимира Ходия периода.

В летописи упоминаются около двух тысяч человек, половина из которых — это именно рядовые жители области, ставшие героями новостных сообщений. Интересно здесь то, что арестованная в Таиланде по подозрению в краже денег и аппаратуры у других туристов иркутянка упоминается в книге ровно столько же раз, сколько и какой-нибудь директор крупной фирмы, избранный депутатом Законодательного собрания и отсидевший в «сером доме» полный срок полномочий. Это несколько меняет представление о том, кто мы есть и чего стоим перед лицом истории.

Книга снабжена именным, географическим и предметным указателями, что делает ее удобной для тех читателей, кто решит использовать новую летопись в качестве исторического источника. Работа Владимира Ходия интересна именно тем, что в ней поданы только факты без каких-либо трактовок, обусловленных политическими или административными обстоятельствами. Очень важно, что новейшая история Иркутской области предстает в этой летописи свободной от эмоций и намеренных деформаций в пользу той или иной идеологии, партии или конкретного политика. 

Автор благодарит за помощь в издании книги правление Иркутской областной организации Союза журналистов России, финансово-строительную компанию «Новый город», Иркутскую нефтяную компанию и ООО «Газпром добыча Иркутск».

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии