Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Весна и революция

27 Февраля, 2017

Февраль 1917 года был студеный: в Петрограде средняя температура достигала 29 градусов ниже нуля, а в Москве было еще холодней, минус 31. Морозы усугубили транспортную проблему — заметало железнодорожные пути, значительная часть подвижного состава вышла из строя, 60 тысяч вагонов, груженных продовольствием и топливом, не могли сдвинуться с места из-за снежных заносов. Такое положение было по всей стране, в том числе и в Сибири, о чем писала местная пресса: «Развернулась во всей своей неприглядности продовольственная разруха. Обильная и богатая Сибирь почувствовала острый недостаток в продуктах самой первой необходимости, объявились и здесь прелести так называемого расстройства транспорта». В Иркутске ситуация была еще сложней. В 1917 году в городе насчитывалось более пяти тысяч беженцев и более двух тысяч рабочих с Ленских приисков, где сократилось производство. Иркутск в начале 1917 года доминировал по числу забастовок среди сибирских городов.

2.jpg

Почем фунт лиха?

В этих условиях возникли панические слухи, что правительство собирается ввести хлебную норму — фунт на человека. Возникли огромные очереди, нередко люди стояли морозными ночами, чтобы купить хлеб. В очередях возникали ссоры и драки, переходившие в «продовольственные бунты». Эти  стихийные беспорядки вели к дезорганизации экономической жизни, к ухудшению и без того трудного положения, утрате нравственных норм.

Усиливался процесс морального разложения российского общества, формировалась атмосфера «всеобщего вандализма», что еще в 1910 году отмечал Лев Толстой: «Вандалы уже вполне готовы у нас в России. И они, эти вандалы, эти отпетые  люди, особенно ужасны у нас, среди нашего глубоко религиозного народа». 

Началось отчуждение людей от церкви и духовенства. Современники писали о распутстве, воровстве, лени, хулиганстве, пьянстве, сквернословии, зависти к зажиточным, склонности к дармовщине и других изъянах русского характера, приобретенных в предреволюционные годы. Один из авторов с горечью отмечал: «Совести не стало в народе. Честь пропадает. Государство распадается снизу. Нравственные убийства хуже, страшнее  уголовных. Этого никто не замечает, но это факт». О нравственной инверсии, затронувшей глубинные пласты народного сознания, писал в «Новой жизни» Максим Горький.

Неудачи на фронте привели к еще большему развалу общественной жизни. Недовольство охватило и либеральные круги. Пойти на уступки либералам царь не решился. Причины такой неуступчивости, вероятно, были разные: страх перед непредвиденными последствиями такого шага, традиционная вера в непогрешимость царской власти («сердце царево в руце Божией»), надежда на верность генералитета и др. И еще Николай Второй надеялся на поддержку крестьянства, воплощением которого для императорской семьи был Григорий Распутин. Но, получив огромную власть, этот исторический персонаж лишь усилил общий паралич и гибель империи. Интересно, что после убийства Распутина стали ходить слухи, что его убили придворные за то, что он защищал народ и доводил до царя чаяния крестьянства. Некоторые идеи Распутина — мир с Германией, раздел помещичьих земель — действительно соответствовали стремлениям масс.

Таковы, на мой взгляд, основные причины Февральской революции. Не следует, пожалуй, игнорировать и дотелевизионную пропаганду в киселевско-соловьевском стиле: «Александра Федоровна — немецкая шпионка и распутница (спит с Распутиным)».

Пять дней и — республика

Во второй декаде февраля погода в Петрограде внезапно переменилась: температура, поднявшись до восьми градусов тепла,  не опускалась до конца месяца. Вечером 22 февраля царь убыл в Ставку, а на следующий день начались беспорядки, которые уже не стихали до отречения монарха.

23 февраля (8 марта по новому стилю) был Международный женский день, демонстрация прошла по Невскому с требованиями женского равноправия и хлеба. Объявили забастовку и рабочие, требуя улучшения продовольственного снабжения. Заодно с демонстрантами и забастовщиками были депутаты Государственной думы, настаивая на праве народных представителей участвовать в управлении государством. 24 февраля ситуация в столице обострилась, центральные улицы заполнили бастующие рабочие. Весь день проходили стычки рабочих с полицией. В некоторых местах толпа громила магазины. По Невскому прошла демонстрация с лозунгами «Долой самодержавие! и «Долой войну!».

25 февраля демонстрации приобрели четкий политический характер — появились красные флаги, транспаранты, на одном – «Долой немку!». Улицы заполнили 200—300 тысяч демонстрантов. На Казанской площади толпа студентов пела «Марсельезу» и выкрикивала антиправительственные лозунги. Александра Федоровна так описала императору третий  день революции: «Это хулиганское движение, мальчишки и девчонки бегают и кричат, что у них нет хлеба, просто для того, чтобы создать возбуждение, и рабочие, которые мешают другим работать. Если бы погода была очень холодная, они все, вероятно, сидели бы по домам. Но это все пройдет и успокоится, если только Дума будет хорошо вести».

Утром 26 февраля Петроград был занят войсками в боевом снаряжении. Жителям было запрещено выходить на улицы. Подняты мосты через Неву. Утром все было спокойно, но во второй половине дня тысячи рабочих с окраин перешли замерзшую Неву и заполнили центр. Во многих местах войска открывали огонь. Пожалуй, самый кровавый инцидент произошел на Знаменской площади, где было убито 40 человек и столько же ранено. К ночи все стихло. Но на следующий день взбунтовался гарнизон — солдаты отказались стрелять в демонстрантов. Мятежные солдаты разъезжали по городу в захваченных броневиках, громили казармы жандармов, освободили узников Петропавловки, разгромили министерство внутренних дел, подняли над Зимним дворцом красный флаг. 27 февраля 1917 года монархия пала, Россия стала республикой.

В тисках двоевластия

Депутаты Госдумы организовали исполнительный орган в составе двенадцати депутатов под названием «Временный комитет Государственной Думы для водворения порядка  в столице и для сношения с учреждениями и лицами». В этот же день был создан «Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов». Таким образом, возникло две власти, которые функционировали до 25 октября. «Временный комитет» Думы, переименованный во Временное правительство, был исполнительным органом, а Совет выполнял законодательные функции.

2 марта в Пскове Николай Второй подписал отречение, в котором говорилось: «МЫ почли долгом совести облегчить народу НАШЕМУ тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы, и, в согласии с Государственною Думою, признали МЫ за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с СЕБЯ Верховную власть… Да поможет Господь Бог России».

В марте новая власть установилась по всей стране. В Иркутске  3 марта был сформирован Комитет общественных организаций, в который вошли депутаты городской думы, представители  союза учителей, почтовых служащих, железнодорожников — всего 200 человек. В этот же день создан Совет рабочих депутатов.

Февральская революция как историческое событие поражает воображение. Борьба с самодержавием велась десятилетия, а в феврале 1917 года оно рухнуло за неделю. Молниеносный крах самодержавия в 1917-м в чем-то схож с крахом КПСС и ГКЧП в августе 1991-го, когда главной причиной стала тоже слабость власти, обусловленная изжитостью политического строя.                                                                                                                                                                

Владимир Томилов, кандидат исторических наук,
 специально для «Байкальских вестей»

На фото: Февральская революция на петроградских улицах

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии