Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Малый бизнес: курс на снижение

24 июля, 2015

Целый сектор экономики Прибайкалья, вопреки бодрым заявлениям областного руководства, оказался на грани выживания


3-sam.jpgЧетверть всего работоспособного населения Иркутской области занята на предприятиях малого и среднего бизнеса, а также в индивидуальном предпринимательстве. Однако существует ряд факторов, которые могут привести эту сферу на грань выживания, а то и краха, если не принять мер к решению проблем.

О существовании бизнеса в новых экономических условиях, анализе текущей ситуации в сфере предпринимательства в Иркутской области, трудностях и проблемах, с которыми сталкиваются предприниматели, шла речь во время круглого стола, состоявшегося в областном центре 13 июня.

«Малыши» в цифрах

Статистические данные о текущем состоянии малого бизнеса региона сообщила Ирина Иванова, руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области.

Число предприятий малого бизнеса сократилось в 2014 году по сравнению с 2013-м на 300 единиц, составив 28,6 тыс. Тенденция снижения продолжилась и в текущем году — на 174 единицы в первом квартале.

38 процентов малых предприятий сосредоточено в торговле, каждое пятое работает в сфере недвижимости, 12 процентов — в строительстве, 8 процентов — в обрабатывающем производстве.

На малых предприятиях трудится почти 183 тысячи человек, в 2014 году отмечено снижение численности  на один процент. Средняя зарплата в прошлом году составила 15,5 тыс. рублей, однако эти цифры дают основания предполагать наличие сокрытия фактических размеров оплаты труда.

Кроме того, в Иркутской области насчитывается более 41 тысячи индивидуальных предприятий, в последнее время отмечено незначительное снижение их количества.

В целом с учетом наемных работников и помогающих членов семей в структуре индивидуального предпринимательства занято почти 135 тысяч человек, причем их количество также снижалось в течение двух последних лет.

— В целом на малый бизнес приходится около 25 процентов рабочих мест и общего оборота субъектов хозяйствования, — отметила Ирина Иванова. — Малые предприятия и индивидуальные предприниматели обеспечивают три четверти оборота в общественном питании, более половины розничной торговли и около половины оптовой.

Что касается сравнения с другими субъектами Сибирского федерального округа, то по числу предприятий Иркутская область с шестым местом находится в середине, по численности работников и суммарному обороту — на четвертом, по объему инвестиций — на восьмом. Причем если сравнивать инвестиции в основной капитал с годовым оборотом малых предприятий, то в Иркутской области эта цифра составит 0,5 процента, тогда как в Сибирском федеральном округе — 3,3 процента, по России в целом — 2,5 процента.

По исследованиям 2010 года, в регионе только каждое второе малое предприятие из числа юридических лиц и 42 процента ИП имеют производственные площади для своей предпринимательской деятельности. Более половины площадей взяты в аренду.

Кроме того, отмечается и такой показатель, как рост суммы задолженности. По отношению к полученной прибыли долги велики: все, что малые предприятия должны выплатить банкам и другим кредиторам, вдвое больше годовой прибыли. Не лучшим образом в малом бизнесе выглядит ситуация с заказами: в каждом втором случае портфель заказов укомплектован только на месяц, фронт работ на год вперед имеют лишь 14 процентов малых промышленных предприятий.

Как отмечает статистика, среди владельцев малого бизнеса преобладают мнения о негативных изменениях основных показателей деятельности в сравнении с предыдущим кварталом. Так называемый индекс предпринимательской уверенности за первый квартал 2015 года заметно снизился.

Камни преткновения

По словам Марины Еремеевой, начальника отдела поддержки предпринимателей администрации Иркутска, можно назвать несколько проблем, наиболее сложных для малого бизнеса. 

Согласно исследованиям, которые проводятся на территории всей России и которые актуальны и для Иркутска, предпринимателям на стартовом этапе не хватает средств либо эти средства достаточно дорогостоящи. Банки не кредитуют начинающих предпринимателей, остается вкладывать в развитие бизнеса потребительские кредиты. Поэтому вопрос, где взять деньги на открытие бизнеса, его развитие и как рассчитываться, остается на первом месте.

Вторая проблема — арендные отношения. Муниципалитеты во время действия 131-го федерального закона еще в 2008 году предпочли избавиться от непрофильного имущества, поэтому сегодня муниципальных площадей, предлагаемых в аренду, практически нет. Остается коммерческая недвижимость, то есть отношения с частным арендодателем, который, как известно, сам хозяин, сам и барин. Естественно, предприниматель вынужден соглашаться на его условия.

Сильно сдерживают развитие малого бизнеса отчисления во внебюджетные фонды. Есть мнение, что до того времени, пока работодатель вынужден треть фонда заработной платы отчислять на эти цели, он будет искать лазейки и скрывать реальные размеры зарплаты. А это напрямую действует на социальные пакеты работников, на их социальную защищенность.

Не мог не сказаться на ситуации в малом бизнесе и общий экономический кризис. Бюджеты всех уровней недополучают запланированные доходы. Так, в Иркутске по первому полугодию недобор финансовых средств составит 300 млн рублей, что не так уж и мало при 10-миллиардном годовом бюджете. Естественно, в первую очередь финансируются социально значимые программы, экономия идет на инновациях, инвестициях, туризме и предпринимательстве. Хотя в последние годы люди уже позитивно оценили возможность получения субсидий на становление или  развитие предприятий малого бизнеса, поняв, что ничего невозможного в этой процедуре нет, — при полной отчетности и доступу контролирующих органов.

— В прошлом году мы выделили 56 субсидий, вместе с федеральными средствами сумма составила 11 млн рублей, — отметила Марина Еремеева. — Как показала проверка, все предприятия живы и работают. Люди стали более ответственно относиться к использованию субсидий, готовы заниматься бизнесом.

Хотя, не скрывают специалисты, в территориях бывают ситуации, когда человек получает субсидию и год просто безвозмездно пользуется деньгами, по истечении срока на голубом глазу поясняя: с бизнесом ничего не вышло, готов вернуть средства субсидии. Но такие искатели лазеек — скорее редкие и досадные исключения, в большинстве своем люди хотят получить средства действительно на собственное дело. Поэтому отсутствие поддержки со стороны муниципалитета для многих стало проблемой, тем более что субсидии в первую очередь выдавались малому бизнесу, нацеленному на производство либо оказание социально значимых услуг.

Каникулы для бизнеса

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Иркутской области Алексей Москаленко одной из основных проблем малого бизнеса считает административное давление, причем с точки зрения создания условий не только для ведения бизнеса, но и всей контрольно-надзорной деятельности. Последняя, по его мнению, может свести на нет усилия, которые прикладывают муниципалитеты, областное руководство для развития малого бизнеса.

— Мы берем бюджетные деньги, субсидируем предприятия, получаем какой-то эффект и при всем этом от малого бизнеса может зачастую ничего не остаться, так как контрольные и надзорные органы ведут свою политику, — говорит уполномоченный.

Он также отметил необходимость создания условий для развития малого и среднего предпринимательства. В частности, одним из средств являются налоговые послабления. Напомним,  с 1 января нынешнего года вступил в силу закон о налоговых каникулах для малого бизнеса. Введение двухлетних налоговых каникул для только что открытых предприятий малого бизнеса остается в ведении субъектов Российской Федерации. Региональными законами может быть установлена нулевая налоговая ставка для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.  Законопроект был внесен в Госдуму в конце октября 2014 года и подписан президентом в декабре.

Ряд российских субъектов уже приняли соответствующие законы. Однако в Иркутской области до летнего перерыва в работе областного парламента этого сделано не было.

— Некоторые регионы приняли законы практически сразу после выхода федерального, в начале нынешнего года. Например, Челябинская, Свердловская области. В Иркутской области получилось почему-то таким образом, — говорит Алексей Москаленко. — Между тем это месяцы, за которые вновь открывшееся предприятие могло становиться на ноги с таким льготным режимом налогообложения.

Уполномоченный также рассказал о том, что сейчас в регионе ведется работа по модернизации  контрольно-надзорной деятельности — в частности, сокращения дублирующих полномочий у контрольных органов разного уровня.

Кроме того, Алексей Москаленко сообщил: с 1 июля текущего года в стране заработал единый реестр проверок. На сегодняшний день количество плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно снижается, но растет количество внеплановых. Единый реестр предполагает, что все проверки будут вноситься в реестр, и если инспектор побывал на предприятии с проверкой, которая не зарегистрирована в реестре, она будет считаться незаконной. Единый реестр ведет генеральная прокуратура, с 1 июля 2015 года он будет касаться федеральных контрольно-надзорных органов, с 2016 года — региональных, а затем и муниципальных.

Еще одной проблемой для предприятий малого бизнеса, по мнению уполномоченного, является вопрос доступности кредитных ресурсов:

— На сегодня все кредитование не сказать, чтобы вообще встало, но еле движется. А без свободных денег, не говоря уже про «длинные», о которых говорили раньше, — сейчас и коротких нет, тормозится развитие, изнашиваются производственные фонды и так далее. Сложно вести бизнес на ту прибыль, которая сегодня достается предприятиям. Многие работают на грани рентабельности. Плюс те выплаты во внебюджетные фонды, о которых уже говорили коллеги. Эти и другие факторы тормозят развитие бизнеса, и при таких условиях невозможно будет вывести все малые предприятия «из тени», с их серыми и черными зарплатами.

По мнению Алексея Москаленко, нужны кардинальные решения с точки зрения налоговой политики, контрольно-надзорной деятельности, снижения всех платежей, которые в обязательном порядке вменяются предпринимателям. Малый бизнес никогда не нес большую фискальную нагрузку, не вносил заметный вклад в производство валового продукта. Однако он несет большую социальную нагрузку, в первую очередь — обеспечивая рабочие места.

Ирина Ружникова, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии