Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Сергей Левченко: На повестке дня — антикризисная программа

25 января, 2016


100.jpg

19 января губернатор Иркутской области Сергей Левченко провел пресс-конференцию, посвященную итогам ста дней работы в должности и планам на 2016 год.

Картина полностью ясна

Губернатор, который провел предыдущий день в Москве в переговорах о судьбе инвестиционных проектов в Усолье, назвал традицию подведения итогов ста дней «западной традицией».

— Впрочем, не все, что приходит с Запада, плохо, и мы решили отчитаться о проделанной работе, причем каждый член правительства имеет возможность сделать такой отчет, — пояснил Сергей Левченко. — Хотелось бы, чтобы каждый житель области смог понять, насколько эффективно работает схема разделения на губернаторский блок и правительство. Я ставил задачу всем заместителям отчитаться, надеюсь, они справились. Сам я занимался в первую очередь с федеральными органами власти: министрами, руководителями служб. За этот период нашей работы порядок встреч диктовала ситуация. Например, были вопросы по высшим учебным заведениям, так называемая проблема «опорного университета» — я встречался с несколькими министрами. Я ставил перед собой такую задачу: оставить как можно больше ведомственных вузов, чтобы они работали в структуре своих министерств, а мы бы не собирали в кучу несобираемые вещи. Были три встречи с министром сельского хозяйства Ткачевым, и мы пришли к соглашению о сохранении сельхозуниверситета. Одновременно развивалась ситуация с университетом путей сообщения — были две встречи с министром Соколовым; сейчас дорабатываем вопрос по медицинскому университету.

Кроме этого, мы сейчас готовимся к межведомственной комиссии по Байкалу, было две встречи с министром природных ресурсов Донским. К 22 января мы готовимся к заседанию этой комиссии. Я выхожу с инициативой о проведении следующей комиссии конкретно по Байкальску, потому что до сих пор нет принципиального решения по его проблемам, в том числе по шламонакопителю. Проходят десятилетия, но до сих пор решения нет.

Вчера мы подписали соглашение с Фондом развития моногородов по Усолью-Сибирскому. Этот вопрос мы двигали почти три месяца, чтобы нашу заявку включили в перечень на финансирование. Теперь в течение февраля мы вместе с фондом должны выйти с согласованной заявкой и в течение года начать работать по инфраструктуре. Уже 1 февраля прилетит группа из фонда, и начнем работать.

За этот период я встретился с каждым мэром, часто присутствовали председатели дум, и в совместных беседах мне хотелось получить понимание, чем «дышит» каждый муниципалитет. Сейчас в правительстве картина по ситуации в муниципальных образованиях есть, мы можем работать.

Разомкнуть круг «проклятых вопросов»

— Если правительство РФ не примет предложение о том, чтобы в Иркутске не было объединения вузов, — что вы будете делать?

— В Москву вылетали руководители БГУ, провели там очередную встречу с руководством Министерства образования и науки. Пока есть надежда, что мы не будем механистически объединять наши ведущие вузы. Я считаю, что вариант объединения — один из худших из всех имеющихся вариантов, — отметил губернатор. – Уверен, что ИГУ и БГУ оба могут попасть если не во второй, то в третий тур создания опорных вузов, заявку на который нужно подавать в конце 2016 года, а конкурс намечен на весну 2017 года. У нас много вузов на территории Иркутской области, которые пострадали от реформ и даже прекратили свое существование, — ИВВАИУ, например. У нас есть вузы, которые стали филиалами, — например, ИГЛУ, и я не очень вижу заинтересованность Московского лингвистического университета в сохранении этого филиала. Нельзя идти по такому пути, когда хорошие учебные заведения объединяют, корежат и уничтожают.

— Какова ваша позиция по приданию Олхинскому скальнику статуса особо охраняемой природной территории?

— Проблема возникла из-за неправильного оформления документов при выдаче лицензии на разработку. Одно и то же ведомство должно было и выдавать лицензии, и охранять природу — в результате ситуацию завели в тупик, вышли на решение суда. Запрет добычи именно в этом месте состоялся, сейчас мы должны исправить лицензию, чтобы и место сохранить для туристов, и чтобы предприятие могло вести разработку единственного месторождения, — ответил губернатор.

— Как будут осваивать заброшенные земли, особенно там, где горят торфяники?

— Действительно, мы используем примерно половину земель сельхозназначения, которые были использованы к началу 1990-х. Надо снова поднимать целину, как в 1950-е годы. Есть программа развития сельского хозяйства, там все прописано, вплоть до выделения ресурсов. Как и в любой производительной отрасли, нужно все подводить к конечному продукту, то есть делать так, чтобы не просто землю пахали, а произведенное зерно скармливали скоту, – нужно, чтобы молоко или мясо были упакованы и пришли на прилавок. Необходимо наладить полную цепочку производства. Зерновое производство в Сибири без поддержки государства невозможно, мы должны все проработать в деталях.

Что касается торфяников, то там был создан «механизированный кулак», постоянно бурили скважины и решили проблему не к 1 февраля, а к 14 января. Проблема с торфяниками остается, мы готовим программу, чтобы не допустить горения. Все ведомства разобщены, каждый работает по своему направлению, а координации нет — полномочия то у Рослесхоза, то еще у кого-то. Местные и региональные власти будут координировать работу до начала нового пожароопасного сезона, — подчеркнул Сергей Левченко.

— Газификация области сдвинется с мертвой точки?

— В декабре мы в очередной раз обсудили с Газпромом эту тему, пришли к выводу, что нас предложения устраивают. Два момента. Первый — под газификацией понимаем не домовладения, потому что Газпрому это неинтересно, а промышленную переработку, газохимию, сжижение газа и снабжение соседних территорий. Вторая тема — это энергетики, им выгоднее использовать свой уголь. Пока решения по этому вопросу нет. Надеюсь, что к началу марта мы с Газпромом примем план совместной работы, — пояснил губернатор.

— Но Газпром несколько раз говорил о нежелании строить трубу на юг области?

— Действительно, это так, — признал губернатор. — Мы ищем другого инвестора, который решит эту задачу, а Газпрому мы предлагаем сжижение и переработку на юге области. Первые расчеты говорят, что это будет достаточно выгодно, в том числе и для наших соседей.

200.jpg

Дискуссию приветствуем, тональность нужно снизить

— Президент РФ определил, что 2017 год станет годом охраны окружающей среды. Как будет решаться проблема отходов лесной отрасли и выбросов от промышленности вообще?

— Уже через месяц должна начаться переработка лесных отходов в топливные гранулы — пеллеты. Вы знаете, что мы начали жесткую борьбу с нелегальными рубками, продолжается операция «Лесовоз», будем очищать леса от порубочных отходов и их тоже перерабатывать.

Тема отходов и выбросов в атмосферу очень сложная, по Братску, например — больше всего выбросов от алюминиевого завода, а психологически труднее всего воспринимаются выбросы от ЛПК. Это большая сложная тема, ее в таком разговоре, как сегодня, не раскрыть, — признал Сергей Левченко. — Сейчас правительство в первую очередь работает над антикризисной программой, которую мы должны представить Законодательному собранию. Один из важных пунктов в ней — повышение отдачи от лесной отрасли, более плотная работа с крупными налогоплательщиками, большее внимание к малым и средним предприятиям. Оказалось, например, что 170 арендаторов имеют участки в районах, но на этой территории не зарегистрированы, и где они платят налоги — неизвестно. Проводим инвентаризацию.

— Почему вы отозвали кандидатуры судей для Уставного суда?

— Я считаю, что мы сегодня находимся в ситуации жесткой экономии средств. Если помните, я сократил зарплаты себе и всем заместителям. Так вот, создание Уставного суда всю эту экономию «съест». Если бы была жизненная необходимость в суде, мы бы на это пошли, но такой необходимости не видно. Допустим, в одном из населенных пунктов распустилась дума, а Уставной суд принял решение ее восстановить. Вопрос: кто будет исполнять решение? Правительству придется обращаться в суд общей юрисдикции, но зачем тогда Уставной суд? Существующие уставные суды сейчас нарабатывают прецеденты, и нам нет необходимости включаться в эту работу, — пояснил глава региона.

— Что будет с футбольным клубом «Байкал»?

— Я встречался с руководством футбольного союза и клуба, обещал исполнить обязательства и обещания, которые дало прошлое руководство области. Весной будем встречаться снова, обсуждать будущее клуба. Я тоже болельщик и хочу, чтобы был хороший футбол, но, к сожалению, работа велась неправильно. Мы домашние матчи играем в других регионах — разве это футбол? Мало местных игроков, «покупаем» иногородних, цепляемся за последние места в лиге. Будем стараться, чтобы играли местные ребята, а по результатам сезона определимся — какую задачу ставить перед клубом. В первую очередь — матчи нужно играть здесь, нам нужно теплое поле, потому что в нашем климате без этого нельзя, — заявил Сергей Левченко.

— Хорошо, что у нас в области возникла политическая дискуссия, но тональность заявлений Следственного комитета или представителей администрации Иркутска вызывает недоумение. Не успевает первый заместитель губернатора сказать что-то о проблемах в работе Следственного управления, как тут же генерал Бунев отвечает довольно вольной, на мой взгляд тирадой. Здорово, что стало можно критиковать первых руководителей. Но не успевает заместитель губернатора Кондрашов что-то сказать о ИВАТУ — ИВВАИУ, как тут же представитель мэрии Маргарита Ли выступает с гневной тирадой. Мне до сих пор казалось, что публичная дискуссия — это когда острые вопросы обсуждают за круглыми столами, в СМИ. Сегодня это все как-то странно и некорректно. Как вы считаете? — обратился к губернатору один из участников пресс-конференции.

— Да, демократия иногда приобретает необычные формы. Процесс достаточно сложный. Сразу сделать так, чтобы все было прозрачно и все общество понимало все одинаково, невозможно. Я к этому отношусь с пониманием. Мы будем обсуждать разные острые вопросы, но на круглых столах и публичных мероприятиях, а не в Интернете заочно. Критиковать нужно, но этого мало, если только этим будем заниматься, то никуда не сдвинемся. Я бы и в первом, и во втором случае попросил остыть участников, я всех призываю к корректности. Никому из представителей разных структур, хоть из органов власти, хоть из правоохранительных органов, пока похвастать нечем. Не случайно и у президента жесткая антикоррупционная позиция — это не касается отдельных структур или направлений, к сожалению, коррупция — одна из самых острых проблем, и коррупция есть везде. Если начинать пикироваться, то мы к решению антикоррупционной задачи не придем. Всем остыть и найти возможность сотрудничества, иначе придется разбираться другим людям, — заявил губернатор.

— Будет ли исправлен областной закон о капитальном ремонте?

— Да, конечно, поправки будут представлены в Законодательное собрание в ближайшее время. Будут перемены и в руководстве Фонда капитального ремонта, — сказал губернатор.

— У Ангарского управления образования в конце 2015 года изъяли часть средств, объяснив, что нужно заплатить на других территориях. Будут ли возвращены эти средства? Будет ли достроена школа в 7а микрорайоне?

— Что касается средств, то мы заняли третье место в РФ  по количеству дотаций из федерального бюджета. Мы получили средства именно потому, что в прошлом году освоили все выделенные средства. Сейчас будем рассматривать поступления и дадим тем, кому действительно нужно. Если в Ангарске будет сложная ситуация, поможем именно Ангарску. Действительно, школа в 7а микрорайоне стала памятником ХХ веку, строится уже более 20 лет. Не хотелось бы сопоставлять ее с проектом «Умной школы» — это совершенно разные вещи. Пока нам не удалось найти средства на достройку школы в Ангарске, но при поступлении дополнительных средств она стоит на первом месте, — пояснил губернатор.

300.jpg

— Не кажется ли вам, что рост тарифов принимает лавинообразный характер, и именно потому, что те, кто снабжает нас ресурсами, все больше и больше «хотят кушать»?

— Это слишком серьезное заявление. 5 копеек на электроэнергию – это не лавина. Не собираюсь ни с кем спорить, но тарифы у нас самые низкие — даже несмотря на те повышения, которые были в прошлые годы и в которых почему-то обвиняют наше правительство. Мы повысили тарифы всего на 3 процента, и они остаются самыми низкими в Российской Федерации. Сделаем все возможное, чтобы так было и впредь.

— Появилось интервью Сергея Ерощенко, который сказал, что ваше правительство просто не поняло планов реконструкции аэропорта и самого лучшего бюджета, который был сбалансирован. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Там было сказано еще о детских садах. Есть вопрос — достаточно ли их и были ли нарушения при строительстве. Всем регионам давали средства, в Иркутской области они часто осваивали неразумно. Где-то детские сады не заполнены, где-то мест не хватает и сегодня. 12 августа 2015 года по строительству детских садов возбуждено уголовное дело по поручению главы Следственного комитета Бастрыкина, и я думаю, что результаты там будут.

Заявления по поводу сбалансированности областного бюджета лучше всего комментировать с цифрами: миллиард рублей долгов у «Облкоммунэнерго», 600 млн рублей долга у «Облжилкомхоза», забастовки и голодовки работников… Бюджет не был сбалансирован, он был с огромными долгами, и мы с ними разбираемся до сих пор.

Аэропорт мог быть одним из лучших, но методы, которыми области и городу навязывали непродуманный вариант развития порта, — тут я согласиться не могу. Все мои встречи со структурами, которые хотят продолжать участвовать в развитии порта, завершаются тем, что мы должны вернуться к самому началу, начать полностью с нуля. Если бы решения были хорошие, никто бы до такого уровня не отступил, — подчеркнул Сергей Левченко.

Записал Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии