Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Подряды для «своих»

10 ноября, 2014

 

 

Депутат областного парламента, директор крупной
компании-застройщика Алексей Красноштанов заявил
о коррумпированности дорожной отрасли Прибайкалья

 

По утверждению парламентария, в регионе процветает система откатов, а контракты получают подрядные организации, угодные власти. Алексей Красноштанов заявил, что дорожная отрасль Иркутской области находится в упадке и что если ситуация не изменится, отрасль ждет полный крах.

Об одном по-разному

Совместное заседание президиума Союза строителей и правления Союза дорожников региона было созвано 6 ноября для рассмотрения одного вопроса — ситуации по строительству дороги Еланцы — Хужир в 2014 году. Однако почти двухчасовой разговор вышел за узкие рамки повестки и затронул проблемы дорожной отрасли региона в целом.

С просьбой рассмотреть вопрос по строительству дороги в два профессиональных Союза обратился представитель ООО СПМК-7 Александр Ерохин. Напомним, в августе ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» в одностороннем порядке расторгло с этим предприятием государственный контракт на выполнение работ по реконструкции автодороги Баяндай — Еланцы — Хужир на участке 95—108 км.

Аукцион на выполнение данных работ был объявлен в марте этого года. Компания «СПМК-7» до этого успешно сдала два предыдущих участка реконструкции трассы. На совместном заседании Александр Ерохин рассказал всю проблемную историю вопроса по третьему участку, начавшуюся еще с момента проведения аукциона, и о взаимоотношениях  с заказчиком, выдвинувшим к подрядчику ряд претензий, которые последний во многом считает надуманными.

Не вдаваясь в технические подробности, отметим, что претензии к подрядчику со стороны заказчика признали несостоятельными и Иркутским территориальным управлением Федеральной антимонопольной службы (УФАС), и прокуратурой области. УФАС также не увидело достаточных доказательств, которые могли бы послужить основанием для включения информации в отношении ООО «СПМК-7» в реестр недобросовестных поставщиков, на чем настаивает заказчик.

В настоящее время СПМК-7 обратилось в арбитражный суд с требованием признать недействительным одностороннее решение по расторжению контракта.

Предваряя дискуссию, президент Союза строителей Юрий Шкуропат отметил:

— В уставах обоих Союзов написано, что мы обязаны защищать интересы наших членов. Нынешнее совещание не спонтанно. Мы выполняем наши уставные обязательства и будем защищать застройщиков, если они действуют по российским и региональным законам.

Заказчик, директор ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» Виталий Шишмарев, не увидел «смысла в рамках  общественного заседания погружаться в суть производственных вопросов»:

— В предыдущие годы нас связывал положительный опыт с компанией СПМК-7. Заключая контракт, мы были уверены, что результат будет не просто достигнут, но и с опережением срока. Я уважаю профессиональные качества Александра Николаевича Ерохина, но тут стоит вопрос регулярности нарушений положений государственного контракта, который нельзя было не заметить. Я не вижу смысла сейчас погружаться в пункты госконтракта и нормы законодательства. Отмечу только, что заказчик констатировал существенное отклонение от условий контракта, неисполнение предписаний на устранение выявленных недостатков.

Виталий Шишмарев, в итоге все же обрисовавший часть истории незадавшейся стройки, в том числе то, что изначально подрядчик приступил к работам без согласования проекта производства работ, рассказал и о схеме возврата проплаченных средств в областной бюджет, и о том, что контракт будет размещен повторно.

Напомнив, что СПМК-7 уже принимала участие в строительстве этой же дороги, только на других участках, Юрий Шкуропат адресовал заказчику вопрос:

— Скажите ваше мнение — в чем дело? Когда принимали прежние участки, качество дороги расценивалось как великолепное. Строили те же самые люди, использовались те же материалы, асфальтобетонный завод тот же. Почему же получился такой перевертыш?

— Я не понимаю сам, в чем причина, — честно ответил Виталий Шишмарев. — Тогда мы принимали объект, сделанный качественно. Были мелкие замечания, которые сразу устранялись. Что случилось в этот раз, я пояснить не могу, только констатирую факт.

Дорогу перекрыла политика

Директор ООО «Финансово-строительная компания «Дом-строй», депутат Законодательного собрания Иркутской области Алексей Красноштанов отмечает: в арбитраж компания, с которой заказчик в одностороннем порядке расторг контракт, обратилась для того, чтобы усилить внимание к проблеме. Выиграть же суд при тех условиях, что прописаны в контракте, у подрядчика шансов нет.

— Мы встречались с Михаилом Литвиным (в ту пору министром строительства, дорожного хозяйства региона — Авт.), обсуждали эту конкретную тему, и он мне сказал: это политические дела, никакого отношения к бизнесу и дорогам это не имеет. Мы прекрасно понимаем, что через год-два проведем снова конкурс, и не важно, вы или другие компании выиграют, в любом случае дорогу все равно будет делать СПМК-7, потому что асфальтовый завод — СПМК-7, гравий, карьеры — СПМК-7, никуда мы не денемся, — говорит Алексей Красноштанов. — Для меня ясно, что пора политику от бизнеса убирать. Политика политикой, а реальная работа — это другое. К тому же я скажу, что это и имидж Иркутской области. Каждый год люди летом посещают Байкал, а там не дороги, а направления, все сельское хозяйство погубили. А мы тянем работу по контракту.

В последнем разговоре министр Литвин мне заявил, что, кроме Дорожной службы, никто контракт нигде не выиграет, — сообщил глава «Дом-строя». — Вот, например, объявили конкурс на дорогу Иркутск — Листвянка. Там три конторки выставились, по словам министра, но они их засудят в московском и иркутском ФАС. Я у него спросил: «Как так? Еще не проводя конкурс, вы говорите, что их засудите». Сам принцип — «мы всех кончим, Иркутск — Листвянку будем делать только с Дорожной службой». Мы куда идем? Дорожная служба может делать 3, 15 км, а потом на 45 км берет на субподряд. Это мздоимство, коррупция. Так оно везде и продолжается».

Отрасль «откатывается»?

Алексей Красноштанов уверен в коррумпированности дорожной отрасли области и в том, что власти в курсе происходящего. Он сообщил о личных переговорах по этому поводу с представителями исполнительной и законодательной власти и о цифрах откатов, которые общеизвестны и достигают 25 процентов:

— Имел неосторожность обсуждать этот вопрос с господином Брилкой и господином Слободчиковым. Я им сказал: «Друзья, вы при помощи Литвина, Торопова и всех развалили всю дорожную отрасль. Вас иначе как «Миша-четвертак» не зовут (видимо, депутат имел в виду Михаила Литвина. — Авт.). Вы же 10 процентов сначала берете откатов по контракту, ну, в смысле, официально, а 15 процентов вам надо привезти сверху. На что мне сказали: «Да, все прекрасно знаем, все будет исправлено». Исправили через две недели: нашу организацию СПМК-7 отключили от этого контракта…

Депутат, очевидно, имел в виду главу Некоммерческого партнерства строителей Байкальского региона, заместителя председателя Законодательного собрания, секретаря Иркутского регионального отделения партии «Единая Россия» Сергея Брилку, первого заместителя председателя правительства области Николая Слободчикова. Министр промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области Кирилл Торопов был задержан в середине октября сотрудниками Федеральной службы безопасности. Кировский районный суд 20 октября арестовал министра на два месяца.  Торопова подозревают в хищении 15 млн рублей на строительстве дороги на севере Прибайкалья — из города Бодайбо в поселок Таксимо, Республики Бурятия. После задержания губернатор Сергей Ерощенко упразднил министерство Торопова, вернув структуру этого ведомства в министерство экономического развития. Михаил Литвин был снят с должности министра строительства,  дорожного хозяйства, оставшись в должности зампреда правительства. По неофициальной информации, Литвин сразу же после этих событий покинул территорию Иркутской области.

Алексей Красноштанов сообщил и о других проблемах дорожной отрасли:

— У нас сегодня проектировщик приезжает из Москвы. Затем заключает контракт с нашей маленькой конторкой, которая делает изыскания, проектирует им. Потом все уходит в Москву, и возвращаются сырые проекты в Иркутск. Идет развал. У нас же появились «эффективные менеджеры», которые все «заменеджерили». Вот в чем наш самый главный вопрос сейчас. Я таких менеджеров никогда не боялся, потому что мне стыдно деньги, которые заработаны моим коллективом, давать на откаты и взятки. Я этого никогда делать не буду… Мы должны для себя понять — почему надо привлекать внимание общественности? Потому что в противном случае дорожная область региона будет похоронена.

 


— Я имел неосторожность обсуждать этот вопрос с господином Брилкой и господином Слободчиковым, —  сообщил Алексей Красноштанов. — Я им сказал: «Друзья, вы при помощи Литвина, Торопова и всех развалили всю дорожную отрасль. Вас иначе как «Миша-четвертак» не зовут (видимо, депутат имел в виду Михаила Литвина. — Авт.). Вы же 10 процентов сначала берете откатов по контракту, ну, в смысле, официально, а 15 процентов вам надо привезти сверху. На что мне сказали: «Да, все прекрасно знаем, все будет исправлено». Исправили через две недели: нашу организацию СПМК-7 отключили от этого контракта…
 

 

Скандал есть, дороги нет

Виталий Шишмарев, в свою очередь, отметил «бесперспективность подобного разговора»:

— Я не в курсе личных бесед с руководством области. Наша как заказчика задача — в максимальном достижении качества производства работ. Когда мы не можем наш лояльный к подрядчику контракт реализовать, это очевидная проблема, она будет подробно изложена и суду. Мы идем навстречу, но почему так получается, я не знаю. В отношении качества мы ругаем всех подрядчиков.

Однако в объективности происходящего усомнился глава Союза дорожников, гендиректор АО «ИркутскгипродорНИИ» Анатолий Косяков:

— Рассматриваемый контракт весьма показателен. Мы не видим четкой, явной позиции заказчика, не видим, что он следует  названным призывам. Они, эти призывы, хороши сами по себе: качество превыше всего, надо за него бороться.  Но не видно, чтобы эта позиция была объективна и одинакова для всех. Это конкретный пример существующего положения дел: избирательно взяли и применили к одному подрядчику все требования, которые прописаны в контракте. Да, они правильные. Но мы видим и других подрядчиков, к которым вообще ничего не применяется. На суде будет рассматриваться один этот конкретный вопрос, а нужно говорить в целом о положении дел, и приходится это делать.

Заказчики «забыли про интересы региона, муниципалитетов и даже России», уверен Юрий Шкуропат:

— Почему люди не смогли найти общего языка? Тяжба идет с августа. Где дорога? Кто выиграл? Дороги нет, хотя деньги, которые сейчас очень сложно найти в бюджете, на эти цели были. Для чего настолько накалили ситуацию, не стали искать пути решения, а загнали вопрос в угол? Возможно, какие-то отклонения есть, но их надо снимать мирным путем, а мы доводим до судов, прокуратуры. Подход должен быть с государственной, а не с частной, локальной точки зрения. Вот чего мы хотим: добиться прозрачности отношений заказчика с подрядчиком, чтобы в итоге получился результат. Здесь его нет. Давайте подходить к проблеме с точки зрения реальных планов, которые надо выполнять на территории области. Мы слишком отстаем от других регионов и по дорожному, и по иному строительству.

По итогам совместного заседания двух региональных Союзов было принято решение о проведении в ближайшее время конференции с широким участием представителей дорожной и строительной отраслей.

Сергей Петренко, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».

На фото: Алексей Красноштанов;

Юрий Шкуропат:
«Необходима прозрачность отношений подрядчика с заказчиком»;

Анатолий Косяков: «Требования должны быть едиными,
а не избирательными»

 

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии