Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Сергей Левченко: Время кризиса должно стать и временем роста

28 декабря, 2015


101.jpg22 декабря губернатор Иркутской области Сергей Левченко провел итоговую пресс-конференцию 2015 года для представителей региональных СМИ. Совместная работа губернатора и журналистов продолжалась два с половиной часа.

От первого лица

— В конце года принято подводить итоги, мы проводим эту пресс-конференцию, чтобы журналисты и все общество знали, как руководство области видит текущий момент и ближайшее будущее, — начал встречу губернатор. — Для меня главным событием стали выборы губернатора, в этом режиме я прожил полгода. В должности губернатора время течет по-другому, через неделю мне казалось, что прошло полгода. Для меня очень сложным было время пожаров, на которых я неоднократно бывал и видел, как гибнет наше богатство, как бессильно чувствуют себя люди и представители власти.

Конец года прошел в процессе принятия бюджета, сейчас он принят в трех чтениях. Это лишь скелет, потому что мы укладывались в минимальные нормы — 8,5 процента дефицита, что для многих регионов недостижимо. Уложились в нормы по долгам и кредитам — в два раза меньше, чем в среднем по стране. Будем в следующем году работать над наполнением, чтобы уже в первом квартале некие надежды появились. Традиционно говорят, что все бюджеты социальные. Я к этому отношусь немного строже, во многих бюджетах более 50 процентов — это заработная плата и бюджет не столько социальный, сколько просто фонд заработной платы.

Я благодарен депутатам Законодательного собрания, которые досконально разобрались в бюджете, и мы не получили ни одного голоса «против». Не было перекосов в ту или иную сторону бюджетной сферы. Мы старались получить перспективу на следующий год. Вместе с ЗС мы решили, что в ближайшие два месяца сделаем антикризисный план. Во многом он будет состоять из сокращений, но в нем будут и зерна развития. Через две-три недели после принятия этого плана будем обсуждать и программу развития области. Обсуждение программы будет максимально широким, я приглашаю и вас, журналистов.

Сначала пройдет обсуждение по отраслям, затем проведем итоговую конференцию, и завершится все посланием губернатора. Будут определены задачи на ближайшее время и на несколько лет.

Политика останется в повестке дня

— В ряде городов в ходе избирательной кампании по выборам губернатора были нарушения законодательства. Что было сделано, чтобы последующие выборы были более честными?

— Я хорошо помню все заявления, которые пришлось писать в основном мне. По всем заявлениям идут расследования. Стараюсь помочь расследовать все факты и при необходимости продлить сроки. Есть неудовлетворенность, видно недостаточно объективное и детальное расследование. По голосованию на дому был подсчет времени: чтобы каждый избиратель мог проголосовать, требовалось якобы четыре с половиной минуты. Нужно было проверить все избирательные участки, при помощи показаний свидетелей все выяснить. Пока ответ такой: у нас много людей пожилого возраста, к которым нужно было выезжать. И точка. То есть детального расследования не было.

Второй пример: выборы в Иркутском районе 6 декабря. Очень много людей, голосовавших досрочно, — 6 тысяч человек. Никто из этого района вахтовым методом не уезжает. Будем ремонтировать избирательное законодательство. На следующих выборах мы должны действовать так, чтобы такого разгула, как на прошедших выборах губернатора, не было. Со стороны губернатора и правительства никаких сигналов по голосованию не будет.

— Как нужно выбирать мэра Иркутска?

— Моя позиция по выборам мэра Иркутска последовательна — обращение в Конституционный суд было подготовлено и подписано мной первым. Смысл законов о муниципальной власти в том и состоит, что они сами принимают решения о выборах органов власти, муниципальный уровень отделен от государственной власти. Конституционный суд пояснил, что государственные органы могут вмешиваться в порядок выборов. Вопрос о порядке выборов КС не рассматривал, он лишь решил, что Законодательное собрание имело право принять действующий сегодня закон.

Когда депутат ЗС Владимир Матиенко выступил с законопроектом о возврате прямых выборов, я такой способ выборов мэра поддержал. Если бы я не поддержал — вот это точно было бы странно. Три месяца назад я был за прямые выборы, а теперь вдруг против. Законодательное собрание тоже поддержало свою прежнюю позицию. Насколько я знаю по социологическим исследованиям, большинство жителей Иркутска за прямые выборы. Речь идет только о следующем избирательном цикле.

— Пресловутая война элит в Иркутской области не закончилась. Насколько это влияет на вашу работу и что вы намерены сделать, чтобы успокоить элиты?

— Что касается войны элит, то ее основа — коммерческие интересны. Моя задача в том, чтобы у людей во власти не было коммерческих интересов. Если есть интересный проект — выходите и предлагайте свои условия, а мы с участием общества будем оценивать, насколько это полезно. Решения должны быть не подковерными, и думаю, что в начале следующего года уже будут видны плоды. Противоречия останутся, но источников конфликта во власти не будет.

— Есть информация о том, что вы возглавите список КПРФ на выборах в Государственную думу и можете уйти с поста губернатора. Так ли это? Назначен ли аудит по итогам работы прошлого губернатора? Многие говорят, что вы идете по «минному полю».

— У меня нет ощущения «минного поля», просто накоплено много проблем. Например, ситуация с «Облкоммунэнерго»: комфорт многих людей зависит от работы этого предприятия, и на 1 октября оно имело более 1 млрд долгов. «Облжилкомхоз» — более 600 млн рублей. Был выбор: объявить банкротами или заплатить долги. Впервые за все годы работы «Облкоммунэнерго» мы пригласили руководство «Иркутскэнерго» и подписали соглашения. Деньги в предприятие пошли. Что касается Государственной думы, то я не собираюсь никуда уходить. Не хочу возглавлять список, понимая, что это не очень солидно — возглавить и не пойти в Думу. Но если другого кандидата, более солидного, не будет, я возглавлю список.

Не верьте слухам!

— Есть ли конфликт в аппарате губернатора? Почему в правительстве всего один человек из КПРФ?

— По поводу конфликта все, вплоть до списка участников, я узнаю из СМИ. Заходят, улыбаются: у нас опять конфликт! В то же время стараюсь сделать так, чтобы у всех министров было свое мнение. Некоторое время назад по поводу министров я говорил, что одного губернатора-коммуниста вам мало — могу добавить. Руководитель округа Марина Иванова — коммунист, пару дней назад назначен руководитель представительства в Москве — Евгений Балашов, экс-министр правительства Лужкова, коммунист.

— Закон об опорных вузах составлен так, что мы находимся в тупике и можем остаться без второй ступени — опорный вуз или исследовательский университет. Какое ваше мнение по этой проблеме?

— На встрече с редакцией «Восточно-Сибирской правды» я спросил: вы помните хоть одну реформу, которая нам пользу принесла? Ответа не было. Последняя была по реформированию Академии наук, и все мы видим, в каком состоянии наш научный центр. Нынешняя реформа подталкивает к тому, чтобы механически объединить несколько вузов. Для нашей области с высоким развитием системы вузов механически загнать все в один клубок — вредное предложение. Позицию по опорным университетам я высказывал, но постарался сделать так, чтобы большинство вузов под нее не попало. Я договорился с минсельхозом, что аграрный университет под эту реформу не попадает. Договорились про ИрГУПС и медицинский университет. Остаются, по сути, два вуза — ИГУ и БГУ (бывший БГУЭП. — Ред.).

Говорить, что оба они по отдельности попадут в первый сорт, нельзя, за два месяца объединить их тоже невозможно. Мы знаем, что не закончено еще объединение ИГУ и педакадемии, там много параллельных кафедр. Заканчиваем работу по ведомственным вузам и начинаем думать, что делать с БГУ и ИГУ. Ищем какой-то вариант, чтобы сделать корпоративное объединение: не один ректор и ректорат, не объединение на бумаге, а сохранить автономное управление каждого вуза. Обсуждаем эту тему с руководством федерального Министерства образования. Это очень больная тема, в нее вовлекают студентов. Я бы посоветовал не «разогреваться», а вместе искать решение проблемы.

Экономика начинается с транспорта

— Возможно, будет повышение цен на авиаперевозки. В бюджете области заложена дотация в меньшем, чем в 2015 году, размере, будут ли они повышены и на каких направлениях?

— Будет необходимость — средства будем добавлять. Авиаперевозки в Братск, Бодайбо будут организованы на конкурсной основе. В прежнее время фактически была система дотаций для одной компании. Мы обратились к нескольким авиаперевозчикам, которые готовы прийти и работать на конкурентных условиях. Будем каждый маршрут рассматривать индивидуально.

Самая большая проблема в перевозках — состояние аэропортов. Например, в Бодайбо профиль аэропорта похож на корыто. Аэропорт в Киренске в состоянии банкротства. Аэропорт в Усть-Илимске не до конца укомплектован. В некоторых малых аэропортах нет средств на очистку взлетной полосы. Это комплексная проблема, я поставил задачу централизовать работу аэропортов по всей области и решать проблемы совместно.

— Реконструкция аэропорта Иркутска — есть прописанный план, как он будет исполняться?

— Первая задача — сделать нормальную взлетно-посадочную полосу. Аэропорт перешел в собственность области, а ВПП находится в собственности федерации. В мае 2016 года начнем ремонт полосы. Стоимость — около 350 млн рублей, будем делать из внебюджетных источников. Средства из федерального бюджета дадут, если будут найдены инвесторы. Мы провели несколько встреч, в том числе и с «Российскими технологиями». Остается проблема с мемориалом, остается проблема туманных дней. Несколько сложных моментов с Министерством обороны.

Договорились с потенциальными инвесторами вернуться к началу диалога и рассмотреть шесть вариантов строительства аэропорта. Существующий аэропорт должен быть в нормальном состоянии, договорились, в частности, с Таможенной службой об увеличении постов или кабинок для проверки прилетающих.

— Представители Минприроды РФ заявили, что разработка Сухого Лога будет идти с государственным участием и таково мнение региональных властей. Так ли это?

— Это мнение бывшего губернатора, но я с ним согласен. Я бы сказал, что есть еще несколько условий. Месторождение сложное, предложения разделить его на три-четыре части — дилетантство. Руда идет где-то у поверхности, где-то на глубине более 130 метров. Говорил золотодобытчикам: давайте договоримся о совместном использовании месторождения. Сможем использовать уже имеющиеся мощности. Если придет организация, у которой нет фабрики, — эти будут строить, а те стоять без работы. Там очень плохо с электроэнергией. Каждая компания решает вопрос сама по себе, тянет свою ЛЭП. Энергетики заинтересованы в том, чтобы иметь там генерацию, и хотят построить ГЭС, останется даже на развитие района. Я планирую их объединить, и на конкурсе должно быть понимание, как мы все вместе будем  осваивать такое крупное месторождение.

— Хотели делать в области венчурный фонд, что с ним? Что будет с машиностроением, фармакологией?

— Много говорим про ТОРы, кластеры... Назначили кластер в Чистых Ключах, но кто там ездил, тот знает, не похоже это место на инновационное. Все способы помощи бизнесу заключаются сейчас в том, чтобы оказывать консультации. Не ведут органы власти бизнес за собой, а только советуют: идите туда, там кластер. Будем это дело менять.

Машиностроение: провел несколько встреч с руководством «Иркута» — стоит задача выпустить самолет МС-21. Он требует огромного количества деталей, нужно сделать так, чтобы у нас была не только сборка, максимальное количество деталей производить здесь. Готовим соглашение, будем подталкивать к тому, чтобы на территории в сторону Вересовки появилось все — дороги, энергетика, проектировщики, строительные материалы. В субботу приедут представители Газпрома, будем рассматривать и утверждать программу газификации области.

200.jpg

Губернатор и мэры работают вместе

— Если ли новости по проверке качества ремонта домов? Что будет в 2016 году с тарифами ЖКХ?

— Проблема по капремонту назревала с момента основания фонда. Решения, заложенные в его работу, нежизнеспособны. Всего шесть человек наблюдают за тем, как проводят ремонты на всей территории области. В федеральном законе есть несколько вариантов. Мы пошли по пути централизации — и вот результат. Я просил сделать анализ с цифрами, фактами, документами, заслушал контролирующие органы и понял, что нужно делать расследование. 21 декабря заслушали предварительные результаты и дали еще десять дней на подготовку окончательного документа. Результаты такие, что будем передавать материалы в правоохранительные органы, — огромное количество нарушений: огромное количество недоделок, нарушений сметы, плохое качество работ.

Есть претензии к закону, мы их передали в правительство, и они воплотились в поправки, которые недавно были приняты Госдумой. Сейчас мы эти поправки будем стараться воплотить в региональном законодательстве, потому что там все дано на откуп регионам — есть ли деньги в бюджете, мы постараемся найти. Я вчера провел встречи с тремя мэрами и увидел, что есть желание отдать проверку качества ремонта на территории. Если такое желание есть у администрации, если она готова к этой работе.

Решение по заморозке тарифов бывшим губернатором было принято 7 мая, это стоило области 626 млн рублей. Если бы продолжили в 2016 году — еще 1,32 млрд. Законодательное собрание в этом решении не участвовало, расходы не обсуждались и не предусмотрены в бюджете. Поскольку средств не было, принято решение заморозку прекратить. В следующем году в силу программы антикризисной и программы развития повышение будет, оно запускается с федерального уровня, но надеемся, что оно не превысит четыре-пять процентов.

— Какую экономию принесет сокращение зарплаты губернатора и правительства? Будет ли сокращение чиновников?

— К примеру, министерство сельского хозяйства сократится с 91 до 75 человек. Пропорционально будем сокращать и другие ведомства, но, с другой стороны, будет создано министерство лесного хозяйства. Сокращение зарплат губернатора, министров по году даст экономию 20 млн рублей. Ниже по должности мы не спускаемся, там зарплаты у чиновников небольшие.

— Будет ли уволен директор автоколонны 1880?

— Автоколонна — областная собственность, это ответственность правительства. Если просто поменять директора и не поменять политику — ничего не изменится. Автоколонна потеряла все выгодные маршруты. Мэры идут ко мне и говорят: давайте восстанавливать муниципальные предприятия, потому что и у них никто не хочет работать на невыгодных маршрутах. Кроме вопроса с руководителем, мы одновременно пытаемся решить экономические проблемы транспортных предприятий — и автоколонны 1880, и в Братске, и в Усть-Илимске. Увлекаться сменой директоров не очень правильно.

— Когда начнется реализация проекта развития Усолья-Сибирского?

— В прошлую пятницу я говорил с Дмитрием Медведевым и попросил, чтобы у нас было проведено заседание правительственной комиссии по развитию Прибайкалья и Дальнего Востока. Мы поднимем вопрос территорий опережающего развития. Сейчас идет подбор резидентов для ТОРа, надеемся подписать первые соглашения. Условия легкие: 5 млн рублей и 20 рабочих мест. Не хотелось бы повторять уже сделанные ошибки: приглашаем всех, но постараемся избежать мошенничества.

— Почему не объявлено ЧС из-за горящего торфа, почему не привлекают федеральные средства?

— Действительно, горение торфа в районе реки Картагона приносит огромный вред. Мы собирали всех, кто должен тушить, и я поставил задачу в течение зимы все потушить. Залегание торфа там неглубокое, но все равно нужно огромное количество воды — большая площадь. Выделили внебюджетные средства, руководители предприятий дали технику. Мы живем в условиях низкого водного горизонта. Поверхностных вод нет, все высохло — даже колодцы. Многие скважины, которые там были, не работают, бурим новые, но расход воды небольшой. Считаю, что в ближайшие месяц-полтора мы все потушим. Нельзя доводить это до летнего пожароопасного сезона.

Оказалось, что сил и средств МЧС и лесоохраны явно недостаточно, привлекали воинские части, волонтеров, коммерческие организации. Думаю, проблему решим. Режим ЧС имеет четкие показатели. Мы не можем ввести его по желанию, потому что все равно вскоре под давлением прокуратуры придется отменить.

— Какие меры будут приняты по недопущению лесных пожаров в 2016 году?

— Создан координационный совет для подготовки к тушению пожаров в самом начале. Очаги быстро устанавливаются, но потом начинается — кто должен тушить, на какие деньги? Если три недели не решается вопрос о горючем для пожарной авиации в Качуге, то к тому моменту, как самолет заправили, авиация уже работать не может, все в дыму. А потом начали делить территорию — тут федеральная, там областная, а там уже глава поселка не знает, куда бежать, огонь подошел к домам. Настрой у всех был такой, как бы уклониться от тушения.

— Почему вы не посетили юбилей Братска и Черемхово? Это связано с привычкой прошлого губернатора ездить на такие мероприятия?

— Тут вы попали в точку. Мы встречались с мэром Черемхово Семеновым и мэром района Побойкиным и договорились, что мой приезд будет не для «ленточек». Есть желающие работать на этой территории, хотел всех собрать и поговорить предметно, но не смогли собрать этих людей вовремя. Братск я искренне люблю, хотел поехать, но не просто посидеть и поздравить, а пообщаться с людьми, которые будут участвовать в развитии. Это не умещалось в формат праздничных мероприятий.

Деньги были — деньги будут

— Каково будущее проекта по созданию кадетского корпуса?

— Пока нет понимания, где его создавать. Хорошее место в ИВАТУ, но земля принадлежит Министерству обороны, передача может затянуться на много месяцев. Можно выбрать участок, на котором мы полноправные собственники. Пока так — кадетский корпус на 400 учащихся, и все идет к тому, что мы его создадим.

— Какие формы поддержки сельских СМИ будут сохранены в 2016 году? Как эта поддержка отразилась в бюджете?

— На все СМИ в бюджете 2016 года выделено 58 млн (в 2015 году было 80 млн), мы все статьи расходов подрезали. Правда, на сельское хозяйство выделено даже больше, чем было, а на поддержку районной прессы максимально сохранили.

— Что будет входить в антикризисный план правительства? Повлияет ли на ситуацию в области уровень цен на нефть?

— Несколько позиций: снижение необоснованных трат; внимательнее работать с доходной частью — бороться за выход предприятий из серых и черных схем выплаты зарплат, с неуплатой налогов. Если все предприятия будут поставлены на нормальный учет, доходы области вырастут на 30 процентов! Период кризиса может и должен стать для Иркутской области периодом роста. Если цены на нефть будут ниже 40 долларов за баррель, помощи из федерального бюджета, конечно, будет меньше. Но и в этих условиях Иркутская область будет жить лучше, чем соседи, потому что мы, по большому счету, не дотационный регион — мы платим в федеральный бюджет намного больше, чем получаем обратно.

Записал Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии